Над чем сейчас бьются лучшие умы правительства?
Этим летом тела многих астанинских чиновников останутся без загара.
Вместо отдыха на пляже мозги правительства словно сталь в мартеновских печах кипят в кабинетах. Их нагревает пламя дел: интрига вокруг месторождения Кашаган, слухи о смене власти, крутых кадровых рокировках и роспуске парламента. Причем сроки поджимают – вся масса событий выпала на июль. Где тут время на отпуск?
Середина лета, а свет в окнах столичного Дома министерств не гаснет за полночь. Работы у отдельных ведомств как страниц в полном собрании сочинений Ленина. «Так уж случилось, что это лето я проведу на рабочем месте. Нам не привыкать», – с этого мы начали разговор с одним высокопоставленным чиновником, который на условиях анонимности постоянно делится с нами деталями событий. По его словам, задерживаться на работе заставляет вал документов, «нехарактерный для этого времени года». Обычно июль – это штиль, но только не в этом году.
Нефтяная «утка»
В первую очередь мы поинтересовались у нашего источника здоровьем Нурсултана Назарбаева. Последние месяцы злые языки разносят противоречивые вести о самочувствии лидера нации. Собеседник заявляет: «Об этом уже пора забыть. Это все слухи – о плохом здоровье президента, его уходе с поста. Это «утка». И что-то мне подсказывает, что запустил ее совсем не тот, о ком все думают. Я имею в виду, что это не Аблязов. Не вдаваясь в подробности об авторстве, скажу, «утка», как мне кажется, нужна для активизации соседей с Востока по решению вопроса с «большой нефтью». Так как на кону большие деньги и риски, то потребовался серьезный спектакль». Со слов источника, речь идет о сделке вокруг месторождения Кашаган.
В прошлом году американская компания ConocoPhillips объявила о продаже своей доли в месторождении (8,4%) индийской компании ONGC VideshLimited за 5,5 млрд долларов. Но чтобы сделка состоялась, требуется одобрение властей. Накануне апрельского визита Назарбаева в Китай мы предположили, что одной из тем его переговоров с новым главой КНР станет Кашаган. На днях в деловой прессе появились подробности, подтверждающие нашу гипотезу. Со ссылкой на неназванные источники сразу несколько деловых изданий сообщили, что якобы готовится соглашение, по которому доля ConocoPhillips перейдет в собственность Пекина, а не Дели.
Как заявляет наш информатор, реализация соглашений по доле ConocoPhillips стала возможна благодаря усилиям консультанта правительства Казахстана, экс-британского премьера Тони Блэра. «Он сильно поработал, – отмечает заслугу Блэра чиновник. – Если бы не он, то, возможно, китайцы на Кашагане так и не появились бы. Противодействие кандидатуре Китая оказывали «Экссон Мобил», «Ройял Дач Шелл», «Эни», «Тотал» (другие участники консорциума по разработке Кашагана – «j»). С одной стороны, это передовые технологии – работы ведутся на шельфе Каспия, и западные партнеры опасались, что Китай в проекте получит доступ к этим технологиям. С другой – политический фактор: за тем же «Экссоном» стоит Вашингтон. Задача Блэра была уладить вопросы с недовольными участниками консорциума».
По словам собеседника, Блэр сделал все, чтобы и Казахстан, и Китай, и западные нефтяные компании остались довольны. «Переговоры, конечно, неофициальные, и проходили они в Гонконге. Там были все заинтересованные стороны. Договорились о револьверной сделке. Сейчас доля Казахстана в проекте составляет 16,81%. Из этой доли мы продаем Китаю 8,4%. Цена этого пакета будет на днях согласована, но могу сказать, что она окажется выше тех 5 миллиардов, о которых изначально «Коноко» договаривалась с индусами. Далее на деньги, вырученные от сделки, мы приобретаем за 5 миллиардов долю «Коноко». На вопрос о судьбе договоренностей с ONGC VideshLimited информатор заметил: «Изначально все понимали, что у ONGC нет шансов зайти в проект (Кашаган). Эти договоренности скорее нужны были нам, чем «Коноко». Нам они дали цифру 5 с половиной миллиардов, от которой правительство отталкивалось при переговорах с Китаем».
К сделке идет три бонуса. Первый – китайцы предоставят доступ кашаганской нефти к терминалам в тихоокеанских портах. Второй – американские компании получат привилегии при разработке новых углеводородных месторождений. Астана уже подняла главный шлагбаум на этом пути, отменив мораторий на разработку новых месторождений. Третий бонус – столбик температуры отношений с США подрастает на пару градусов. Одновременно в отношениях с Россией могут задуть холодные ветра. Последнее – область большой геополитики. «Российские партнеры несколько лет назад интересовались долей «Коноко», – рассказывает источник. – «Лукойл» даже резервировал энные средства под эту сделку, но, насколько я знаю, в итоге компания отказалась от планов из-за высокой стоимости проекта. Тем не менее я скажу точно: геополитика заставляет Москву внимательно следить за сделкой. Ведь она проходит на фоне больших процессов по миру, и всем нужны гарантии. Кстати, Тони был заказом серьезных персон не только в Казахстане, но и в США, Европе. Инвестиция в Кашаган для некоторых формальный повод. Подлинная причина – большие игроки покупают спокойствие на транзитный период. Президент по-прежнему контролирует ситуацию, но, конечно, годы свое берут, и он уже не тот, что 20 лет назад».
Все меняется
Последние слова собеседника не клеятся с началом беседы, где мы поинтересовались здоровьем елбасы. Уточняющий вопрос: «Президент все-таки уходит?» Чиновник парировал: «Президент не уходит, меняется конструкция и требования к инвесторам.Сигнал дан всем «акционерам», что сейчас будет пересмотрен прежний «устав». Некоторые у нас заигрались в игру национальных олигархов, имен называть не будем(как мы поняли, речь идет о ENRC – «j»). СМИ в период пересмотра взяли под контроль. В частности, пострадали и ваш журнал ADAM reader’s, и ваш сайт.Напомним, типографии Алматы отказываются печатать журнал.
Почему именно сейчас вирус реформ поразил руководство страны? Собеседник привел несколько мотивов. Прошедший экономический кризис – это один из кульминационных моментов новейшей мировой истории. Он не только отформатировал прежнюю экономическую систему, но и меняет геополитическую конфигурацию мира. Неконтролируемые процессы в Турции, новая волна беспорядков в Египте, затянувшееся противостояние в Сирии – все это отвлекает политические ресурсы глобальных держав. «Чтобы успеть за мировыми процессами, надо меняться ежедневно, – рассуждает наш информатор. – После оглашения стратегии развития страны до 2050 года ставки возросли, а сроки исполнения многих поручений ужаты до нереального. Например, на освоение 10 миллионов долларов дают всего две недели. Это неисполнимо! В отличие от стройплощадки организовать работу правительства в две смены невозможно».
Другой «общемировой тренд», давящий на Казахстан, – ужесточение мониторинга финансовых активов и прозрачности. «Большая восьмерка» поставила условия по прозрачности банков, на подходе Базель 3 (новые стандарты деятельности финансовых организаций – «j»), пространство «серых» схем стало сужаться, время больших «откатов» прошло, но наши большие чиновники не улавливают смысла происходящего. В результате страна не проходит мировой аудит. Отсюда такое щепетильное отношение к проблеме ENRC, к выкупу пенсионных фондов у «Казкома» и «Народного».
Еще одним кирпичом в фундамент реформ стала тема инвестиций. «Почему о диверсификации экономики, новых технологиях сейчас заговорили с новым напором? – вопрошает собеседник, заявляя с уверенностью в голосе, что «первые серьезные инвестиции в Казахстан пришли в конце 90-х. Сейчас подошли сроки их выхода на окупаемость. А глава государства во время своего 20-летнего стабильного управления выполнял и будет выполнять взятые обязательства. Инвесторы анализируют итоги десятилетия и на их основании строят будущие стратегии в отношении Казахстана».
Мы не станем дословно приводить место, где, по мнению собеседника, в настоящий момент находится Таможенный союз (слово нелитературное), скажем лишь, что это объединение пока не оправдывает надежд Астаны. Как заявил нам чиновник, «у нас растет товарооборот с Россией. Но растет он за счет несовершенного законодательства. Российские бизнесмены открыли для себя узкую тропинку, помогающую им выводить из России через Казахстан капиталы. Россияне в контрактах сейчас указывают Казахстан как страну ввоза товаров. Хотя реальность этих поставок проверить невозможно – нет таможенного контроля между странами. При этом за товары они платят на счета в иностранных банках. Точно не помню, но российский Центробанк вроде показывал, что при помощи этой схемы из страны вывели более 10 млрд долларов».
Кадры – кровь экономики
На этом фоне, по мнению источника, главная проблема – катастрофический дефицит кадров и их аффилированность с кланами. Однако тема о кадрах госслужбы началась с другого заявления источника. «Ждем возвращения Тимура Аскаровича (Кулибаева – «j»), – поделился ожиданиями наш источник. – Его люди здорово помогли в ситуации с Кашаганом. Консультанты, которые на него работают, по своему уровню соответствуют экспертам группы Блэра. Надеемся, его опыт и связи снова будут работать на благо страны». Мы напомнили собеседнику о Жанаозене, когда президентскому зятю не помогло ни то, ни другое. «Ситуация получила объективную оценку со стороны президента, – сухо парировал чиновник. – Но сейчас глава государства и Кулибаев в «аманате» (аманат – в исламе заклад, вещь, отдаваемая на хранение – «j»). А чтобы он всегда был на виду, ходит информация о его назначении в администрацию президента».
С новой силой информационное пространство будоражит тема роспуска парламента и даже заслужила комментарий председателя сената Кайрата Мами. На прошлой неделе он заявил, что «на сегодня оснований для роспуска парламента как в целом, так и отдельных палат нет». Наш собеседник придерживается другого мнения:«Почему возникают подобные слухи? Потому что парламент в его нынешнем виде создан по списку бывшего главы АП Мусина. Плюс парламент, как хорошее ложе для короля, совершенно не оснащен подушками безопасности от влияния нашего северного соседа. Это просто парадокс!» Однако, по словам информатора, ситуация под контролем. Все, кого Мусин рекрутировал в депутаты, «успешно переобулись в соответствии с моментом». С Россией все сложнее, потому что приходится «персонально» работать с руководителями парламентских фракций.
Однако парламент все же «вторая тема». «Вот интрига – кого поставят в АП? – вопрошает источник. – По моей информации, планируют ослабить роль администрации. Скандал с Мусиным и отрыв Масимова от остальной элиты окончательно открыли глаза: кто бы ни занимал эту должность, цепь бесконечных интриг «в свой карман» будет продолжаться». Устранить это планируется перераспределением функций между администрацией главы государства, правительством и парламентом. «Роль премьер-министра и парламента будет усиливаться. И прежде всего, пристальное внимание к должности руководителя сената. Все-таки второй пост в государстве. Случись что с президентом, и. о. главы Казахстана станет председатель сената. Лучше остальных на этом месте себя проявил Касым-Жомарт Токаев. Не исключаю, что его вернут в страну».
В конце нашего разговора неожиданно всплыла фигура бывшего главы«Казатомпрома» Мухтара Джакишева. Сейчас он отбывает 10-летний срок лишения свободы по обвинению в несанкционированном открытии офиса в Вене и выплате зарплаты охраннику. «Второго такого специалиста в Казахстане не найти. И как мне кажется, в связи с происходящими событиями скоро Мухтар может выйти на свободу. Президент, видя всю картину целиком, скорее всего, понимает, что сейчас для работы с большими игроками не хватает опыта и принципиальности Мухтара. Плюс есть необходимость продемонстрировать России свою самостоятельность во внутренних вопросах»,– отрезал источник, прекратив на этом беседу.
Информационная служба «j»
Комментариев нет:
Отправить комментарий