среда, 22 октября 2014 г.

Гулистан: базар «строгого режима» работает только с полудня

В административном центре Сырдарьинской области Узбекистана жизнь сосредоточена вокруг крупнейшего базара, но хлопковая кампания поставила все с ног на голову. 


Название Гулистан переводится как «цветочный сад», «сад роз». Средоточие его жизни, ввиду не слишком развитой промышленности, - базар. Поэтому, когда власти его закрывают, кажется, что активная деятельность в городе прекращается. 

Ярмарка работает, всё остальное закрыто

Когда корреспондент Uznews.net приехал в Гулистан и прогулялся по новой торговой улице, застроенной двухэтажными магазинами, то с удивлением обнаружил, что большинство из них работает, будто в стране нет никакой хлопковой кампании.

Вещевые магазины в Гулистане работают. Фото: Uznews.net

Улица эта появилась полтора-два года тому назад. В народе ее называют ярмаркой. Она является частью гораздо большего торгового пространства: в Гулистане не один базар, а несколько, объединенных в целое торговое скопление с множеством павильонов, магазинов и торговых рядов: вещевой рынок, продуктовый – с овощами-фруктами, и барахолка, где продают старые вещи. Ну, и строительный ряд.

В общей сложности на этих рынках торгуют тысячи людей. Естественно, весь этот большой базар имеет множество входов и выходов, большинство из которых снабжены металлическими воротами. У входа на продовольственный рынок оказалось, что базарный комплекс закрыт.



Продуктовый рынок в Гулистане в первой половине дня закрыт. Фото: Uznews.net

Милиция охраняет базар от покупателей и продавцов

Милиционеры заблокировали все многочисленные входы на рынок, обслуживающий город с населением около 80 тысяч человек. То есть они охраняли базарную территорию и от продавцов, и от покупателей: Бунюэль с его сюрреализмом отдыхает.

Там, где железные ворота отсутствовали, полицаи устроили нечто вроде баррикад из подручных материалов: высоких ящиков, снятых деревянных дверей, широких подставок для очков и т.д. Возле каждого входа присутствовали как минимум два-три милиционера.

Все ведущие к рыночному комплексу ворота и двери были закрыты. Но за ними всё равно стояли стражники. Складывалось ощущение, что их согнали сюда со всего города.

Множество магазинчиков близ базара тоже были закрыты. Правда, некоторые люди втихаря что-то продавали, осторожно, как спекулянты во времена военного коммунизма.

Недалеко от барахолки, прямо на улице, возле частных домов, продавцы раскладывали старые вещи, доски, какие-то железки и непонятного предназначения механизмы, мебель.

Барахолка возле частных домов. Фото: Uznews.net

Корреспондент Uznews.net убедился, что заперты были абсолютно все входы. Милиционеры охраняли даже барахолку. Повсюду люди сидели на земле, на бордюрах, на пустых тележках, ожидая открытия базара и возможности начать работу.

Один из ментов стоял как стражник – широко раздвинув ноги и сцепив руки за спиной. При этом охранял он не военный склад и не секретный объект, а всего-навсего «блошиный» рынок.

Уличное оцепление: «Пазики», бетонные блоки, железные заграждения 

Выходящие к рынку улицы были частично или полностью перекрыты. Например, та, где располагался длинный ряд магазинчиков, торгующих стройматериалами, возле рынка была перегорожена бетонными блоками, а через пару сотен метров еще и двумя автобусами – «Пазиками», чтобы, так сказать, наверняка. (Дабы на базар не прорвался ни один коммерсант.)

На улице, ведущей к рынку в Гулистане, установлены заграждения - бетонные блоки. Фото: Uznews.net

«Пазиками» были загорожены и другие улицы, в основном, со стороны барахолки.

Дополнительная преграда на пути у потенциальных покупателей и продавцов - "пазики" поперек дороги. Фото: Uznews.net

Соседние улицы, идущие из центра города, были закрыты бетонными блоками. Некоторые из них были сдвинуты в сторону, и отдельные машины почему-то пропускались. Журналист заметил, что возле одного светофора, рядом с блоками, маячил человек в гражданском, он никуда не уходил, и внимательно всех оглядывал.

Одна из улиц была перегорожена тонкими переносными железными заграждениями. Для подстраховки там еще стояли машины и милиционеры. Возникла пробка, и водители начали дружно сигналить.

Судя по всему, гулистанское начальство получило из Ташкента приказ закрыть базары, чтобы не отвлекать людей от сбора хлопка, что оно и сделало, проведя настоящую военно-полицейскую операцию. 

Долгожданное открытие базара

Также выяснилось, что этот город, как областной центр, имеет некоторые поблажки: рынки здесь открывают не в четыре, и не в пять вечера, а всего лишь в полтретьего.

В начале третьего автобусы заграждения были отогнаны на автостоянку возле базара. Корреспондент Uznews.net насчитал там пять «Пазиков». Сняли и другие заграждения. Перед всеми рыночными воротами начали собираться толпы людей.

Наконец в 2.30 милиционеры открыли их, и народ с тележками, набитым разным товаром, например, мешками с луком, хлынул на территорию рынка.

Милиция открыла рынок в полтретьего дня, и туда сразу хлынули люди. Фото: Uznews.net

Поток людей ворвался во все ворота, быстро растекаясь по всему базару.

Глядя на активную торговлю, трудно было даже представить, что с 8 до 14.30 она (кроме ярмарки) была запрещена, и тысячи людей лишились как минимум половины своего обычного заработка. И это притом, что плату за аренду мест никто не отменял.

Из этого видно, что начальственные распоряжения, подменяющие собою законодательство страны, отличаются в зависимости от региона: одним везет больше, другим меньше, а третьим совсем не везет. 

Скульптура сборщицы хлопка в городском парке Гулистана. Фото: Uznews.net

Uznews.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий