вторник, 10 февраля 2015 г.

точки над "i"

Утя
Выведя все свои главные активы из страны и оставив в Казахстане лишь медийные структуры, нацеленные против Евразийского союза с Россией, Булат Утемуратов превратился в «облегченную версию Аблязова» и подготовился к своему самому главному политическому рывку
   
ТРИ ДРАКОНА: БУЛАТ УТЕМУРАТОВ, КАРИМ МАСИМОВ, ТИМУР КУЛИБАЕВ
Неожиданно разгоревшийся скандал с публикацией материалов о политтехнологической деятельности известного казахстанского эксперта Данияра Ашимбаева лишь на первый взгляд может рассматриваться как сведение личных счетов сторонниками Мухтара Аблязова. Скорее всего, это событие станет началом серьезного передела рынка политического консалтинга в Казахстане…
Только наивные обыватели могут предполагать, что они на выборах принимают рациональное решение поддержать того или иного кандидата. На самом деле процесс голосования мало чем отличается от похода в супермаркет – в условиях большого выбора и недостатка информации вы купите не самый лучший продукт, а самый разрекламированный. Именно эту задачу политического маркетинга и выполняют многочисленные казахстанские аналитические службы, исследовательские институты, социологические агентства, а также целый сонм отдельных экспертов, публицистов и ньюсмейкеров.
Ситуация со взломом и последующей публикацией переписки Данияра Ашимбаева воспринимается, как если бы один из шахматистов, проигрывая партию, сделал бы сопернику «ход конем по голове». Авторы данного вброса и рассчитывали на этот эффект, лишь использовали Муратбека Кетебаева в качестве так называемого «сливного бачка». На самом деле удар по Ашимбаеву – это больше чем простое сведение счетов. Цена вопроса – передел рынка политического консалтинга.
Политика в Казахстане делается влиятельными олигархическими группами, а инструментарием работы выступают аффилированные с ними общественные организации, политические партии, СМИ, и экспертное сообщество.
При этом координаторами всей работы выступают несколько известных фигур, тесно включенных в олигархические группы:
•  Досым Сатпаев, связанный с группой Булата Утемуратова;
•  Данияр Ашимбаев, взаимодействующий с группой Тимура Кулибаева;;
•  Ержан Бабакумаров, давно представляющий интересы Карима Масимова.
Удар по Ашимбаеву заставляет группу Тимура Кулибаева (пусть и временно) искать нового координатора информационно-аналитической работы. Одновременно другие группы получают краткосрочное преимущество в темпах развертывания своих политических проектов.
В текущей ситуации, когда подготовка к внеочередным выборам выходит на финишную прямую, подобный выигрыш во времени дорогого стоит. Ведь в случае проведения досрочных президентских выборов модерацию процесса отдадут конкурентам Кулибаева. А в случае проведения досрочных парламентских выборов ослабляются позиции партийных структур, им поддерживаемых.
 Тима кулек

БУЛАТ УТЕМУРАТОВ КОНТРОЛИРУЕТ ДАЖЕ РАДИКАЛЬНУЮ ОППОЗИЦИЮ?
Группа Булата Утемуратова в данный момент ведет масштабную работу по осуществлению серьезного политического реванша. При этом, понимая, что непосредственно к Нурсултану Назарбаеву выйти пока не удастся, ставка сделана на развитие экономических и медийных активов. Более того, через аффилированных национал-патриотов, в частности Ермека Нарымбаева, Утемуратов инициировал атаку на единственный конкурирующий медиа-проект – подконтрольный Дариге Назарбаевой «Первый канал – Евразия». Хотя в декабрьском иске Нарымбаева и шла речь о нарушении телеканалом закона о СМИ, все понимают, что главное в этом вопросе – борьба телеканалов «Тан» и «Первый канал – Евразия» за аудиторию. А с учетом антироссийской риторики «Тана» это и удар по интеграционным усилиям президента Назарбаева.
После проигрыша в соперничестве с Каримом Масимовым в 2008 году, Утемуратов изменил тактику. Он был обвинен в информационной поддержке радикальной оппозиции и выпал из ближайшего круга главы государства. После этого Утемуратов вывел из страны все производственные активы, оставив только банковские и информационные ресурсы.
Банки, подконтрольные Утемуратову играют системообразующую роль и не могут быть взломаны конкурентами либо государством, поскольку это несет риски для всей экономики. Банки выкачивают из экономики деньги в зарубежные проекты Утемуратова. Упрощенно говоря, в Казахстане остаются пассивы, а возврат активов зависит от личных политических гарантий Утемуратову.
При этом медийные активы — ТРК «Тан», журнал «Форбс», продолжают  линию критики власти. Таким образом, Утемуратов позиционируется в элите как «облегченная версия Аблязова».
Утя решает вопросы
Предполагается, что в условиях предстоящей предвыборной кампании властям потребуются качественные, рейтинговые СМИ, и они сами предложат сотрудничество. Тогда-то Утемуратов и сможет обозначить свою цену президенту. Удар по конкурентам в лице Ашимбаева выгоден группе Утемуратова стратегически. Но с тактической точки зрения – преждевременен.

КАРИМ МАСИМОВ НИКОГО НЕ БОИТСЯ 
Перед группой Карима Масимова также стоят несколько иные приоритеты. Экономическая ситуация ухудшается с каждым днем, и Ержану Бабакумарову все сложнее поддерживать имидж шефа как непревзойденного «кризис-менеджера». При этом непосредственной угрозы от политических соперников Карима Масимова пока не проглядывается — они как раз зависят от социально-экономических настроений в обществе. Потому предположить атаку на группу Кулибаева со стороны Карима Масимова тяжело. Скорее наоборот, в текущей ситуации они могли бы выступить союзниками.
В исполнении политических задач со стороны основных олигархических групп задействованы:
•   В группе Карима Масимова – Ассоциация социологов и политологов Казахстана (Бахытжамал Бектурганова).
•   В группе Тимура Кулибаева – ОФ «Стратегия» (Гульмира Илеуова).
•   В группе Булата Утемуратова – Центральноазиатский фонд развития демократии (Толганай Умбеталиева).
Кроме того, к реализации отдельных социологических исследований привлекаются и многочисленные маркетинговые агентства. В то же время перед ними не ставится задача формирования общественного мнения – только получение «голых» цифр.
Масяня
Завершает всю эту сеть по формированию общественного мнения для казахстанцев огромная армия экспертов-публицистов всех мастей: политологов, историков, журналистов, блогеров. Будучи предельно вторичными по отношению к процессу принятия политтехнологических решений, они играют несколько иную роль. Главная их задача – формирование иллюзии разнообразия, иллюзии борьбы идей и политических платформ. Чтобы у неподготовленного казахстанца, приходящего в «политический супермаркет», глаза разбегались, и он некритично хватал с полки первый попавшийся продукт.
Изменения на рынке политического консалтинга для этой политической массовки будут выражаться в трансформации политической риторики – превращения  из «праведных» чиновников в оппозиционеров, неожиданные «уходы из политики», кульбиты политических партий от экологии к национал-патриотизму и тому подобное. Все это – несамостоятельность  политических игроков, голливудская «фабрика грез».
Подготовка к новому избирательному циклу обостряет борьбу за ресурсы «Ак Орды» между основными олигархическими группировками и их информационно-аналитическими центрами. «Слив» Ашимбаева – это  только первый звонок. Скоро на «пир стервятников» начнут слетаться и менее значимые фигуры: «велосипедисты» Есимова, связка Тасмагамбетов – Ракишев, угрюмые ребята из ведомства Абыкаева, «национал-патриоты» Шукеева, «бородачи» Кайрата Сатыбалды, региональные «бароны» и т.п.
08
Соответственно, появятся и новые инструменты, новые координаторы информационных потоков, о которых мы вам постараемся оперативно рассказать.

Продолжение следует

Айбат БАТЫРХАНОВ, специально для «I»

Комментариев нет:

Отправить комментарий