"Вне зависимости от ратификации/нератификации договоров о будущем 201-й базы или вопросов о будущем Рогуна, нынешняя таджикская власть уже не может так безоглядно, как ранее, рассматриваться Россией в качестве надёжного, стратегического союзника".
Осенью 2013 года в Таджикистане состоятся президентские выборы. Действующий глава государства, скорее всего, пойдёт на очередной семилетний срок, хотя официально о своём желании баллотироваться он ещё не заявлял. О том, поддержат ли его в Москве, рассказал ИА REX заведующий Отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин.
«Очевидным фактом является то, что Россия (наряду с Китаем) остаётся в обозримой перспективе основным экономическим партнёром республики.
Параллельно с этим наблюдается существенный рост западных инвестиций в систему НПО, объёмов грантов на правительственные «программы демократизации», «связи с экспертным сообществом», «развитие СМИ» и т. д. В итоге, «пророссийских» высших бюрократов в таджикской власти сейчас вытеснили «прозападные», «прокитайские» и иные. И Москва имеет то, что имеет: при очевидной безальтернативности, выгоде для таджикской экономики и общества развития контактов с РФ, руководство республики занимает всё более антироссийские позиции.
Поэтому, вне зависимости от ратификации/нератификации договоров о будущем 201-й базы или вопросов о будущем Рогуна, нынешняя таджикская власть уже не может так безоглядно, как ранее, рассматриваться Россией в качестве надёжного, стратегического союзника.
Официальная российская внешняя политика некритически подходила к понятию «стабильности» в Центральной Азии. Считалось, что «стабильность» является абсолютной ценностью, перевешивающей все иные возможные минусы для иных российских интересов.
«Лишь бы не было войны» - это заклинание негласно определяло всю снисходительность, с которой Кремль смотрел на всё более «многовекторную» высшую власть Таджикистана.
Ради стабильности Москва была готова пожертвовать (и, часто, жертвовала) своими экономическими, культурными, демографическими, а иногда, и военно-политическими позициями. Центральноазиатские лидеры все это хорошо понимали и умело эти умонастроения московской бюрократии, путающей Таджикистан с Туркменистаном, использовали для выбивания разнообразных преференций.
Время изменило ситуацию в таджикских элитах, и в Кремле с запозданием, но всё же поняли: власть Эмомали Рахмона вовсе не идентична сохранению стабильности в Таджикистане. Более того - таджикская власть не идентична таджикскому обществу и государственности. Гораздо критичнее стали относиться в российских властных коридорах к практической деятельности нынешнего руководства РТ.
Теперь уже можно обоснованно говорить о том, что в российской власти не осталось высокопоставленных чиновников традиционно поддерживавших Эмомали Шариповича и его окружение в их нелёгком деле служения Таджикистану и его гражданам. Именно отсюда «растут ноги» множества фобий таджикского руководства, которому всюду мерещатся заговоры и происки «внешних сил».
Андрей Грозин, заведующий Отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ
Осенью 2013 года в Таджикистане состоятся президентские выборы. Действующий глава государства, скорее всего, пойдёт на очередной семилетний срок, хотя официально о своём желании баллотироваться он ещё не заявлял. О том, поддержат ли его в Москве, рассказал ИА REX заведующий Отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин.
«Очевидным фактом является то, что Россия (наряду с Китаем) остаётся в обозримой перспективе основным экономическим партнёром республики.
Параллельно с этим наблюдается существенный рост западных инвестиций в систему НПО, объёмов грантов на правительственные «программы демократизации», «связи с экспертным сообществом», «развитие СМИ» и т. д. В итоге, «пророссийских» высших бюрократов в таджикской власти сейчас вытеснили «прозападные», «прокитайские» и иные. И Москва имеет то, что имеет: при очевидной безальтернативности, выгоде для таджикской экономики и общества развития контактов с РФ, руководство республики занимает всё более антироссийские позиции.
Поэтому, вне зависимости от ратификации/нератификации договоров о будущем 201-й базы или вопросов о будущем Рогуна, нынешняя таджикская власть уже не может так безоглядно, как ранее, рассматриваться Россией в качестве надёжного, стратегического союзника.
Официальная российская внешняя политика некритически подходила к понятию «стабильности» в Центральной Азии. Считалось, что «стабильность» является абсолютной ценностью, перевешивающей все иные возможные минусы для иных российских интересов.
«Лишь бы не было войны» - это заклинание негласно определяло всю снисходительность, с которой Кремль смотрел на всё более «многовекторную» высшую власть Таджикистана.
Ради стабильности Москва была готова пожертвовать (и, часто, жертвовала) своими экономическими, культурными, демографическими, а иногда, и военно-политическими позициями. Центральноазиатские лидеры все это хорошо понимали и умело эти умонастроения московской бюрократии, путающей Таджикистан с Туркменистаном, использовали для выбивания разнообразных преференций.
Время изменило ситуацию в таджикских элитах, и в Кремле с запозданием, но всё же поняли: власть Эмомали Рахмона вовсе не идентична сохранению стабильности в Таджикистане. Более того - таджикская власть не идентична таджикскому обществу и государственности. Гораздо критичнее стали относиться в российских властных коридорах к практической деятельности нынешнего руководства РТ.
Теперь уже можно обоснованно говорить о том, что в российской власти не осталось высокопоставленных чиновников традиционно поддерживавших Эмомали Шариповича и его окружение в их нелёгком деле служения Таджикистану и его гражданам. Именно отсюда «растут ноги» множества фобий таджикского руководства, которому всюду мерещатся заговоры и происки «внешних сил».
Андрей Грозин, заведующий Отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ
Комментариев нет:
Отправить комментарий