"Не видевшие - в грезах, видавшие – в разочаровании» - эту поговорку можно отнести к сотням трудовым мигрантам из Средней Азии, которые познали истинное лицо ИГИЛ, но боятся покинуть его ряды.
Точихон Косимова, мать Парвиза Косимов говорит, что четыре дня назад ее сыну удалось перебраться с территории Сирии в Турцию и теперь семья в Курган-Тюбе с нетерпением ждет возвращения сына домой.
Парвиз после того как прибыл на территорию Турции позвонил родителям и просил помочь ему добраться до дома. Сейчас он находится в Анкаре и дипломатическое представительство Таджикистана в Турции информировано о нем родственниками.
Мать говорит, что после прибытия его в Сирию из коротких телефонных разговоров поняла, что он раскаивается о своем поступке и ищет возможность вернуться домой, так как бегство из рядов ИГИЛ грозит смертью. По словам Точихон Косимовой, сын ей пока не говорил о том, как попал в ряды боевиков ИГИЛ.
Но как предполагается, он был завербован агитаторами террористической группировки через социальные сети Фейсбук, или Одноклассники.Его сначала отправили в Россию, а оттуда через Турцию в Сирию. Парвиз должен был продолжить учебу на втором курсе в Таджикском государственном университете, но первого сентября 2014 года вместо учебы бросил университет и пополнил ряды экстремистов ИГИЛ. И теперь спустя десять месяцев он возвращается домой.
Но в отличие от Парвиза Косимова – студента, 24 летний Парвиз Набиев из Шахритусского района попал в сети односельчанина – вербовщика ИГИЛ Хусейна Содикова, по прозвищу Кори Хусейн, который уговорил его в Мокве примкунть к боевикам группировки Исламское государство.
Хусейн Содиков
Кори Хусейн вербовал молодежь в основном в мечетях. Набиев, посмотрев агитационные видеоролики ИГИЛ, быстро поверил пропаганде Кори Хусейна, который проводил его до Турции.
Набиев говорит, ему и двум его спутникам внушали , что они будут бороться «на пути справедливости». Их «обучали» 50 дней в мечети Имом Бухори в Стамбуле и во время Набиев понял, что его обманули, и он должен вернуться на родину. Таким образом, Парвиз Набиев не доехал до Сирии, и раскаявшись вернулся в Таджикистан и теперь на своей родине в Шахритусе занят земледелием.
В Исламском государстве малоизвестные люди общества
Социолог и руководитель исследовательского центра «Шарк» в Душанбе Саодат Олимова говорит, что в ряды Исламского государства примыкают различные с точки зрения их веры и понятий люди.
Саодат Олимова
В первую группу, по ее мнению, входят люди, которые не имеют достаточного религиозного образования, а таких в Таджикистане много. Во вторую группу входят те, кто не имеет авторитет в обществе, и оказались на обочине. Они думают, что смогут восполнить свой психологический комплекс в другом месте, и получить авторитет.
Третья группа – это мужчины, которые всегда думают о войне, стремятся к скандалам.Но условия в их стране не позволяют им достичь желаемого. Число таких людей не велико. Они думают, что «совершают благое дело» находясь в рядах ИГИЛ. Их природный лозунг -«бей», поэтому они легко подаются на пропаганду ИГИЛ .
К четвертой группе относятся, которые воюют за деньги и предлагают « свои услуги» в различных частях света, в том числе и в рядах ИГИЛ.
В эту группу входят те, кто имеет боевой опыт, беглые военные, или из структур правопорядка, которые имели дело с оружием. Число таких из Таджикистана в ИГИЛ не велико.
Большинство вербовщиков – из Дагестана
Трудовые мигранты из Таджикистана как и Парвиз Набиев часто попадаются в сети пропагандистов ИГИЛ . Саодат Олимова говорит, ужесточение миграционных правил, в том числе введение патента, экзамены и получение сертификата с одной стоны и падение курса российского рубля с другой привели к проблемам среди мигрантов. Вербовщики ИГИЛ воспользовались создавшейся ситуацией. По словам Олимовой, в качестве агитаторов ИГИЛ чаще выступают выходцы из Кавказа, в том числе дагестанцы и чеченцы. Среди них есть и татары. Но наблюдатели считают в этом деле роль дагестанцев особой.
Одним из путей вербовки также является привлечение односельчан, как это было в случае с Кори Хусейном шахритуским, который вовлек в свои сети односельчанина Парвиза Набиева.
Председатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко говорит, что таджикские мигранты и вообще мигранты из Средней Азии на территории России вербуются в ряды ИГИЛ не только через исламские сайты, но и российские социальные сети.
Алексей Малашенко
Так как численность трудовых мигрантов из Средней Азии в России велика, по словам Малашенко осуществить полный контроль процесса вербовки мигрантов сложно.
Но число завербованных граждан России в состав ИГИЛ оценивается в 5 - 7 тысяч человек, в то время как общее число из стран Центральной Азии официально не достигает и тысячи человек.
Например, из Таджикистанав Сирии воюет почти 400 человек.В отчете международной кризисной группы от 2014 года предполагается, что число жителей стран Средней Азии врядах ИГИЛ оценивается в 2 до 4 тысяч человек.
По официальным данным до сих пор в боях в Сирии было убито 130 граждан Таджикистана. С учетом такой ситуации многие из них пытаются покинуть зону боевых действий. Бегство и возвращение почти десятка граждан Таджикистана из Сирии показатель того, что некоторые раскаялись и хотят найти возможность вернуться на родину.
Нурмухаммади Холзода
Комментариев нет:
Отправить комментарий