Десять дней спустя после трагедии, разыгравшейся близ поселка Кочбулак в горах Ташкентской области, всё еще неизвестно ни точное количество жертв, ни то, что же там, собственно говоря, произошло. Согласно предельно общим сведениям, 11 июля (эту дату называет большинство опрошенных) в одной из старых штолен случилось какая-то авария, в результате которой погибло множество людей, судя по всему, десятки.
Первой о случившемся сообщила радиостанция «Озодлик» (узбекская служба радио Свобода). По ее данным, 13 июля в заброшенной шахте недалеко от села Кочбулак произошёл мощный взрыв, жертвами которого стали примерно 25 жителей этого кишлака.
Вид на карьер возле Кочбулака
Другие источники описывают случившееся иначе. Что произошло на самом деле – взрыв, пожар или отравление ядовитыми газами, никто толком сказать не может, а представители власти не хотят. Поэтому по Ангрену (а группы нелегальных золотодобытчиков или, как их здесь называют, «союзников», в основном формируются из жителей этого города и его окрестностей) распространились самые фантастические слухи.
Практически все версии локализуют события около поселка Кочбулак. Надо сказать, что само по себе указание кишлака еще не дает возможности определить точное местоположение самой шахты: многоуровневые подземные тоннели тянутся под землей на целые километры и выходят наружу далеко друг от друга, отделенные горами, поэтому где именно все это случилось, установить непросто.
По одним сообщениям виной всему был случайный или преднамеренный взрыв газового баллона (его поджог), другие говорят, что старатели пытались сжечь щиты-перегородки, отделяющие заброшенную шахту, от действующей, чтобы потихоньку пробраться туда и набрать побольше золотосодержащей руды; в результате произошел пожар и тоннель заволокло дымом. Некоторые утверждают, что взрыва или пожара как такового не было, а виноваты обильные выделения какого-то ядовитого газа.
«Озодлик» приводит две разные версии произошедшего. Согласно одной, в тот день произошёл конфликт двух групп нелегальных старателей. Они поссорились, и проигравшая сторона подожгла столбы, поддерживавшие свод шахты. В итоге он обрушился, при этом некоторые отравились ядовитым дымом.
Другую версию озвучил один из жителей Кочбулака, не назвавший своего имени: «Со времён СССР здесь находилась заброшенная шахта. Тут и раньше умирали люди от отравления ядовитым газом. Из-за того, что внутри накопилось большое количество ядовитого газа, произошёл мощнейший взрыв. Все остались под горой. Спасатели нашли пока что тела пятерых, спасательные работы продолжаются».
По утверждениям людей, имеющих отношение к нелегальной добыче золота, количество погибших колеблется от 50 до 70 человек. Точное их число в такой ситуации установить сложно (многие могут оставаться под землей). Поэтому, по неофициальным сведениям, местные власти ведут перепись мужчин в близлежащих кишлаках, пытаясь выявить пропавших.
Зато точно известно, что спасательные работы велись несколько суток, да и сейчас представители МЧС днюют и ночуют возле злополучной шахты, то ли разгребая завалы, то ли пытаясь проникнуть в туннели и вытащить тела погибших.
Чтобы как-то прояснить ситуацию, 19 июля я и журналист Дмитрий Тихонов съездили в Кочбулак и предприняли попытку пообщаться с местными жителями.
Оказалось, что этот поселок, в административном смысле расположенный в Ахангаранском районе, находится километрах в 15 от Ангрена, в горах Кураминского хребта, то есть, если ехать из Ташкента в сторону Ферганской долины, то с правой стороны.
Никакого оцепления возле поселка не было. Недалеко от него шли работы на действующей шахте, и, по-видимому, на каком-то карьере, поскольку туда-сюда сновали грузовики с грунтом или рудой. В самом Кочбулаке тоже есть действующая шахта, или, как тут говорят, – рудник, с ударением на «у», окруженный забором и вышками с охраной. То есть, местность насыщена шахтами, штольнями и т.д. Периодически мимо нас проезжали вахтовые машины, «вахтовки», отвозившие рабочих на очередную смену.
Кладбище поселка Кочбулак. Готовые ямы под могилы
Из-за почти сорокаградусной июльской жары на улицах никого не было. Все прятались по домам, мимо проходили только девочки-подростки и женщины, ожидающие автобус.
За несколько часов нам все-таки удалось пообщаться с тремя жителями поселка. Но ничего содержательного они не сообщили. Один сказал, что тут «ничего не случилось», второй испуганно ответил, что он «ничего не знает». А третий во время беседы заявил, что что-то действительно произошло «из-за газа», но что именно, ему, дескать, неведомо.
Все они явным образом врали: кишлак небольшой и люди в нем тесно связаны родственными узами, так что они точно были в курсе событий. Видимо, информатор «Озодлика», сообщивший, что местные власти велели жителям поселка никому ничего не говорить, оказался прав.
Мы поднялись на гору, к поселковому кладбищу, и обнаружили там две свежие могилы и две только что выкопанные ямы под готовящиеся захоронения. Однако это ни о чем не говорило: люди могли умереть и от других причин. К тому же один из наших собеседников сказал, что в кишлаке недавно повесился мужчина. Тем не менее, малое количество могил опровергало данные радиостанции о том, что только из этого села погибли 25 человек. Правда, многие могли остаться под завалами.
Саму шахту мы искать не стали, поскольку точно знали, что там еще идут "спасательные" работы, хотя, по-видимому, спасать там было уже некого. А рядом выставлено милицейское оцепление, поэтому поход туда, вероятно, окончился бы традиционным задержанием (в Узбекистане почти всегда так бывает).
Кладбище поселка Кочбулак. Свежие могилы
Таким образом, что и как там произошло, выяснить пока не удалось.
Стоит отметить, что хотя в Конституции записано, что земля и ее недра являются общенациональным богатством, право распоряжаться ими присвоила себе правящая верхушка. Сколько добывается в стране золота и куда оно потом исчезает – секрет государственной важности. При этом частным лицам его добывать не разрешается.
С учетом этого народ воплощает положения Основного закона в жизнь по мере собственных сил и возможностей. Старатели объединяются в бригады, разрабатывая заброшенные шахты и отвалы, роют подземные ходы и целые штольни, щедро делясь с представителями власти и силовых ведомств, чтобы они прикрывали на это глаза.
Подробно о нелегальной добыче золота в Узбекистане рассказывается в статьях «Нелегальное золото Ангрена. Часть 1» и «Нелегальное золото Ангрена. Часть 2».
Отсутствие официальной информации о случившемся вполне соответствует обычной практике, а именно, тому, что узбекские власти вообще избегают сообщать о катастрофах и авариях с многочисленными человеческими жертвами, очевидно, полагая, что это подрывает создаваемый ими положительный образ Узбекистана.
Так, например, было в 2006 году, когда в Ташкенте на массиве Куйлюк взорвалась автозаправочная станция, и представители власти отрицали, что были погибшие, но через месяц полуофициально всё же признали гибель 18 человек. Или в июле 2008 года, когда жертвами взрыва ракетно-артиллерийского склада в Кагане, городке неподалеку от Бухары, стали как минимум десятки людей, однако национальное информагентство УзА сообщило, что только трое и эта цифра более не пересматривалась.
Неудивительно, что, в отличие от западных стран, где смерть горняков становится новостью номер один, узбекские СМИ обошли эту тему полным молчанием.
Алексей Волосевич
Комментариев нет:
Отправить комментарий