В случае “непоняток” в регионе Пекин может надавить на правительство Казахстана
Цены на нефть - то, от чего Казахстан зависел всегда и будет зависеть еще долгое время. Некоторые известные аналитики считают, что благополучие казахстанцев в 2013 году вновь в основном будет зависеть от нефтяной конъюнктуры (см. “Змея ползет - змее дорогу”, “Время” от 27.12.2012 г.), что неудивительно, учитывая планы по разработке Кашагана и получению первых баррелей с месторождения уже в нынешнем году. О проблемах и перспективах отечественной “нефтянки” мы беседуем с экспертом Института политических решений Сергеем СМИРНОВЫМ (на снимке).
- Подводя итоги прошлого года, многие эксперты отметили, что в наступившем году основным фактором нашего благополучия и сохранения стабильности будут цены на нефть. Согласны ли вы с этим мнением?
- Зависимость Казахстана от мировых цен на нефть по-прежнему обусловлена сохранением сырьевой ориентации развития экономики страны. Как известно, Казахстан перерабатывает лишь порядка 14 млн. тонн нефти (причем почти половина из них российская), все остальное отправляется на экспорт в сыром виде. Насколько я могу судить, серьезных скачков цен на нефть в текущем году не ожидается, а среднегодовая цена прогнозируется около 100 долларов за баррель.
В последние годы прирост нефтедобычи в Казахстане замедлился. Для сравнения: в 2010 году объемы добычи нефти и газового конденсата составили 79,7 млн. тонн, в 2011-м - 80 млн. тонн, в 2012-м - 79,2 млн. тонн. Среди основных причин этого (на фоне отсутствия ввода в эксплуатацию новых месторождений) - нестабильная работа ряда ключевых производственных объектов АО РД “КазМунайГаз”, которые были охвачены протестной активностью.
- В социальных сетях сегодня немало говорится о том, что большое количество нефтяных месторождений в нашей стране принадлежит китайцам. Некоторые оппозиционные силы даже организуют некое “движение несогласных” по этому поводу. Представляет ли китайская экономическая экспансия в нефтегазовом секторе реальную опасность для Казахстана?
- Действительно, в последние годы Пекин активно наращивает свое присутствие в нефтегазовом комплексе страны. Доля китайских компаний сегодня составляет около 30 процентов годовой добычи углеводородов в Казахстане. В частности, в Актюбинской области китайским инвесторам принадлежит основная нефтедобывающая компания “CNPC - АктобеМунайГаз”, а также “Казахойл-Актобе” и “Ланкастер Петролеум”: на их долю приходится свыше 95 процентов добываемой в области нефти. В Кызылординской области китайцами контролируется ведущее предприятие “ПетроКазахстан”, также они имеют доли в “КазГерМунае” и “Тургай Петролеуме”. Таким образом, под их контролем находится около 60 процентов добываемой в области нефти. В Мангыстауской области китайские инвесторы входят в “МангистауМунайГаз”, “Каражанбасмунай”, “Бузачи Оперейтинг” и “Каракудукмунай”, контролируя около 30 процентов добычи нефти. В Атырауской области китайскими компаниями контролируется 11 процентов добычи “черного золота”.
- Получается, что паника оппозиционеров не напрасна? И чем конкретно это может закончиться?
- Здесь уместно было бы вспомнить “урок экономической географии”, преподанный нам Китаем во время произошедшего зимой 2001 года “актюбинского” кризиса, когда Орский НПЗ отказался принимать казахстанскую нефть, поскольку CNPC не переоформила соответствующие лицензии на транзит и разрешение на экспорт сырья. В результате нефтяные скважины “CNPC-Актобемунайгаза” остановили свою работу, Актюбинская область оказалась без газа, и по ней объявили чрезвычайную ситуацию, а областной и республиканский бюджеты понесли убытки на миллионы долларов. Между тем отгрузка сырья в Китай не снизилась, а, напротив, возросла - отправлялась не только добываемая нефть, но и та, что заполняла долговременные хранилища. Пока что Китай скупает активы среднего размера, но динамика наращивания им своего присутствия в нефтегазовом секторе Казахстана не дает оснований для оптимизма. Сегодня китайские компании не только являются серьезным игроком на казахстанском рынке, но и обладают значительным ресурсом для корректировки нефтяной стратегии Казахстана в свою пользу. Перспектива не столь и отдаленная, особенно с учетом инвестиционного потенциала Китая, связана с допуском китайских компаний к освоению шельфа Каспия. Последовательно наращиваемый Пекином контроль над добычей и экспортом сырьевых ресурсов ведет к усилению его влияния на политику Казахстана. Но если сегодня китайский прорыв на казахстанский нефтегазовый рынок продиктован экономическими причинами, то завтра нефть для Китая может стать средством решения геополитических задач. К примеру, в случае каких-то “непоняток” в регионе Пекин может надавить на правительство нашей страны для принятия выгодных ему политических или геополитических решений. Ведь, если вы мне должны много денег, я могу на вас надавить, чтобы вы сделали то, чего вам не хочется, но нужно мне.
- Насколько верно утверждение, что Казахстан является площадкой для нефтяных войн больших стран?
- Если говорить о Китае и западных странах, то борьба действительно развернулась нешуточная. Однако Запад пока может диктовать свои условия за счет того, что Китай на казахстанском нефтяном рынке не так давно. Однако Пекин скупает углеводородные активы по завышенной в 1,5-2 раза цене. Ни индийские, ни западные компании такие деньги платить, конечно, не будут. На это сегодня способен только Китай со своим громадным инвестиционным потенциалом. И влияние его неуклонно увеличивается. В частности, согласно китайским и российским данным, по товарообороту с Казахстаном Пекин уже обошел Россию.
- Часто приходится слышать, что Запад закрывает глаза на некоторые аспекты нашего бытия, не отвечающие “демократическим стандартам” (давление на прессу, нарушение прав человека и т. д.), взамен на возможность качать казахстанскую нефть. Насколько это соответствует действительности?
- Это происходит по всему миру. Возьмите Туркмению - там то же самое происходит: “Дайте нам газ - и мы закроем глаза на все”. И мы совсем не исключение. Проблема в том, что многие контракты, заключенные нашим государством с нефтяными компаниями, засекречены. И, насколько можно судить, доступа к этим документам не имеет даже профильный министр. Хотя контракты эти давно пора обнародовать, поскольку природные богатства, в том числе и углеводородные ресурсы, являются достоянием всего народа, и он имеет право знать, на каких условиях идет их продажа.
- Вы часто говорите, что казахстанцы безбожно переплачивают за бензин. А как обстоит дело с переработкой нефтепродуктов в Казахстане на данный момент?
- В рамках комплексного плана развития нефтеперерабатывающих заводов РК и программы по развитию нефтегазового сектора республики ведутся работы по их реконструкции, что предполагает увеличение к 2016 году объемов, глубины переработки нефти, выпуск нефтепродуктов класса “евро-4” и “евро-5”. Это позволит Казахстану полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка в светлых нефтепродуктах. Однако о планах модернизации действующих НПЗ уже неоднократно заявляли и правительство, и руководство этих заводов, но запустить инновационный механизм в полной мере до сих пор не удавалось. Не повторит ли эта модернизация участь предыдущих? Ведь Атырауский нефтеперерабатывающий завод два раза модернизировался за счет японских займов. И тогда тоже обещали производство бензина стандарта “евро-4”. Однако ничего фактически не изменилось.
Обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время руководство КМГ стало заявлять об увеличении объемов сырой нефти, перерабатываемой на НПЗ, после их модернизации. Так, сначала эти объемы оценивались в 18 млн. тонн, затем в 19,5 млн. тонн. Сегодня компания отмечает, что в предстоящие 10 лет мощности этих заводов должны увеличиться до 21 млн. тонн в год! Насколько реальными окажутся эти планы, увидим после завершения очередной программы их модернизации.
- Экологическая ситуация в нефтеносных районах - объект постоянной критики нефтедобывающих компаний и рычаг давления на них. Как обстоят дела с экологией сегодня?
- Система начисления штрафов за нарушение норм экологии у нас какая-то комичная. Сначала Министерством охраны окружающей среды предъявляются огромные суммы, которые в суде в разы сокращаются. Жители поселков, расположенных возле крупных месторождений (например, Березовка возле Карачаганака), травятся газами и испарениями, и по-хорошему их нужно отселять. Однако ничего в этом направлении не предпринимается.
Или вот еще пример: как началась разработка Кашагана на Каспии, у нас периодически случается то мор рыбы, то массовая гибель тюленей. А расследования проводят компании, финансируемые кашаганскими инвесторами. Поэтому тюлени дохнут от собачьей чумы, а сельдь - от преждевременного таяния льда. Бред какой-то.
Хотя экологическая ситуация на казахстанских месторождениях за последнее десятилетие, безусловно, улучшилась. Тем не менее основными экологическими проблемами по-прежнему остаются сверхнормативные выбросы вредных веществ (окись углерода, двуокись и окись азота, пары нефтяных масел) нефтедобывающими компаниями, а также загрязнение питьевых вод и занижение объемов сжигаемого на факелах попутного нефтяного газа. Практика показывает, что власти нередко закрывают глаза на экологические проблемы, вспоминая о них только тогда, когда пытаются оказать давление на иностранных инвесторов.
Игорь ХЕН, газета "Время"
Комментариев нет:
Отправить комментарий