понедельник, 21 сентября 2015 г.

Андрей Серенко: «Следующими мишенями Эмомали Рахмона станут братья Тураджонзода»

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон завершает процесс ликвидации Партии исламского возрождения (ПИВТ). Очевидно, что глава таджикского государства воспользовался мятежом генерала Ходжи Халима Назарзоды 4 сентября, чтобы ускорить зачистку ПИВТ: рахмоновские силовики и правоохранители сегодня интенсивно «шьют» «дело ПИВТ», объявляя единым коллективом заговорщиков и Партию исламского возрождения во главе с Мухиддином Кабири, и восставших десантников генерала Халима, и загадочных сторонников «Исламского государства». При этом под «дело ПИВТ» тщательно подводится фактор некой иностранной поддержки заговорщиков. Примечательно, что рахмоновские дизайнеры «дела ПИВТ» пока не называют страну, откуда якобы заговорщики получали поддержку, оставляя, тем самым, широкое пространство для будущих интерпретаций. Похоже, во Дворце Наций в Душанбе все еще не определились окончательно с тем, кого именно за границей обвинить в спонсорстве «заговора ПИВТ».
Можно не сомневаться, что в ближайшее время ПИВТ будет признана таджикистанским судом террористической и экстремистской организацией, ее деятельность в республике запретят, а лидера ПИВТ Мухиддина Кабири объявят в международный розыск.
Очевидно, что через «дело ПИВТ» Эмомали Рахмон попытается максимально раскрутить в стране маховик репрессий, подавляя любые проявления оппозиционной деятельности. Прежде всего, эти репрессии коснутся активистов и лидеров политического ислама – сторонников ПИВТ, бывших активистов Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), молодых исламских политиков и общественных активистов.
Драматические события могут развернуться вокруг двух ведущих духовных авторитетов Таджикистана – братьев Ходжи Акбара и Нуриддина Тураджонзода. По имеющейся информации, таджикские силовики планировали их арест около двух недель назад. Однако, военный мятеж 4 сентября заставил изменить планы Рахмона и арест был перенесен. Теперь, когда официальный Душанбе объявил о подавлении мятежа генерала Халима и приступил к добиванию ПИВТ, велика вероятность, что следующими мишенями карательных структур Эмомали Рахмона станут братья Тураджонзода.
На мой взгляд, ситуация вокруг духовных лидеров Таджикистана может стать той самой красной чертой, за которой в республике способны начаться необратимые политические последствия. Как показали события 4-17 сентября в Рамитском ущелье и репрессии в отношении лидеров и активистов ПИВТ, даже недовольные рахмоновским правлением таджики не присоединились к генералу Халиму и не начали массовые акции гражданского неповиновения в поддержку Мухиддина Кабири. Очевидно, что отсутствие активной поддержки со стороны населения республики мятежным военным и лидерам ПИВТ Рахмон расценил, как новую возможность для политического произвола и расправы с оппонентами. Чем и не замедлил воспользоваться.
Однако с братьями Тураджонзода ситуация может быть совсем иной. И уважаемый Ходжи Акбар, и уважаемый Нуриддин имеют очень высокий авторитет в таджикском обществе, а также большое количество активных сторонников. Поэтому репрессии властей в отношении них вполне способны спровоцировать настоящее народное восстание в Таджикистане, после которого события в Рамите покажутся цветочками.
Впрочем, надежд на политическое благоразумие рахмоновского клана сегодня не слишком много. Президент Таджикистана наверняка пережил за последние дни немало тревожных минут. И теперь за свой испуг Эмомали Рахмон начинает мстить своим недоброжелателям. И эта месть подается отнюдь не в холодном, расчетливом виде, как советуют классики. Рахмон просто решил, что именно сейчас можно одним ударом, сразу и навсегда, покончить со всеми, кто ему неприятен. 
Такое стремление президента Таджикистана «покарать всех и сразу» вполне объяснимо. Ведь другого такого шанса ему может не представиться. Восстание генерала Халима показало, что силовые структуры Таджикистана слабы и неэффективны. И дело не только в ненадежности силовиков (по слухам, в Минобороны республики каждый день проходят аресты офицеров, подозреваемых в причастности к заговору генерала Назарзоды, в числе задержанных оказался даже один из адъютантов главы военного ведомства). В течение почти двух недель таджикские силовики были не в состоянии самостоятельно уничтожить восставших десантников Ходжи Халима, потеряв при этом десятки милиционеров и военных, включая командира спецподразделения «Альфа» ГКНБ Таджикистана. Если бы не поддержка российских военных, которые начали передавать рахмоновским силовикам информацию с разведывательных беспилотников, «зависших» над Рамитом, вполне возможно, мятеж продолжался бы до сих пор. Впрочем, некоторые заслуживающие внимания источники в Душанбе утверждают, что сопротивление сторонников генерала Халима отнюдь не подавлено полностью и от них еще могут быть весьма неприятные для официального Душанбе «сюрпризы».


Андрей Серенко, специально для Портала таджикской оппозиции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий