Красочные сюжеты туркменского ТВ и жизнеутверждающий тон закадрового комментария, казалось бы, не дают ни малейшего повода усомниться в реальности происходящего, но что толку, если...
Панегирик, ежедневно льющийся потоком из информационной программы «Ватан» и других аналитических передач туркменского телевидения, надо признать, способен породить у неискушенного зрителя некоторые иллюзии относительно провозглашенной эпохи могущества и счастья.
Эта эпоха, согласно официальной идеологии, настала сразу же после второго пришествия Курбанкули Бердымухаммедова на высший государственный пост, сменив другую эпоху — нового возрождения и великих свершений, длившуюся во время его первого президентского срока.
Красочные телесюжеты и жизнеутверждающий тон закадрового комментария, казалось бы, не дают ни малейшего повода усомниться в реальности происходящего. Новые мощности по производству и переработке чего-либо, элитные дома повышенной комфортности, уникальные объекты соцкультбыта, привезенные из-за границы новейшие достижения современной науки и передовой технологии — все это в той или иной степени присутствует и преподносится как яркий пример реализации лозунга «Государство для человека», как проявление неустанной заботы лидера нации о благополучии народа и процветании государства. Но вот что любопытно: конечный информационный продукт, сошедший с конвейера туркменской пропаганды, читатели и зрители не всегда принимают за чистую монету.
Почему-то совсем не вдохновляет граждан иная радостная новость, опубликованная в местном СМИ. Сообщение о завершении строительства нового или реконструкции старого объекта социального назначения, о дополнительных рабочих местах вместо чувства гордости вызывает пессимистический настрой. Узнав о чем-то новом, радостном, люди говорят: а толку-то от этого, если…
И за этим «если» они высказывают то негативное, о котором официальные власти предпочитают не говорить, поскольку то, что скрыто за сверкающим фасадом, полностью или частично перечеркивает «большую отеческую заботу о благе народа», о котором неустанно трубят подчиненные правительству газеты и телеканалы.
Бывая в разных уголках страны, уже сколько раз приходилось слышать ответную реакцию простых людей на, казалось бы, радостную весть официальных источников. Диктор телевидения с воодушевлением сообщает о весенних посадках очередных трех миллионов саженцев, а человек, сидя перед экраном телевизора, с сомнением комментирует: и какой толк от этих посадок, если проводились они без души, потому что людей принудительно сгоняли на субботники и воскресники, а за самими саженцами не будет надлежащего ухода?
«В Дашогузе завершается реконструкция стадиона на десять тысяч зрителей» — спешит радовать своих читателей региональный корреспондент газеты «Нейтральный Туркменистан» и подробно описывает все достоинства обновленного объекта. Однако местный житель, хорошо знающий реальную ситуацию с развитием спорта в велаяте, говорит: а что толку, если стадион и раньше не использовался и теперь не будет использоваться по прямому назначению? Ведь применение этому спортивному объекту здесь нашли другое — площадка для репетиций массовок нескончаемых праздников, а осенью он служит местом общего сбора госслужащих для… их организованной отправки на сбор хлопка.
«Реконструированный стадион нужен властям города, потому что он служит красивым фасадом нынешней эпохи, а вот до спортивных объектов, которые на самом деле были полезны людям, у них руки не доходят, — говорит женщина средних лет, имея в виду закрытие популярного в городе физкультурно-оздоровительного комплекса на улице Аль-Хорезми. — В нашей группе в иные годы до 35-40 женщин занимались».
Относительно небольшое здание ФОКа, где в различных спортивных группах ежедневно активно укрепляли здоровье свыше 100 мужчин и женщин, вот уже третий год закрыто на реконструкцию и стоит обнесенное забором. Ни многочисленные чиновники, ни руководитель частной строительной фирмы «Мединагурлушик» не могут сказать, когда же завершится эта якобы реконструкция. Не могут, потому что это нужное людям спортсооружение не соответствует внешней эстетике эпохи могущества и счастья.
А вот примеры из других регионов.
«Завершились поставки в адрес «Туркменобахызмат» крупной партии в пятьсот тракторов марки «Axion-850» немецкой машиностроительной компании CLAAS» — пишет некая Анастасия Лебедева в центральной газете страны, но знакомый тракторист из г. Сакарчага Марыйского велаята, узнав об этом, тут же дает свой комментарий: ну и что из того, если за право управлять новым трактором нужно платить?
Как пояснил собеседник, каждый, кто хочет пересесть на новый трактор или комбайн, оказывается, должен «отстегнуть» руководителю этрапского филиала гособъединения «Туркменобахызмат» немалую сумму в долларах.
«В административном центре Саятского этрапа Лебапского велаята открыта школа на 600 мест», — разнесли все телеканалы новость от ТДХ, но это сообщение почему-то не обрадовало местных жителей, которые годами не могут найти работу и вынуждены уезжать на заработки. Потому что на открывшиеся вакансии школьного сторожа, завхоза, уборщицы претендуют десятки кандидатов, которые, сами того не ведая, оказываются участниками аукциона, проводимого руководством местного отдела народного образования под негласным названием «кто больше даст, тот и будет работать».
Давно уже замечена такая закономерность: у тех, кто живет на периферии, критически-недоверчивое восприятие официальных новостей на порядок выше, нежели у жителей столицы или окрестностей Ашхабада. В «счастливое сегодня» и «светлое завтра» народ в велатах не слишком-то верит. И это объяснимо. В Ашхабаде и вокруг него все делается чуточку лучше, чем в регионах. Здесь стараются навести лоск не только на фасадную часть, но и привести в порядок задворки. И делают это из-за страха — ведь президент Курбанкули Бердимухаммедов летает над Ашхабадом на вертолете и может заметить неприглядный вид зданий или улиц; он также иногда меняет маршрут следования своего автокортежа, что тоже способно привести к неприятным неожиданностям. А наказания чиновники боятся, как огня.
Другое дело в регионах. Президент редко выезжает на места, а если и случается, то его помощники заблаговременно известят региональных хякимов, которые к приезду «хозяина» так приукрасят фасад, что тот и не почувствует подвоха.
В Дашогузе рассказали про то, как местные хякимы при открытии нового завода питьевой воды на восточной окраине города обвели вокруг пальца самого Бердымухаммедова. Ко дню приезда главы государства завод только внешне был готов. Тогда местный хяким велел водовозами доставить на объект чистую воду из этрапа им. Туркменбаши, за 150 с лишним километров от велаятского центра. Так и сделали. За ночь привезли около 40 автоцистерн.
На следующий день состоялись торжества. Под бурные аплодисменты была разрезана зеленая ленточка, произнесено много высокопарных слов об отеческой заботе, отзвучала музыка, молодежь оттанцевала, после чего президент проследовал на территорию, попил «свежей» водички, поблагодарил всех за работу и уехал восвояси. 14 мая этому событию исполнилось 3 года, а завод до сих пор нормально не заработал, по крайней мере жители региона никак не ощутили на себе перемен в качестве воды и в бесперебойном ее обеспечении.
Местные СМИ часто ссылаются на «Национальную программу Президента Туркменистана по преобразованию социально-бытовых условий населения сел, поселков, городов этрапов и этрапских центров на период до 2020 года», сообщая при этом, что запланировано строительство сотен спортивных школ на 75 тысяч мест, свыше ста спортсооружений, а также реконструкция 70 действующих спортивных объектов. Но это опять-таки реклама фасада, за которым совсем другая, безрадостная жизнь.
«Гундогар»
Комментариев нет:
Отправить комментарий