Максат Усенов продемонстрировал, насколько лояльно к мажорам казахстанское законодательство
В крупных it-компаниях одни из наиболее ценных консультантов – это хакеры. Потому как хулиганы от веб-индустрии своими атаками показывают слабые места той или иной программы или системы. Родилось подозрение: а не хакер ли Максат Усенов? Ну в самом деле, знали бы казахстанцы без любящего быструю езду мажора о том, насколько гуманно к нарушителям действующее законодательство? А так благодаря неугомонному юноше и поправки в Уголовный кодекс активнее обсуждались, и новые Правила дорожного движения пристальнее разглядывались… Впору таких «хакеров» и в других отраслях жизни искать, потому как «сырые» законы – это большая проблема Казахстана.
Новость о том, что Максат Усенов вновь спровоцировал аварию, взорвала на неделе Казахстан. Даже крупные политики сочли своим долгом прокомментировать ДТП и затребовать для мажора справедливого наказания. Как наиболее креативные из предложенных вариантов можно выделить публичные порку и даже казнь. Но, вот беда, ни одной из озвученных идей исполниться не суждено. По действующему законодательству Усенову практически ничего не грозит: прав, которых обычно лишают за выезд на встречку, у парня давным-давно нет, пострадавшая жива, хотя и не совсем здорова. Так что максимум, на что может рассчитывать возмущённая общественность, это штраф в 30 МРП. Вот такое у нас лояльное законодательство. Правда, в ближайшем будущем, благодаря всё тому же Максату Усенову, Уголовный кодекс станет чуть жёстче.
– Если вспомнить ДТП 2013 года, когда из-за Максата Усенова погиб человек, то там имела место международная практика гуманизации законодательства. Во всём мире это есть: если потерпевший считает нужным и возможным простить обвиняемого – это разрешено. Но в новом Уголовном кодексе, который будет действовать с 2015 года, мы после того случая с Максатом Усеновым ситуацию исправили: если кто-то из участников ДТП погиб, примирение сторон невозможно, – говорит мажилисвумен Айгуль Соловьёва.
Впрочем, как признаёт депутат, такие, как Максат Усенов, практически всегда выходят из зала суда победителями. Очень уж хорошие у них адвокаты. Но, как уверен президент Союза адвокатов РК Ануар Тугел, в казахстанском законодательстве достаточно много нестыковок и не надо быть семи пядей во лбу, чтобы их найти.
– У нас есть много законов, которые практически не исполняются, потому что нет соответствующих условий, – говорит он.
В качестве последнего яркого примера неработающего закона можно привести новые Правила дорожного движения: согласно международным нормам в этих правилах парковка вдоль дорог была запрещена, и только потом выяснилось, что в казахстанских мегаполисах кроме обочины и машину оставить-то негде: паркингов не хватает, гаражей тоже… Почему этот момент не учли сразу – для населения загадка. Но, по мнению Ануара Тугела, объясняется всё достаточно просто:
– У правительства свои сроки и график законопроектных работ. Вот и получается, что они иногда второпях, желая не выбиться из этого графика, стараются протолкнуть законопроекты через парламент. По идее каждый разработчик должен ту или иную норму закона проецировать на себя, анализировать. Но вместо этого он, как и любой чиновник, старается быстрее отчитаться, чтобы не получить выговор от начальства, – говорит адвокат.
Солидарна с тем, что именно спешка и непрозрачность принятия законов приводят к «дырам» в законодательстве, через которые уходят от ответственности разные усеновы, и председатель попечительского совета Transparency Kazakhstan Наталья Малярчук.
– Если смотреть в теории, законодательство у нас очень хорошее. У нас нет правоприменительной практики и теории этой практики. То есть возникла ситуация – внесли изменения в закон, потом выясняется, что поправки лишь усугубляют проблему, – говорит она.
Так было с гуманизацией Уголовного законодательства, с нормой о парковках, с изменениями в налоговое законодательство. Да практически каждые поправки в любой закон инициировались по одному и тому же принципу: появлялась вполне конкретная проблема, которую законотворцы хотели моментально решить. Брали за основу международный опыт и, исходя из этого, скоренько меняли казахстанское законодательство. По мнению Натальи Малярчук, куда правильнее было бы каждой поправке уделить гораздо большее внимание, оценить её внесение в динамике и обязательно с учётом казахстанских реалий. Консалтинговых агентств, которые могли бы это делать, в Казахстане достаточно. Было бы неплохо, если бы честную аналитику выдавали и сами госорганы. Но это лишь полдела.
– У нас граждане не ассоциируют себя со своей страной. Даже когда решается сугубо личный для каждой категории граждан вопрос, особого всплеска активности общества не наблюдается. Ну, например, возмущались ли предприниматели, когда в прошлом году менялось налоговое законодательство? Нет! Возмущались ли водители готовящимися поправками в Правила дорожного движения? Тоже нет. И так – по каждому закону, – говорит о главной причине несовершенства казахстанских законов Наталья Малярчук.
Получается, мы, казахстанцы, достойны существующих законов, потому что именно с нашего попустительства они и были приняты. И когда очередной Усенов въедет в новую компанию студентов, а через год – выедет на встречку и спровоцирует ещё одну аварию, не стоит искать виноватых в верхах, потому что о том, что такое в принципе возможно, не подумал никто.
Комментариев нет:
Отправить комментарий