Шведские журналисты-расследователи представили в эфире программы «Миссия: расследование» шведского телеканала SVT новые доказательства коррупционной связи шведско-финской телекоммуникационной компании TeliaSonera и старшей дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой.
До этого журналисты программы «Миссия: расследование» подготовили четыре передачи, посвященные тому, как телекоммуникационный гигант TeliaSonera платил взятки Каримовой, финансируя акции подконтрольных ей фондов, покупая право на радиочастоты и передавая в собственность подставной оффшорной компании активы своей дочерней компании в Узбекистане.
Вчера шведский телеканал обнародовал попавшие в его распоряжение документы, изобличающие руководство TeliaSonera в переговорах с Каримовой об условиях и цене ее покровительства бизнесу в Узбекистане.
Эксперты подтвердили подлинность почерка Каримовой
Документы, отпечатанные на русском языке, с пометками, сделанными предположительно рукой самой Каримовой, журналисты отдали на проверку двум независимым экспертам-графологам. Оба эксперта заявили, что вероятность того, что пометки сделаны рукой Каримовой, очень велика.
Один из экспертов — Инесса Гольдберг, ее услугами пользуются суды Израиля, специализируется на кириллических текстах. По мнению Гольдберг, сравнившей представленные журналистами документы с полученными из различных источников образцами почерка Каримовой, вероятность того, что к документам приложила руку Гульнара, равняется 75%.
Из пометок Каримовой на бумагах видно, что она отдавала указания своим посредникам в переговорах с менеджментом TeliaSonera, Ее письменные распоряжения указывают, как вести переговоры, какие суммы требовать и что предлагать взамен.
Подозрения журналистов подтвердили независимые друг от друга источники
Документы попали в распоряжение журналистов от анонимного, но очень осведомленного во внутренних делах TeliaSonera, источника в Москве.
Другой анонимный источник журналистов, которого зрителям представили как «Томаса», занимает руководящий пост в TeliaSonera. Он косвенно подтвердил истинность, содержащейся в документах информации, заявив, что он не удивлен её содержанием.
Подобная практика — взятки влиятельным людям — обычное дело для бывших советских республик, где сосредоточена большая часть бизнеса TeliaSonera.
«Томас» сказал, что не сомневается в словах бывшего главного бухгалтера узбекской «дочки» TeliaSonera компании COSCOM, работающей под маркой Ucell Джона Дейви о том, что бизнес в Узбекистане подвергается поборам «на благотворительность» со стороны различных государственных органов и их чиновников.
Дейви рассказал, в качестве примера, что однажды власти Узбекистана неожиданно отключили 100 базовых станций Ucell, Чтобы вновь подключить станции и обеспечить клиентов связью компании пришлось перечислить 100 тысяч долларов на счет одной из благотворительных организаций.
300 миллионов долларов за выход на рынок
За свое покровительство Ucell во властных структурах Каримова тоже потребовала от TeliaSonera платы. Шведско-финская компания должна была выплачивать по три миллиона долларов ежеквартально, спонсируя работу трех проектов старшей дочери президента Каримова, в том числе, Style.uz.
Три миллиона долларов в квартал — капля в море того, что TeliaSonera заплатила за то, чтобы войти на рынок телекоммуникационных услуг Узбекистана и удержаться на нем.
В 2007 году, когда шведско-финский гигант, после покупки COSCOM, заплатил гибралтарскому оффшору Takilant 2,2 миллиарда шведских крон, что по курсу того времени равнялось, примерно, 300 миллионам долларов.
За эти деньги TeliaSonera купила у оффшорной компании G-лицензию, 2G- и 3G-частоты и серийные номера. Вряд ли в высшем руководстве TeliaSonera не знали, что Takilant не уполномочен выдавать лицензии, радиочастоты и телефонные номера в Узбекистане.
Шведско-финская компания также подарила Takilant 26% активов в только что приобретенной компании COSCOM.
Действующий исполнительный директор TeliaSonera Пер-Арне Бломквист отрицает какую-либо причастность его компании к коррупции в Узбекистане, а все выплаты в пользу фондов и проектов Гульнары Каримовой называет «благотворительностью».
Чтобы оградить себя от возможных в будущем обвинений в прямом участии в коррупционном сговоре, Бломквист подчеркнул, что все решения о спонсировании благотворительных мероприятий в Узбекистане принимались на местном уровне.
Uznews.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий