понедельник, 27 октября 2014 г.

Назарбаев снял Ахметова из-за Тасмагамбетова

Три резонансных кадровых решения Назарбаева – по Серику Ахметову, Имангали Тасмагамбетову и Адильбеку Джаксыбекову были озвучены в один день, 22 октября, и, несомненно, между собой взаимосвязаны. Поэтому сразу напрашиваются вопросы – зачем президент сделал такую рокировку, новые должности понижение или повышение для ее участников и как она повлияет на расклад сил в правящей элите?
Поскольку внутриполитический процесс в Казахстане непрозрачен, а верить заявлениям чиновников, в том числе самому елбасы, не стоит, попытаемся ответить на эти вопросы, опираясь на второстепенные факты. Дело в том, что в странах с «суперпрезидентской» системой государственного устройства, мелочи куда более информативны, чем любые официальные заявления «лидеров нации».
«Передержат» и вернут
Начнем с текстов президентских указов. По логике первым был подписан документ об освобождении Ахметова Серика Ныгметовича от должности министра обороны РК в связи с переходом на другую работу. Однако на сайте Акорды нет текста указа, поэтому невозможно понять, когда он на самом деле был подписан — 22 октября или ранее?
И это симптоматично, поскольку такая лаконичность позволяет скрыть важное обстоятельство — дату увольнения Ахметова. Зачем, если документ все равно попадет в базу данных? Наверное, чтобы сбить волну спекуляций вокруг отставки.
Вообще же, судя по формулировке причины увольнения Серика Ныгметовича, дела его не настолько плохи, как это представляется на первый взгляд. Потому что он отставлен не по собственному желанию или вообще без объяснения, а в связи с переходом на другую работу. То есть сажать его елбасы не собирается, а, скорее всего, отправит, как того же Аслана Мусина, послом Казахстана в дальнюю страну на передержку. Напомним, бывших премьер-министрову нас еще не сажали плюс Ахметова поддерживают старшая дочь и официальная супруга «лидера нации».
Чем важна для нас дата подписания указа об увольнении Серика Ахметова? Тем, что она позволяет понять, когда освободилось кресло министра обороны — до или после последнего приема Имангали Тасмагамбетова Нурсултаном Назарбаевым? А также сколько времени занял у главы государства процесс принятия решений по Тасмагамбетову и Джаксыбекову?
Что касается президентских указов по двум этим назначениям, то они были подписаны один за другим 22 октября и получили соответственно номера 934 и 935. Однако утверждать, что именно отставка Ахметова с поста министра обороны стала причиной последующих кадровых решений главы государства, мы бы не стали.
Хотя реальная власть в стране сегодня сконцентрировалась в руках триумвирата Масимов — Нигматулин — Джаксыбеков, Назарбаев продолжает контролировать положение в целом, в первую очередь за счет эксклюзивного права назначения и увольнения высших должностных лиц государства. Поэтому обойти елбасы в данном вопросе просто невозможно и отставка Ахметова — это решение самого «лидера нации».
Что касается повода для отставки — задержания экс-акимов Карагандинской области и города Караганды и озвучивания причастности брата и сына бывшего министра обороны к «распиливанию» государственного заказа, то и здесь мы не были бы так уверены. По одной версии, этот наезд был организован по приказу самого Назарбаева, чтобы ослабить клан «карагандинцев» и внести в него раскол, по другой — врагами Серика Ахметова.
Потенциально опасен
Почему мы столько времени уделяем этим второстепенным фактам? Дело в том, что человек, который сменил Серика Ныгметовича на посту главы оборонного ведомства, достаточно уникален для нынешнего Казахстана.
Во-первых, Имангали Тасмагамбетов, хотя и назвался «продуктом Назарбаева», является самостоятельным политиком, имеющим собственный, не производный от елбасы авторитет среди сограждан. Во-вторых, он, опять же в отличие от прочих чиновников, пользуется значительной поддержкой среди казахскоязычной интеллигенции. В-третьих, он из младшего жуза.
Последнее обстоятельство, учитывая жанаозенскую трагедию 16 декабря 2011 года, заметную на фоне остальной страны скрытую оппозиционность региональных кланов Западного Казахстана Астане, независимо от того, кто сегодня сидит в Акорде, и сохраняющееся в этой части страны напряжение, постоянно подпитываемое растущим социальным неравенством, делает Тасмагамбетова потенциально опасным. Причем как для самого Нурсултана Абишевича и триумвирата Масимов — Нигматулин — Джаксыбеков, так и для любого другого претендента на верховную власть.
Ну а тот факт, что, будучи сильным и опытным управленцем, пользуясь поддержкой части казахской интеллигенции и возглавляя акимат столицы, Имангали Нургалиевич был больше, чем просто акимом Астаны, не подлежит сомнению.
В интернете уже мелькала информация о том, что именно Тасмагамбетова елбасы сегодня боится больше, чем Аблязова, Алиева и оппозицию всех мастей, вместе взятых. Поэтому за столичным акимом спецслужбы следят во все глаза, дабы не просмотреть неправильных движений с его стороны.
С учетом всего этого нам представляется, что ключевым кадровым решением «лидера нации» в данной череде перестановок было именно назначение Тасмагамбетова министром обороны. Давайте рассмотрим плюсы и минусы новой должности именно для Имангали Нургалиевича.
Дело в том, что позиция министра обороны в государственном аппарате уникальна. Традиционно считается, что министр хозяин в своем ведомстве, тем более после недавней «кардинальной» реформы правительства и сокращения числа министерств до двенадцати их права и полномочия были заметно расширены. Это действительно так, но только не в Министерстве обороны РК.
Потому что глава оборонного ведомства только главный администратор, а сами Вооруженные силы страны подчиняются верховному главнокомандующему, то есть президенту, который руководит ими через первого заместителя министра обороны — начальника Генерального штаба. Именно поэтому Назарбаев часто использует эту позицию для передержки своих соратников, после того как увольняет их с ключевых должностей, например премьер-министра. Желающие могут проверить наш тезис фактами и убедиться, что это так.
Кстати, другой такой пересадочной позицией является должность государственного секретаря РК. Единственное исключение из этого правила, которое приходит нам на память, — назначение Аслана Мусина председателем Счетного комитета. Похоже, Нурсултан Абишевич счет Аслана Еспулаевича, между прочим тоже выходца с запада, слишком опасным, чтобы назначать его или главой оборонного ведомства, или госсекретарем — первая должность дает прямой доступ к генеральскому корпусу, а вторая слишком заметна внутри страны и за рубежом, хотя и не публична.
Таким образом, на посту министра обороны Имангали Тасмагамбетов ограничен в своих возможностях на порядок сильнее, чем когда он возглавлял акимат столицы. А это значит, что главной целью «лидера нации» в данном случае была изоляция «продукта Назарбаева». Возможно, на период предстоящих в скором времени президентских и парламентских выборов, а может быть, и навсегда.
Правда, такая схема сдерживания Тасмагамбетова работает только при жизни «лидера нации». Если последнего не станет, Тасмагамбетов может получить в руки сильнейший внутриполитический аргумент, особенно если генералитет его поддержит — ведь рука у Имангали Нургалиевича, судя по шаныракской трагедии, возможно, даже потверже, чем у самого Нурсултана Абишевича.
Связали по рукам и ногам
Подводя итоги вышесказанному, можно смело утверждать, что операция по перемещению Тасмагамбетова готовилась давно и не исключено, что наезд силовиков на Серика Ахметова был заказан сверху, чтобы надавить на него и заставить уступить место.
Несомненно, главным событием текущей недели и всего года станет подписание межгосударственного договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Но поскольку эта тема обширна, глубока и сложна, мы ее пропустим и сразу перейдем к собственно казахстанской тематике.
Начнем с программной статьи первого вице-премьера РК Бакытжана Сагинтаева в «Казахстанской правде» от 28 мая 2014 года, посвященной созданию ЕАЭС. Дело в том, что аппаратная логика, которую никто в нашей стране не отменял, требует, чтобы такие материалы публиковались от имени главы правительства страны.
Да и сам Масимов ранее не упускал случая засветиться в прессе и повысить свой имидж в глазах сограждан. Однако теперь упускает такую уникальную возможность — стать соратником елбасы в деле создания ЕАЭС. Почему?
Теневая завеса для премьера
Начнем с того, что ЕАЭС это проект по экономической интеграции России, Казахстана и Беларуси, а кто у нас отвечает за развитие экономики? Премьер-министр! И если господин Сагинтаев курирует подготовку союзного договора, то только в качестве заместителя Карима Масимова.
Так что это, похоже, не случайность, а некая осознанная политика. И запрет журналистам участвовать в работе правительства, и попытка подменить этот информационный канал брифингами могли быть приняты с целью как ограничения утечки чувствительной информации, так и отвлечения внимания прессы и общественности именно от Карима Кажимкановича.
Вопрос только в том, кто стал инициатором этого ухода в тень ближайшего помощника и соратника елбасы — он сам или Нурсултан Назарбаев? Если сам Масимов, то это означает, что он готовится к чему-то такому, что выбивается из текущей рутины. Это могут быть досрочные президентские выборы, на которых Масимов станет доминирующим кандидатом и выиграет, или что-то подобное этому.
Если же скромность Масимова стала результатам политического решения «лидера нации», это неизбежно станет началом его конца как видного казахстанского государственного деятеля. Тогда выходит, что елбасы специально вернул его в правительство, чтобы потом, когда появится необходимость в объяснениях с народом, почему всеобщего процветания так и нет, сделать его козлом отпущения.
Что касается самого Нурсултана Абишевича, то, вернувшись из «исторического» государственного визита в Китайскую Народную Республику, он успел поучаствовать в работе VII Астанинского экономического форума и выступить там с очередной речью.
К великому сожалению для Акорды, IV Петербургский международный экономический форум затмил Астанинский, а выступление российского президента на нем заслонило выступление его казахстанского коллеги. Тем не менее информационный «доход» от этого мероприятия был, поскольку казахстанская пресса сделала все возможное, чтобы разрекламировать его в глазах населения.
Мы же еще раз отметим, что «лидер нации» не оставляет надежд прорубиться в число мировых лидеров и оставить свой след в истории ХХI века. Об этом свидетельствует попытка Нурсултана Назарбаева еще раз напомнить собравшимся в Астане о себе, своих идеях и заслугах перед человечеством.
В очередной раз улыбнувшись этой слабости казахстанского президента, который, можно сказать, уже получил внутри страны статус полубога, позволим себе обратить внимание наших читателей на ключевые месседжи Нуреке.
Сначала он напомнил собравшимся о своей идее G-GLOBAL. Затем, пространно рассказав о многочисленных проблемах развивающихся и развитых стран, навязчиво обратил внимание аудитории, что в Казахстане все хорошо. И дальше, ссылаясь на свои заслуги в деле ядерного разоружения, начал рекламировать свои старые идеи образца 2009 года.
В общем, вместо того чтобы руководить выводом страны из очередного то ли кризиса, то ли предкризисного состояния, казахстанский президент снова и опять по принципу «чужую беду руками разведу» озаботился тем, что от него совсем не зависит и на что он повлиять не может.
Чистят рыбу с хвоста
Из внутриполитических событий стоит упомянуть смену двух глав областных администраций. Ерик Султанов сменил Самата Ескендирова в кресле акима Северо-Казахстанской области, а Сергей Кулагин — Космана Айтмухаметова в должности акима Акмолинской области. По словам отдельных политологов или лиц, выдающих себя за них, кадровые перестановки на этом не ограничатся. Поживем — увидим.
Что же касается уже принятых кадровых решений Нурсултана Назарбаева, то хотим обратить внимание читателей на три обстоятельства.
Во-первых, оба потерявших кресла акима возглавляли приграничные с Россией регионы, где высока доля русскоязычного населения. Случайность это или начало экстренной подготовки на случай, если вдруг отношения между Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным начнут портиться по украинскому сценарию, сказать не беремся.
Во-вторых, вновь назначенные акимы относятся к чиновникам старшего поколения, которые младше елбасы на 10—20 лет и прошли хорошую школу государственной службы еще в советское время. Отказ главы государства от назначения «болашаковцев» или тех, кто сделал карьеру уже в постсоветский период, говорит о многом. Например, о том, что скамейка запасных коротка, а новое поколение казахстанских служащих при всей своей амбициозности годится только для спокойных времен.
В-третьих, биографии вновь назначенных акимов свидетельствуют о том, что они не будут назначенными сверху варягами, поскольку оба являются местными уроженцами и работали там ранее долгие годы. Это означает в том числе, что Назарбаев начал учитывать ошибки украинских властей, как прошлых, так и нынешних, которые оттолкнули от себя региональные элиты неразумной кадровой политикой, назначая главами областей или пришельцев из других частей республики, или олигархов, у которых личные интересы преобладают над общегосударственными и общественными.
Еще одним тревожным сигналом для казахстанского госаппарата в целом и отдельных чиновников в частности стало возбуждение уголовного дела против заместителя акимаСеверо-Казахстанской области Балахонцева В. по фактам злоупотребления должностными полномочиями при проведении конкурсов государственных закупок.
Учитывая, что резонансный судебный процесс по делу организованной преступной группыэкс-акима Атырауской области Бергея Рыскалиева подходит к концу, а уголовное дело экс-акимаПавлодарской области Ерлана Арына, расследуемое органами финансовой полиции, имеет все шансы дойти до суда, похоже, что в Казахстане началась кампания по наведению порядка на региональном уровне.
С одной стороны, это внушает осторожный оптим
изм, поскольку любая борьба с коррупцией и казнокрадством это лучше, чем ее отсутствие, с другой — попытка чистить рыбу не с хвоста, а с середины, при том, что она гниет с головы, это несерьезно.
Судя по всему, эта кампания стала реакцией Акорды на события в Украине, где именно массовое недовольство граждан стало причиной образования Майдана, свержения и изгнания легитимного главы государства Виктора Ющенко, потери Крыма и гражданской войны на востоке страны.
Похоже, указывая пальцем на акимов и время от времени делая из них козлов отпущения, казахстанские власти пытаются заранее перераспределить в их сторону массовое недовольство сограждан, которое в условиях практически полного уничтожения стойкой и принципиальной политической оппозиции сместилось в поле социального и экономического протеста.
Охранять или оборонять?
А вообще, Акорде нельзя отказать в умении и стремлении вовремя постелить соломку там, куда она может упасть. На этой неделе был опубликован для всеобщего сведения Указ президента РК №821 от 23 мая 2014 года «Об утверждении Типового положения о деятельности комендатуры местности».
Ведь в условиях, когда не работают институциональные механизмы и на первый план выходят личные отношения между сюзереном, то есть главой государства, и его вассалами, то есть крупными фигурами влияния, елбасы не может творить полный произвол. Иначе получится сталинский вариант беспредела. Поэтому он должен находить аргументы под свои решения. Так что, скорее всего, Ахметова сдвинули, потому что на другую позицию Тасмагамбетов просто не согласился бы.
Напомним, что Тасмагамбетов поработал на всех без исключения ключевых должностях в государственном аппарате — министром, помощником президента, вице-премьером,премьер-министром, государственным секретарем, руководителем администрации президента, акимом области, Алматы и Астаны. Поэтому ему идти под того же Карима Масимова или Нурлана Нигматулина, как говорят в народе, «западло». Министр же обороны подчиняется прямо главе государства.
Так что стоит поздравить елбасы с большой и бескровной победой — выдавливанием «своего продукта» на позицию, где он будет менее всего влиятелен. Ну а если и попытается проявить политические амбиции и начать играть свою игру, будет немедленно обвинен в чем-нибудьи отправлен в лучшем случае послом в какую-нибудь Эфиопию, в худшем — на скамью подсудимых.
Однако главный выгодополучатель от сделанной рокировки в данном случае не Назарбаев, а правящий в стране триумвират. После перестановок 22 октября елбасы оказался фактически окруженным со всех сторон — правительством страны руководит Карим Масимов, администрацией президента — Нурлан Нигматулин, акиматом столицы — Адильбек Джаксыбеков.
Понимает ли это сам Назарбаев? Несомненно, поэтому шансы на то, что в ближайшее время в Астану могут вернуться Ахметжан Есимов и Марат Тажин, достаточно велики. Разговоры об этом уже пошли.
Что касается племянника елбасы, то он может стать как госсекретарем, так и руководителем администрации президента. Однако первая позиция мало что собой представляет, если не будет сопряжена с исполнением обязанностей секретаря Совета безопасности РК. Поэтому не исключено, что разговоры о назначении Ермухамета Ертысбаева замруководителя администрации главы государства — результат утечки информации о другом кадровом маневре Нурсултана Абишевича. Например, о возвращении Тажина и Ертысбаева в страну и отправке того же Нигматулина или послом в Россию, или его же назначении государственным секретарем.
Если это так, то и недавняя «кардинальная» реформа казахстанского правительства выглядит несколько иначе. Передача больше тысячи полномочий от правительства министерствам это не только делегирование полномочий ведомствам, но и снижение роли и значенияпремьер-министра, то есть Карима Масимова.
Как бы то ни было, нет никаких сомнений в том, что Казахстан вступил в новый внутриполитический цикл и главный вопрос, который должен быть решен в его рамках, кто станет преемником Назарбаева на посту главы государства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий