вторник, 12 мая 2015 г.

Последнее китайское предупреждение. КНР включается в евразийскую гонку

Визит председателя КНР Си Цзиньпиня в Казахстан в день защитника отечества и его участие в параде Победы в Москве 9 мая, несмотря на отказ многих мировых лидеров присутствовать на нем, эксперты называют прощупыванием Поднебесной евразийского пространства. Китай уже объявил, что рассматривает возможность присоединения к зоне свободной торговли Евразийского экономического союза.

Основными целями визита Си Цзиньпиня в Казахстан китайские СМИ назвали обсуждение участия Казахтана в проекте экономического пояса шелкового пути и сверка часов по актуальным мировым проблемам, в том числе видимо и по украинской тематике. Не случайно одним из основных заявлений Си Цзиньпиня, прозвучавших в Астане стало констатация того, что Китай уважает территориальную целостность Казахстана и его суверенитет. Председатель КНР намерен посетить все три государства, основавших ЕАЭС – Казахстан, Россию и Белоруссию.
Kursiv.kz попросил экспертов прокомментировать увеличивающийся интерес Пекина к евразийскому пространству, какие риски несет этот процесс и не пытается ли КНР стать конкурентом России на евразийском треке.
Исследователь Евразийского научно-исследовательского института Расул Арин:
Прошлый визит Си Цзиньпина в Казахстан ознаменовал собой старт китайского «Нового Шелкового пути». Этот визит также должен стать исторически значимым, ведь лидер КНР никуда просто так не приезжает. Ожидается целый тур главы КНР по странам входящим в ЕАЭС. Из них два визита, в Астану 7 мая и в Москву 9 мая, совпадают с двумя особыми датами, когда в странах, куда наносится визит, проходят военные парады. Это можно расценивать как дань уважения, так и признание, вкупе со скрытой оценкой военного потенциала, стратегической роли этих стран в контексте региональной стабильности. Если оценивать промежуточный период между прошлым и этим визитом, то можем наблюдать многие изменения связанные с началом реализацией проекта «Нового Шелкового пути», создание банка AIIB и привлечения Казахстана к его основанию, также предстоящее расширение ЕАЭС со вступлением Кыргызстана и продекларированным намерением Китая сотрудничать с ЕАЭС и создание ЗСТ. Думаю, последний аспект по созданию ЗСТ между Китаем и странами ЕАЭС активно обсуждается. Во-первых, это инициатива китайской стороны, поэтому она будет прилагать усилия с целью заинтересовать страны ЕАЭС. Во-вторых, такие вопросы должны обсуждаться как на уровне всей организации, так и в двухстороннем формате, особенно с Казахстаном, учитывая роль приграничной торговли. В-третьих, Китай имеет свои специфические методы по привлечению каждой стороны к сотрудничеству. Общая цель этих встреч должна стать формирование комплементарной модели сосуществование ЕАЭС с китайским «Новым Шелковым путем». Есть ряд и других важных факторов отразившихся на проведение визитов главы КНР именно в страны ЕАЭС. Это усиливающаяся гонка за формирование союзнических отношений между главными мировыми державами. Буквально недавно, завершился недельный визит главы Японии в США, по итогам которого Токио добился усиления союзнических отношений с Америкой в области безопасности. Также велись переговоры по созданию зоны Транс-Тихоокеанского партнерства, исключающего Китай. Общая риторика этого визита сводилось к стремлению сдержать рост Китая в регионе. Исходя из этого, можно говорить об ответной реакции КНР. Также следует помнить, что в августе этого года ожидается визит премьер-министра Японии в страны Центральной Азии.
Скорее всего, интересы РФ и Китая в Центральной Азии будут и впредь оставаться гармоничными и не должны привести к какой-либо конфликтной ситуации. Если Россия смотрит на ЦА как на зону своего влияния с политической точки зрения, то Китай будет стремиться сохранять свое экономическое влияние в регионе и продолжать формировать тесные торговые отношения с Центральной Азией. Россия со своей экономикой никак не сможет конкурировать в этом плане с Китаем, тому пример неудачные отношения РФ с Туркменистаном в газовой отрасли, где место Москвы занял Пекин. Также в будущем Китай способен заменить политическое влияние России в регионе, но лишь в случае возникновения такого вакуума. Китаю нет надобности в конкурировании с России за влияние в регионе, так как экономически Пекин все устраивает, а возможное притязание на роль политического гегемона в ЦА свершится лишь в случае ухода или потери контроля самой Москвы над регионом. И то лишь с целью сохранения стабильности в ЦА е для гарантии возвратности своих инвестиций.
Если говорить о конкуренции между США и Китаем, то оба предложенные «шелковые проекты» преследуют разные цели. Несмотря на то, что Штаты инициировали подобную идею намного раньше Китая, на мой взгляд, китайский проект выглядит перспективным. Во-первых, США предложили свой проект с целью нормализации ситуации в Афганистане. То есть благодаря усилению экономических связей со странами региона Афганистан должен стать на путь восстановления и развития. Но ситуация в этой стране далека от стабильной. Во-вторых, такое основание для создания американского проекта, говорит о его бесперспективности. США как не интегрированный игрок в систему региональных экономических отношений, не смогут постоянно контролировать, или влиять на ситуацию. Также нужно отметить, безынициативность и пассивную позицию региональных игроков в этом проекте. В-третьих, финансовая сторона этого проекта также возлагается на сторону-инициатора, которая имеет довольно серьезные проблемы в связи с бюджетным дефицитом внутри США и недовольством многих в стране с затратной политикой Госдепартамента. Поэтому этот проект оставляет впечатления больше имидживого, нежели действительно экономического. В этой связи проект Китая имеет больше преимуществ, но и не лишен недостатков. Китай смотрит на него с точки зрения лишь своих экономических интересов. Астана, правда, тоже получить свою долю выгоды, так как в рамках проекта предусмотрено использовать логистический и инфраструктурный потенциал Казахстана, что укрепит позиции РК в системе мировых торговых отношений.
Политолог Сергей Акимов:
Китайская дипломатия всегда славилась своей изощренность. Поэтому без сомнения, визит китайского лидера в Казахстан в день проведения самого масштабного военного парада в истории страны не случаен. Это символизирует уважение суверенитета и военных возможностей Казахстана и отсутствие всяких претензий на независимость страны со стороны Китая. Для Поднебесной это очень важно с позиции развития долгосрочных отношений с Казахстаном. Хочу обратить внимание на характер изменения отношения власти и общества к росту влияния КНР на РК. Лет пять назад, когда Китай активно наращивал свое присутствие в экономике Казахстана, особенно в нефтегезовом секторе, это вызывало бурную реакцию общественности. Достаточно вспомнить массовый митинг на новой площади в Алматы против передачи земли в аренду Китаю. После этого, динамика наращивания присутствия Китая в экономике Казахстана резко замедлилась. Насколько мне известно, был даже введен негласный мораторий на дальнейшую продажу нефтегазовых активов китайцам. После этого, власти КНР и компании из Поднебесной стали действовать менее агрессивно. В результате национал-партиоты переключились с Китая на Россию. В свою очередь Китай стал снова увеличивать свое присутствие в Казахстане. Кульминацией этого можно назвать вхождение Поднебесной в Кашаган. По моим данным Китай является лидером по степени присутствия в экономике Казахстана. Следующий шаг – открытие китайских производств в РК. России подобное участие в экономике Казахстана и не снилось. Нефтегазовый сектор был традиционно практически закрыт для российских компаний. Исключение – малоперспективные месторождения на сопредельных участках каспийского шельфа, которые в последствии оказались нерентабельны. Это очень показательно. Если говорить о характере взаимоотношений Казахстана с Россией и Китаем, то в первом случае, это в большей степени иллюзорная политика, а во втором реальная экономика. Говоря о возможной конкуренции Китая с Россией за влияние в Казахстане, то, на мой взгляд, акценты нужно расставлять иначе: удастся ли России притворить свое иллюзорное влияние на Казахстан, во что- то реальное, тем самым потеснив Китай. На мой взгляд, это маловероятно – в текущей условиях, Китай является безальтернативным инвестором для Казахстана. Ждать инвестиций из других источников не приходится. А он нужны, как воздух. В свою очередь масштаб китайских инвестиций в экономику Казахстана, может быть ограничен только казахстанскими властями. Данная ситуация несет очень серьезные риски для РК и как не странно только Россия может стать страной, нивелирующей эти риски. Думаю именно этим, объясняется ориентированность руководства Казахстана на евразийскую интеграцию.
http://www.kursiv.kz/news/details/vlast/poslednee_kitayskoe_preduprezhdenie_knr_vklyuchaetsya_v_evraziyskuyu_gonku_328/

Комментариев нет:

Отправить комментарий