четверг, 24 января 2013 г.

Всего двумя назначениями Акорда высветила комплекс проблем в областях


Как и предполагали обозреватели Central Asia Monitor, ротация кадров высшего управленческого состава, начавшаяся на прошлой неделе, продолжилась перестановками в корпусе акимов и отчасти силовиков.

Самым неожиданным в этой череде выглядит назначение Кайрата Кожамжарова секретарем Совета безопасности. Но есть и более занятная вещь: похоже, в Акорде начался этап переосмысления политики в отношении запада Казахстана. И этот момент, по нашему мнению, можно назвать первым шагом администрации, возглавляемой Каримом Масимовым, в сфере реальной политики. Западный “фронт” Приход Алика Айдарбаева на должность главы Мангистауской области лишь на первый взгляд выглядит неожиданным. Да, его предшественник Бауыржан Мухамеджанов занимал это кресло чуть больше года. Казалось бы, что можно успеть за столь короткое время? Однако, взвешивая логику назначения, необходимо вспомнить, что Мухамеджанов пришел руководить областью именно как кризис-менеджер, когда Акорде понадобилась в регионе рука силовика. Фактически он провел на должности акима ровно столько, сколько было необходимо для усмирения региона, – не больше и не меньше. А дальше требуется уже в чистом виде хозяйственная работа, в которой необходимого опыта у Бауыр­жана Алимовича нет и быть не может: этот чиновник является в большей степени специалистом по праву.   Напротив, такого опыта в избытке у Алика Айдарбаева, уроженца Алматинской области. Казалось бы, приход в Мангистау “чужака”, еще и связанного родоплеменными нитями с президентом, региональная элита должна была воспринять в штыки. Однако специалисты рассматривают его назначение как в целом позитивное, и ключ к пониманию этого кадрового хода главы государства надо искать в биографии нового акима области.

Дело в том, что новый губернатор в профессиональном плане есть плоть от плоти неф­тяной элиты Казахстана (наверное, не надо объяснять, что это значит для запада Казахстана), поскольку всю жизнь проработал на ниве нефтедобычи и был заметной фигурой в управленческом костяке национальной компании “КазМунайГаз”. Одно то, что вплоть до своего назначения он возглавлял важный участок – РД “КМГ”, говорит о том, что именно этот человек должен будет найти необходимый компромисс с местной элитой, которая, повторим, не приняла бы чужака. В этом смысле назначение Айдарбаева выглядит очень грамотным ходом: адайская элита наконец-то получит ретранслятора проблем, который благодаря происхождению сможет достучаться до нужных кабинетов. Хотелось бы оговориться: мы намеренно не акцентируем внимание на родоплеменной составляющей конфликта в Жанаозене, полагая, что новому акиму предстоит освоиться, прежде чем распутывать клубок противоречий. Кстати, кое-что уже начато: одно из первых его публичных действий – визит губернатора в китайские компании, которые раздражают местную элиту. Впрочем, один момент отметить все же необходимо. Наряду с назначением очевидно компромиссной фигуры нового главы региональной администрации, в информационном поле страны появилась информация о вероятном переезде центрального офиса РД “КазМунайГаз” в Мангистау­скую область. Весьма занятный факт, тем более если вспомнить, что именно этого в самом начале забастовки требовали нефтяники – а значит, и местные элиты. В совокупности с фигурой нового главы региональной администрации этот ход (исполнение некоторых требований местной элиты) выглядит очень хорошо продуманной игрой с задабриванием регионального “актива”. А если учесть, что в последние месяцы ситуация в “адайской степи” изучалась в АП с повышенным вниманием, то остается только поздравить с первым шагом в реальной политике новую администрацию президента. Шаг действительно выглядит очень грамотным и выверенным.  

Ветер северный

Другое важное региональное назначение – замена главы Северо-Казахстанской области. Вернее, важным в нем выглядит первая часть, то есть отставка теперь уже бывшего руководителя СКО Серика Билялова. Вроде бы Астана была не очень довольна социально-экономическими показателями региона, и потому ротация прошла без обычной для такого мероприятия помпы: некоторой части актива был просто представлен новый аким, а предыдущего проводили из кресла без положенных в таких случаях слов благодарности и напутствия. На вопрос, с чем это связано, ответить несложно. Обозреватели Central Asia Monitor еще несколько месяцев назад отмечали довольно посредственные результаты СКО по многим показателям, включая например, работу с приграничными областями России. И уже тогда, еще осенью прошлого года, Серик Билялов рассматривался нами как потенциально двигающийся к отставке чиновник. Любопытно в этом контексте то, что областные родоплеменные и отраслевые авторитеты с большим удовольствием встретили не только отставку Билялова, но и назначение нового акима Самата Ескендирова. Он всю жизнь проработал в СКО и поэтому хорошо представляет себе объемы и масштабы проблематики. Да, Ескендиров пришел на нынешнюю должность из кресла сенатора, но до своего избрания в парламент он занимал пост первого заместителя акима области. Его характеризуют как крепкого хозяйственника и жесткого управленца. Это тем более важно в свете проблем, обозначенных главой государства в ходе заседания правительства по итогам 2012 года. Президент четко сформулировал необходимость создания единого зернового холдинга, а это для Северо-Казахстанской области означает только одно – поток реформ, в рамках которых необходимо будет справляться еще и с основной задачей региона: выращиванием хлеба. Ну и последнее. Назначение Кайрата Кожамжарова в Совет безопасности некоторые горячие головы тут же связали с созданием Евразийского союза – дескать, Акорде нужен человек для диалога с Москвой, а раз Кайрат Пернешович – однокурсник Дмитрия Медведева, значит, ему и быть этой фигурой. Ничуть не сомневаясь в дружеском расположении Дмитрия Анатольевича к Кайрату Пернешовичу, заметим, впрочем, что мы уже отмечали грядущее усиление Комитета национальной безопасности. Причем, по версии эксперта Марата Шибутова, расширение полномочий КНБ РК будет таким, что спецслужба может даже “перерасти” Сов­без. А если учесть давнюю взаимную внимательность Кайрата Кожамжарова и Нуртая Абыкаева, то гораздо логичнее предположить, что глава государства уравновесил таким образом силовой блок.  

Роберт Берновский
Источник: http://camonitor.com/archives/6538 Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на © camonitor.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий