четверг, 13 ноября 2014 г.

Узбекская группировка в Сирии присягнула мулле Омару

Крупнейшая узбекская военизированная группировка в Сирии присягнула на верность лидеру талибов мулле Омару.

На прошлой неделе группировка «Имам Бухори Джамаат», дислоцирующийся в провинции Алеппо, выложил в Интернет видеоролик присяги.
Установить подлинность этого видеоролика невозможно, он был размещен на официальном сайте «Имам Бухори Джамаат», который также обнародовал несколько видеороликов группы, сражающейся в сирийском Алеппо.
Это произошло после того, как социальные медиа «Исламского государства» (ИГ) обнародовали видео, на котором запечатлено, как группа узбекских боевиков — утверждающих, что они из отряда «Имам Бухори Джамаат», — присягает на верность лидеру ИГ Абу Бакру аль-Багдади.
Видеоролик, в котором также звучит речь лидера «Имама Бухори Джамаат», известного под именем Шейх Салахуддин, проливает свет на наличие прочных связей между некоторыми узбекскими боевиками в Сирии и экстремистскими группировками в Афганистане и Пакистане. Также это видео наводит на вопросы о том, почему группировки, которые имеют (или утверждают, что имеют) многолетнюю историю боев в Афганистане, находятся в Сирии.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ САЛАХУДДИНА
Сам видеоролик — на узбекском языке, однако изложение сути речи Салахуддина было распространено в социальных сетях на русском языке чеченскими боевиками, базирующимися в провинции Латакия.
Исходя из этого краткого изложения его речи, «Имам Бухари Джамаат» был создан «с одобрения Исламского Эмирата Афганистан» — название, используемое афганскими талибами и данное ими региону Афганистана, находившемуся под их контролем с 1996 года до падения их власти в 2001 году.
Салахуддин, который, как считается, в течение многих лет находился в Афганистане, прежде чем оказаться в Сирии, и чье лицо отображается на видео размытым, утверждает, что перед тем, как отправился в Сирию, он встретился с рядом руководящих лиц талибов. Среди них пуштунский полевой командир Сираджуддин Хаккани, который, как считается, предоставил «Аль-Каиде» убежище в Афганистане. Соединенные Штаты предложили 10 миллионов долларов в награду за захват Хаккани.
Заявления Салахуддина весьма занятны — и удивительны — в свете опровержений представителей афганских талибов об отправке бойцов группировки в Сирию.
Gulf Times в сентябре процитировало высокопоставленного официального талибского источника, что «официальная политика афганских талибов заключается в том, что мы не посылаем ни одного из наших бойцов в иные места, кроме как в Афганистан».
ПЕРВЫЙ ЗАДОКУМЕНТИРОВАННЫЙ СЛУЧАЙ?
Если видео достоверно, то оно, по всей видимости, является первым задокументированным случаем присяги на верность мулле Омару и талибам со стороны иностранной группировки в Сирии.
Пока не ясно, как это скажется на будущем группировки в Сирии.
Тем не менее присяга на верность талибам говорит о том, что «Имам Бухори Джамаат» открыто противостоит группировке ИГ в Сирии, объявившей в июне о создании «халифата» под руководством самопровозглашенного «халифа» Багдади. Как отметило издание Long War Journal, и Багдади, и мулла Омар называют себя «эмирами правоверных». В июле «Аль-Каида» публично повторила свою клятву верности лидеру талибов мулле Омару в своем новом интернет-бюллетене «Аль-Нафир».
Недавнее объявление о поддержке ИГ «Исламским движением Узбекистана», которое имеет тесные связи и с талибами, и с «Аль-Каидой» начиная с конца 1990-х годов, стало неожиданным ходом. Может быть, этот шаг спровоцировал раскол в «Имам Бухори Джамаат», когда одни боевики присягнули на верность ИГ, а другие — талибам.
Видео также дает возможность ознакомиться с тем, к каким группировкам в Сирии присоединяются узбекские боевики.
Узбекские боевики активны в Афганистане и Пакистане с конца 1990-х годов, в основном это сторонники «Исламского движения Узбекистана», которое выступает за свержение правительства Узбекистана и создание на его месте исламского государства.
В то время как аналитики хорошо знают о том, что узбекские боевики играют всё более заметную роль в сирийском конфликте, это последнее видео дает основания предполагать, что по крайней мере некоторые из них не недавно радикализованные молодые мужчины, а закаленные в боях "джихадисты" со связями за пределами Сирии, в Афганистане и Пакистане.
Йоанна Паражчук и Алиса Вальсамаки, Азаттык

Комментариев нет:

Отправить комментарий