На минувшей неделе в ходе пресс-конференции в Алматы два известных политолога и востоковеда Александр Князев и Рафик Сайфулин фактически обозначили новую геополитическую ось: Ташкент – Астана – Москва.
Свой брифинг для журналистов они поддержали серией заявлений, а кроме того провели еще и закрытое экспертное совещание на базе фонда ЦСПИ “Стратегия”. Обозреватель Central Asia Monitor взял на себя смелость поразмышлять: а есть ли у идеи трехсторонней интеграции перспектива?
Минусы Собственно, позиции участников этой потенциальной геополитической оси широко известны. И что интересно, они, на первый взгляд, не просто имеют совершенно разные векторы и амплитуду движения, а даже больше: порой видятся откровенно враждебными. Например, Узбекистан совсем недавно приостановил свое членство в ОДКБ, периодически закрывает границу с Казахстаном и, мало того, очень сильно интенсифицировал свои контакты с США и НАТО, что, как правило, вызывает очень нервные комментарии в Кремле.
При этом сама Москва пытается работать с американскими военными в Ульяновске и вместо более четкого и слаженного взаимодействия с лидерами Средней Азии стремится играть на региональных противоречиях. В частности, обеспечивает не слишком стабильные Киргизию и Таджикистан оружием, а ряд публичных лиц периодически делают заявления, из которых следует, что Россия может поддержать строительство малых и больших ГЭС в регионе, что однозначно расценивается как ход против Ташкента. Казахстан в этом раскладе занимает, пожалуй, самые мягкие позиции: пытается сотрудничать с США, но одновременно является военно-политическим союзником России по ОДКБ, умудряясь при этом покупать западное и российское вооружение. Казахстан не имеет четких планов по решению остро стоящей в регионе водно-энергетической проблематики. Ошские события 2010 года произошли во время председательствования Казахстана в ОБСЕ, но адекватной реакции со стороны главы организации по безопасности так и не последовало, что однозначно могло быть воспринято Ташкентом как поддержка антиузбекской линии в Киргизии. Так что отношения в этом треугольнике довольно сложные, и разговор о выстраиваемой оси по линии союза России с самыми сильными государствами Средней Азии кажется очень преждевременным. Но это лишь на первый взгляд.
Плюсы Более глубокое осмысление ситуации (если не обращать внимание на информационный шум, а сконцентрироваться исключительно на фактах) дает немного другую картину. Например, если вести речь о взаимопроникновении бизнеса – а это один из основных показателей взаимного интереса, – то Казахстан и Узбекистан, как выясняется, не так уж далеки друг от друга, как казалось кому-то ранее. В частности, по такому важному критерию, как количество зарегистрированных в Казахстане филиалов компаний и совместных предприятий, Узбекистан занимает второе среди стран СНГ место – сразу после России, которая, к слову, находится на первом месте в списке главных партнеров РК. Это очень важный маркер, о котором, кстати, наша газета рассказывала задолго до начала анонсирования оси Москва – Ташкент – Астана. Но это далеко не единственная позиция, по которой, скажем, Астана и Ташкент могли бы найти точки соприкосновения. Например, по мнению казахстанского представителя Ассоциации приграничного сотрудничества Марата Шибутова, обе республики вполне могли бы дополнять друг друга в такой отрасли как атомная. В совокупности наши страны контролируют более 40 процентов мирового объема добычи урана, и в случае объединения усилий можно было бы говорить о формировании уранового союза, наподобие ОПЕК. С учетом ежегодного роста ядерных энергетических мощностей на планете (только Китай планирует построить свыше 50 ядерных реакторов в среднесрочной перспективе) дело это более чем перспективное.
Еще любопытнее, что обе республики имеют не слишком конкурирующие между собой экономики. Например там, где Узбекистан концентрируется на хлопке, Казахстан делает ставку на производство зерна. И так во многих отраслях экономики. Самый близкий каждому пример: Казахстан – это нефть, Узбекистан – это газ. Но, пожалуй, самое интересное касается именно политических противоречий между государствами. Казалось бы, такая пощечина России и ее военно-политическим союзникам, как выход Узбекистана из ОДКБ, сегодня, спустя почти год, уже не видится столь уж жестким игнорированием интересов Москвы. Узбекистан, собственно, еще до прекращения своего членства намекал на то, что ОДКБ порой воспринимается как исключительно политический союз: не могут, дескать, узбеки воевать в Карабахе, а армяне – в Фергане. Изменился мир, изменился концептуальный подход к военным союзам и стратегическим объединениям.
И нельзя сказать, чтобы в Москве этого не понимали – неформальные контакты между Россией и Узбекистаном как продолжались после размолвки с ОДКБ, так продолжаются и сейчас, о чем, кстати, прямо заявил “ястреб” Модест Колеров. Из его слов выходило, что связей на военном и высшем уровне Узбекистан не утерял нисколько. Такая формулировка, прозвучавшая из уст президента издательского дома REGNUM, может означать только одно: не все в Москве однозначно поддерживают “размежевание” и уход России исключительно к слабым союзникам в регионе – Киргизии и Таджикистану. Узбекистан не списывают со счетов, а значит, отношения будут развиваться в двустороннем формате.
То же самое касается и взаимоотношений Узбекистана с Казахстаном. Еще опыт ЦАС доказал всему региону, что равноправные союзы – схема во многом утопическая, а союзы с учетом веса и региональной роли вероятны только под патронажем крупных государств. По этой причине подавляющее большинство контактов будет осуществляться на двусторонней основе, без лишних слов и пафоса. А если при этом получится перейти на трехсторонние отношения, выгодные всем, то такая структура, вероятнее всего, будет работать – если не без сбоев, то во всяком случае, с некоторой долей эффективности. А вот совсем исключать Узбекистан из раскладов не очень правильно: пока что это единственное в регионе государство, которое способно обеспечить безопасность своей 160-километровой границы с Афганистаном. И уже это дополнительный стимул к тому, чтобы попробовать начать работать в связке.
Впрочем, визит Нурсултана Назарбаева в Узбекистан состоится уже в июне. До того стороны пообщаются в рамках неформального саммита ОДКБ. По всей видимости, именно эти две встречи и станут определяющими с точки зрения ответа на вопрос, будет ли развиваться новая геополитическая ось.
Источник: http://camonitor.com/archives/7769 Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на © camonitor.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий