Для чего Ашхабаду самый большой аэропорт в Средней Азии? Ответ на этот вопрос есть у Бердымухаммедова — ему нравится представлять Ашхабад одним из крупнейших межконтинентальных транспортных центров.
Идея перестроить ашхабадский аэропорт пришла к Бердымухаммедову в августе 2007 года. В ходе одного из правительственных совещаний он дал поручение руководителю Национальной службы «Туркменховаеллары» Курбанязу Тиркишову подготовить предложения о реконструкции аэропорта с тем, чтобы увеличить его пропускную способность и повысить уровень технической оснащенности наземных служб, безопасности полетов и качества обслуживания пассажиров.
Международный тендер на реконструкцию Международного аэропорта имениСапармурада Туркменбаши был объявлен 15 сентября 2005 года. По условиям тендера, к участию допускались компании, имеющие не менее 5 лет опыта проектирования и строительства аэровокзалов международного уровня.
Одним из участников тендера должна была стать французская «Буиг», которую Бердымухаммедов лично пригласил принять участие в намеченной реконструкции ашхабадского аэропорта. Незадолго до смерти Ниязов разругался с «Буигом», обвинив строителей в недобросовестности и непрофессионализме. Поэтому теперь, получив шанс помириться с туркменской властью, французы отнеслись к словам нового президента со всей ответственностью и через три с половиной месяца представили Бердымухаммедову проект обновленного аэропорта.
Президент одобрил проект и указал на необходимость тщательной проработки каждой детали. «Этот стратегический, наукоемкий объект должен быть возведен с учетом всех современных требований, международных стандартов и мер безопасности», — отметил Бердымухаммедов, после чего французы приступили к проработке деталей, регулярно наведываясь в Ашхабад с презентациями изменений и дополнений к проекту, а СМИ поспешили сообщить: «Буиг» будет перестраивать ашхабадский аэропорт! Про тендер уже никто и не вспоминал.
В начале 2008 года общественность познакомили с некоторыми подробностями «буиговского» проекта: пропускная способность аэропорта — 15 миллионов пассажиров в год, отдельный VIP-терминал, автостоянка на 1200 мест, отпущенный на строительство срок — год-полтора.
Казалось, что подписание контракта не за горами. Особенно после того, как стало известно: в Ашхабад из Парижа прибывает глава компании господин Мартен Буигсобственной персоной и везет господину Бердымухаммедову подарок — макет нового Международного аэропорта Ашхабада имени Сапармурада Туркменбаши.
Встреча на высшем уровне состоялась 28 мая 2008 года, но прежде чем обсудить аэропорт, президент предъявил гостю ряд жестких претензий относительно допущенных «Буигом» нарушений контрактных обязательств, связанных со сроками сдачи в эксплуатацию уже строящихся французами в Туркменистане объектов.
«Страна живет в высоком ритме труда и созидания, и главное требование, которое мы выдвигаем к своим партнерам, — высочайшее качество работ и ввод объектов в эксплуатацию в строго обговоренные сроки», — назидательно сообщил Бердымухаммедов. C'est la vie, макет не пригодился.
Два месяца потребовалось президенту Туркменистана на то, чтобы заново определиться с планами относительно главных «воздушных ворот» Туркменистана. После этого он самолично приехал в аэропорт и прямо на месте огласил приговор: никаких реконструкций, никаких Туркменбаши! В Ашхабаде будет построен крупнейший в Средней Азии международный аэропорт «Огуз хан», оснащенный по последнему слову науки и техники.
«Строительство нового аэропорта, — сказал Бердымухаммедов, — продиктовано как планами и приоритетами дальнейшего социально-экономического развития Туркменистана, так и целями неуклонного наращивания международного сотрудничества, интеграции страны в систему мирохозяйственных связей».
«О своей готовности принять участие в разработке и реализации проекта заявили известные компании из Германии, Франции и других стран», — проинформировал президент.
Вице-премьеры Курбанмурад Мезилов и Назаркули Шакулиев получили задание изучить лучший мировой опыт возведения подобных сооружений, подобрать и научно обосновать выбор места для строительства нового аэропорта вблизи Ашхабада.
Когда, два года спустя, место, наконец, было выбрано и «научно обосновано», ни Мезилова, ни Шакулиева на должностях уже не было. Решение о том, что построенный в 1994 году Международный аэропорт им. Сапармурада Туркменбаши будет снесен и на его месте будет построен аэропорт «Огуз хан», Бердымухаммедов принимал сам, сам же и обосновывал.
13 января 2013 года президент Туркменистана подписал постановление, разрешающее Государственной национальной службе «Туркменховаеллары» (Туркменские авиалинии) заключить контракт с турецкой компанией «Полимекс» (сюрприз!) на проектирование и строительство в Ашхабаде комплекса нового международного аэропорта, рассчитанного на обслуживание 1600 пассажиров в час, с благоустройством прилегающей территории. Строительные работы было предписано начать в январе 2013 года и сдать аэропорт с полной готовностью к эксплуатации в августе 2016 года.
Церемония закладки нового аэропорта состоялась 30 января 2013 года. «Полимекс» начал со строительства временного Терминала-2, который стал основным на время строительства, а после завершения работ там предполагается обслуживать чартерные рейсы.
В настоящее время строительство идет полным ходом. 10 тысяч местных и около 1,5 тысяч турецких рабочих трудятся в две смены, благодаря чему «Полимекс» рассчитывает уложиться в срок, несмотря на непредвиденные осложнения в виде высоких грунтовых вод и очень плотного грунта, превращающего стройплощадку в грязевой бассейн после каждого дождя или снегопада.
Еще одной проблемой стала регулярная нехватка щебня и цемента. Цементные заводы Туркменистана работают круглосуточно без остановки, но не справляются с потребностями всех масштабных строек, затеянных Бердымухаммедовым одновременно.
По последним данным, 11 второстепенных объектов, принадлежащих к комплексу аэропорта, уже готовы. Успевают турецкие строители возвести и основное здание, пятиэтажный терминал под крышей, напоминающей «распластавшегося в полете сокола» — символа туркменской авиации.
Остаются взлетно-посадочные полосы. Их у суперсовременного «Огуз хана» будет две — одну уже сейчас строят заново, а вторая, оставшаяся от старого аэропорта, принимает и отправляет самолеты. Ее закроют на реконструкцию только после того, как будет готова первая, ориентировочно, когда до полной сдачи нового аэропорта в эксплуатацию останется не больше года. Несмотря на все трудности, руководство «Полимекса» недавно сообщило, что рассчитывает завершить все работы не в августе 2016 года, а досрочно — в феврале.
Общая стоимость проекта нового ашхабадского аэропорта — 2,23 миллиарда долларов США. Для сравнения, это в три раза больше, чем росиянам обошелся новый аэропорт в Сочи.
Еще пример: в настоящее время ведется реконструкция международного аэропорта Астаны. Планируется полностью перестроить здание основного терминала и реконструировать взлетно-посадочную полосу (единственную). Цель — увеличить пропускную способность аэропорта с 3 до 7 миллионов пассажиров в год. Стоимость реконструкции — 322 миллиона долларов США — в семь раз дешевле ашхабадского проекта.
Для чего не самому большому Ашхабаду самый большой аэропорт в Средней Азии? Ответ на этот вопрос есть у Бердымухаммедова — ему нравится представлять Ашхабад одним из крупнейших межконтинентальных транспортных центров.
Старый добрый Ашхабадский аэропорт, номинально способный обслужить 14 миллионов пассажиров в год, за 20 лет своего существования никогда не пропускал более 2 миллионов, четверть от которых составляют индийские гастарбайтеры, путешествующие из Амритсара транзитом через Ашхабад в Бирмингем и обратно.
В Бишкек летают 10 иностранных авиакомпаний, в Душанбе — 12, В Астану — 15, в Ташкент — 21, в Алма-Ату — 25, в Ашхабад… — 7.
В аэропорту Ашхабада в среднем ежедневно совершается около 60 взлетов/посадок. Даже если предположить, что все рейсы будут забиты под завязку и количество их мистическим образом удвоится, пассажиропоток не превысит 7 миллионов в год.
Билеты на рейсы «Туркменховаеллары» через интернет не продаются. Обещали сделать в первом полугодии 2015 года — не сделали. Туркменская въездная виза — одна из самых дорогих в мире, и получить ее практически невозможно. В Ашхабаде нет нормального проката машин и нельзя гулять по улицам с фотоаппаратом. Зато там есть самый большой торговый центр и самый большой ледовый дворец. Осталось построить самый большой в Средней Азии аэропорт, самую дорогую в мире олимпийскую деревню и ждать 2017 года, когда на соревнования по бальным танцам, шахматам и борьбе на поясах в Ашхабад устремятся миллионы авиапассажиров, попутно интегрируя Туркменистан в систему мирохозяйственных связей.
Специально для «Гундогара»
Комментариев нет:
Отправить комментарий