В Кыргызстане вновь заговорили об огромных суммах денег, которые сразу после 7 апреля 2010 года изъяты в разных учреждениях и потрачены новыми властями страны.
Вчерашние соратники главных «героев революции» сегодня обвиняют их в воровстве. Нарушителями видимого спокойствия выступили на этот раз члены общественного движения «Элдик кайрат», в течение нескольких дней дающие вторую по счету пресс-конференцию с разоблачениями отдельных высокопоставленных членов временного правительства. Вся эта история с финансами по-прежнему мутная. Не своими миллионами бывшая оппозиция распоряжалась как собственными. И очень небрежно - не считая, не отчитываясь. В общем, халатно.
Разворошили
Что не поделили прежде единомышленники, пока неизвестно, но некто Медетбек Мамбетакунов, выйдя к журналистам, заявил, что непосредственно 7 апреля никаких денег они не забирали. «Наоборот, вплоть до 10 апреля мы защищали Дом правительства от мародеров. Деньги мы нашли, но охраняли их, а потом передали Азимбеку Бекназарову - представителю временного правительства. В сейфе также найдены американские доллары, российские рубли», - сказал Медетбек Мамбетакунов, посетовав, что его обвиняют в краже 16 миллионов.
Азимбек Бекназаров не заставил долго ждать пояснений. И рассказал ИА «24.kg», что документы, которые у него сохранились, он уже отправил президенту страны и в следственные органы. «Я ничего не присваивал», - подчеркнул экс-генпрокурор. «Ставится под сомнение прозрачность использования средств при организации курултаев в Оше и Джалал-Абаде. В апреле 2010 года я не занимался распределением денег. Эти факты сейчас изучают в ГКНБ и Генеральной прокуратуре. Обвинения мне не предъявлены», - заявил журналистам других СМИ Азимбек Бекназаров.
В Генеральной прокуратуре уточняют, что никакого уголовного дела нет, а проводится рядовая проверка сказанного членами «Элдик кайрат».
Медетбек Мамбетакунов запамятовал, наверное. Помимо американских долларов и российских рублей в сейфе было много еще каких валют.
Кто вскрывал сейф?
Из акта о вскрытии сейфа от 10 апреля 2010 года: «Следователь следственной группы майор юстиции М.Асаналиев с участием референта управления делами президента К.Иманалиевой, директора Центра казначейства при Минфине Б.Жумалиева, заместителя руководителя управделами президента Б.Тулобаева в присутствии понятых Тагая Мамбетова и Кыялбека Кудабердиева. Вскрытие начато в 19.00. Вскрытие окончено в 22.00»...
В акте отражено, что металлический сейф вскрыт с привлечением специалиста - некоего Виктора Леонтьевича (фамилия написана неразборчиво). «При этом дверь металлического сейфа имеет следы попытки вскрытия с помощью неустановленного технического средства», - говорится в акте.
Вскрытие сейфа производилось в кабинете №105 (на первом этаже «Белого дома»). «При вскрытии установлено, что внутри сейфа находились денежные средства в сомах, долларах, евро. Однако количество обнаруженных средств не установлено, так как пересчет денежных средств не производился. Обнаруженные денежные средства положены в картонную упаковку, опечатаны печатью для пакетов №01 ГКНБ КР», - говорится в акте.
Почему следователь следственной группы майор юстиции М.Асаналиев не потребовал пересчитать деньги, непонятно. Пересчет изъятого производился позже, как написано в акте, в центральной оборотной кассе Национального банка КР. В акте указаны следующие суммы: 11 139 90 (одиннадцать миллионов сто тридцать девять тысяч девяносто) сомов; $52887 (пятьдесят две тысячи восемьсот восемьдесят семь долларов США); 25340 (двадцать пять тысяч триста сорок) евро; 44384 (сорок четыре тысячи триста восемьдесят четыре российских рублей) российских рубля; 52520 (пятьдесят две тысячи пятьсот двадцать) белорусских рублей; 1250 (одна тысяча двести пятьдесят) чешских крон; 104 (сто четыре) кроны в монетах; 2200 (две тысячи двести) венгерских форинтов.
Все эти деньги после окончания пересчета переданы в центральную оборотную кассу НБ КР, о чем составили еще один акт. От НБ КР его подписала заведующая кассой Клара Токталиева. В документе сообщается, что «при этом производилась видеосъемка следователем следственной группы А.Хегай с помощью видеокамеры марки Sony».
10 апреля 2010-го двое из вышеназванных участников спецоперации «Деньги» подписали еще один акт - приема-передачи. Первый заместитель управделами президента и референт отдела финансирования и учета управделами президента составили акт с НБ КР, что первые отдали вторым «на ответхранение запломбированный мешок (ценности) в количестве 1 (один) мешок с номером пластиковой пломбы 0000999 в условной оценке 1 (один) сом». Сколько оказалось (осталось) в этом мешке денег, неизвестно.
Деньгопад
Уже 14 апреля 2010 года председатель временного правительства Роза Отунбаева подписывает распоряжение за №21 «О выделении финансовых средств»: «Поручить управлению делами президента КР выделить управлению делами временного правительства КР из средств управления делами президента КР, хранящихся в Национальном банке КР, наличными 10 миллионов сомов для обеспечения общественного порядка в Кыргызской Республике».
На документе от руки написано: сдал Тулобаев; сдал Иманалиева; принял А.Бекназаров.
В ИА «24.kg» есть еще один документ. Но он без указания даты. За исключением года: 2010-й. Называется «Акт о списании денежных средств» и завизирован уже президентом Розой Отунбаевой.
Комиссия временного правительства (в составе Омурбека Текебаева, Исмаила Исакова, Азимбека Бекназарова, Дуйшенкула Чотонова, Топчубека Тургуналиева, Болота Шера, Исы Омуркулова, Темира Сариева, Эмильбека Каптагаева, Кенешбека Душебаева) за личными подписями указала в акте, что «полученные Азимбеком Бекназаровым 10 миллионов сомов распределены следующим образом: 5 миллионов сомов для Ошской области и 5 миллионов сомов для Джалал-Абадской в целях урегулирования ситуации, сложившейся в южных областях, когда экс-президент Бакиев и его близкие родственники предприняли попытку захвата власти в Джалал-Абадской области».
Все эти люди пишут, что деньги «направлены для мобилизации населения областей, поддерживающих временное правительство, организации народных дружин, горячего питания для лиц, вовлеченных в народные дружины, и на транспортные расходы».
«Ввиду сложности ситуации на тот период не представлялось возможным оформление необходимых подтверждающих документов», - написано в акте, поэтому члены ВП «считают возможным списать с подотчета Азимбека Бекназарова сумму в размере 10 миллионов сомов».
Миллионеры из трущоб
Есть еще две расписки. Одна из них датирована 15 апреля 2010 года.
«Я, Самсалы Четимбаев, подтверждаю, что взял у Азимбека Бекназарова 5 миллионов сомов и отвез в Джалал-Абад», - говорится в первой.
«Я, Айтенов К.Дж., даю настоящую расписку в том, что 13 апреля 2010 года по просьбе Исмаила Исакова я получил от Азимбека Бекназарова 5 миллионов сомов. P.S: настоящая расписка дана повторно в связи с утерей первого экземпляра», подпись, 23 августа 2010-го.
Как у некоего К.Дж.Айтенова оказались в руках 5 миллионов сомов 13 апреля, если Роза Отунбаева только 14-го числа распорядилась взять в Нацбанке 10 миллионов, непонятно. Остается неизвестной и просьба Исмаила Исакова.
Кто эти люди?
Эти десять миллионов сомов, упавшие в руки Азимбека Бекназарова и непонятно как растраченные, кажутся мелочью по сравнению с другими суммами, которые распоряжениями временного правительства за №№ 341, 441 и 442, 101 от 13 мая, 12-12 июня и 6 октября 2010 года потекли рекой отдельным господам.
Из «Сведений о получении денежных средств»:
13 мая 2010-го астрономические и не очень суммы в валюте получают: помощник министра обороны КР Н.К.Бектемиров - $150 тысяч; начальник управления ГСНБ (ныне ГКНБ) Ж.Изибаев - $150 тысяч; заместитель начальника ФХУ МВД Б.Джеентаев - $10 тысяч; руководитель аппарата временного правительства Эмильбек Каптагаев - $43 тысячи; начальник ФХО ГУВД Бишкека Н.Райкеев - $20 тысяч; и.о. директора Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Топчубек Тургуналиев - $5 тысяч; заместитель председателя ГРС при временном правительстве С.Устимбаев - $120 тысяч; помощник члена ВП У.Байышбеков - $20 тысяч; начальник ФУО ФХО УВД Чуйской области майор милиции М.Эрмекова - $10 тысяч; руководитель народной дружины по Ленинскому району Бишкека О.Бексултанов - $15 тысяч.
Ровно через месяц, 13 июня 2010-го: начальник Главного управления вооружения Министерства обороны Т.Сатывалдиев - $100 тысяч. За день до этого, 12 июня: замначальника ФХУ МВД Б.Джеентаев - еще $200 тысяч; заведующая РОК Джалал-Абада З.Арзиматова и мэр Джалал-Абада М.Жеенбеков - $100 тысяч; начальник отдела учета и отчетности РОК Бишкека Т.Жунусов - $100 тысяч; начальник управления ГСНБ (ныне ГКНБ) Ж.Изибаев - еще $50 тысяч; М.Эрмекова из Чуйского УВД - еще $40 тысяч; начальник ФХО ГУВД Бишкека Н.Райкеев - еще $10 тысяч.
6 октября 2010 года: заместитель начальника ФХУ МВД Б.Джеентаев и кассир МВД А.Дооронбекова - еще $200 тысяч, и вновь чекист Ж.Изибаев, - уже в паре с начальником отдела ГСНБ (ГКНБ) Д.Чаловым - получают $500 тысяч.
Итого почти $2 миллиона! Все эти средства (за исключением последних двух сумм) выдавал заместитель директора Центрального казначейства Министерства финансов КР Б.К.Жумашев. $700 тысяч Джеентаеву, Дооронбековой, Изибаеву и Чалову 6 октября выдал некто М.Л.Амандыков.
Очень многое знают о передаче этих средств офицеры бывшей финансовой полиции, тогда занимавшие должности начальников отделов Следственного управления финпола (С.С.Жайчыбеков и Т.А.Барпиев), а также следователь М.А.Байбосунов, оперуполномоченные Р.К.Умаров и К.Тентимишев. Их фамилии стоят в «Сведениях о получении денежных средств». Но они молчат...
И это еще не все
Есть и другой документ с аналогичным названием - «Сведения о получении и выдаче денежных средств». В нем указаны распоряжения ВП за №453 от 13 июня 2010 года, №444 от 12 июня, №464 от 15 июня, №480 от 17 июня, №484 от 23 июня, №491 от 23 июня и за неразборчивым номером от 25 июня.
$10 тысяч 13 июня 2010-го получил некто, чья фамилия указана неразборчиво, и $20 тысяч получил Омурбек Текебаев. 14 июня 2010-го $20 тысяч получил глава ОТРК Кубат Оторбаев, $10 тысяч - генеральный директор ЭлТР Шайырбек Абдырахман уулу, какой-то безымянный «Республиканский штаб при временном правительстве по Ошской области» - $500 тысяч.
15 июня уже знакомый сотрудник ГСНБ (ГКНБ) Ж.Изибаев получает еще $200 тысяч. В этот же день $200 тысяч получают чиновники МВД, также вышеупомянутый Б.Джеентаев и заместитель начальника ФХУ МВД С.Х.Юсупова.
17 июня руководитель группы управления рисками аппарата временного правительства Ч.С.Ногойбаева получает $25 тысяч 555, а 18 июня $50 тысяч получают начальник управления делами генерального прокурора К.С.Саркуев и начальник отдела главной бухгалтерии Генпрокуратуры А.Б.Сагындыкова.
21 июня 2010-го упомянутый в первом списке начальник ФХО ГУВД Бишкека Н.М.Райкеев получает $20 тысяч.
23 июня секретарь Совета безопасности Алик Орозов получает $100 тысяч, и $320 тысяч вновь получают милицейские чиновники Б.Джеентаев и С.Юсупова.
Все эти финансовые операции проходят под контролем заместителя директора Центрального казначейства Министерства финансов КР Б.К.Жумашева и некоего М.Л.Амандыкова.
Ни одного официального документа общественности не представлено. Ни одного официального заявления ни от правительства, ни от Центрального казначейства и Минфина не прозвучало. Похоже, никто из перечисленных господ отчитываться за деньги не намерен.
Вместо комментария
Так и осталась с душком история, когда потрошили банковские ячейки в АУБ. По-прежнему нет ясности с $300-миллионым российским кредитом, который - и это известно - поступил в Кыргызстан до апреля 2010 года.
По данным Национального банка КР, по состоянию на 2 апреля 2010 года на расчетном (валютном) счету Фонда развития КР, куда бакиевская команда аккумулировала эти средства, находилось $167 миллионов 589 тысяч 547. На сомовом счету в фонде на этот же день оставался 1 миллиард 81 миллион 550 тысяч сомов.
Фонда развития нет. А где российский кредит и то, что оставалось на этих счетах?
Похоже, эти вопросы очень нервируют нынешних чиновников. Очень...
URL: http://www.24.kg/community/146235-aprelskij-sud-kak-zerkalo.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий