понедельник, 27 июля 2015 г.

Тень Гульнары. В Узбекистане арестовывают гонителей президентской дочери

В Службе национальной безопасности Узбекистана начались масштабные чистки. На днях стало известно, что под арестом оказался генерал Хаёт Шарифходжаев, в недавнем прошлом – заместитель главы СНБ. По неофициальным данным, его обвинили в коррупции и поместили в камеру для особо опасных преступников. В доме генерала прошли обыски, в ходе которых были найдены некие произведения искусства и древние рукописи.

Арест Шарифходжаева и людей из его окружения связывают, в частности, с их участием в преследовании опальной президентской дочери Гульнары Каримовой. По одной из версий, силовики проявили чрезмерное рвение, за что теперь и расплачиваются. Впрочем, это лишь одно из возможных объяснений.
Арестованный генерал входил в число наиболее влиятельных узбекских силовиков. Считалось, что у него есть компромат как на коллег, так и на других представителей государственных структур. Некоторые утверждали, что подчиненные опасались его даже больше, чем его шефа – председателя СНБ Рустама Иноятова.
«Радио Озодлик» (местная служба «Радио Свобода») упоминало Шарифходжаева в числе офицеров СНБ, обязанных своей карьерой Исламу Каримову. Вопрос о его лояльности президенту, впрочем, оставался открытым. Шарифходжаева называли лидером одной из групп, боровшихся за влияние в СНБ, ходили даже слухи о якобы имеющихся у него президентских амбициях.
Арест и предшествовавшую этому отставку (сообщалось, что Шарифходжаев лишился должности заместителя главы спецслужбы еще в апреле, после чего его направили простым преподавателем в школу СНБ в Ташкенте) можно считать свидетельством того, что генерал оказался в опале. Едва ли его преследование стало бы возможным без отмашки первого лица государства.
Ранее были арестованы также родственники Шарифходжаева – младший брат Джавдат, руководивший Управлением СНБ по борьбе с оргпреступностью (позднее его приговорили к четырем годам тюрьмы), и племянник Джахонгир Гуломов, работавший в судебном департаменте Министерства юстиции. Их обвинили в коррупции и хищениях. Помимо этого, под арестом, как сообщалось, оказались еще более десяти сотрудников СНБ, работавших с братьями Шарифходжаевыми.
А совсем недавно стало известно, что в Ташкентской области разрушают или конфискуют объекты (рестораны, гостиницы, дачи), принадлежащие бывшему заместителю главы СНБ и его родственникам. «Все эти объекты оформлены на других лиц. Поэтому из-за отсутствия возможности конфискации недвижимости законным путем их начали отбирать или же сносить», – рассказал источник, близкий к властным структурам.
Стоит оговориться, что информация о чистках в СНБ, как это обычно бывает в Узбекистане, поступает из неофициальных источников. В лучшем случае это анонимные представители силовых структур. Журналисты, освещавшие эту тему, отмечали, что получить официальные комментарии от СНБ и других органов власти не удалось.
На вопрос о причине арестов однозначного ответа нет. По имеющимся данным, опальный генерал и его родственники ранее принимали участие в конфискации имущества Гульнары Каримовой, которая после конфликта с руководством СНБ и членами собственной семьи лишилась бизнес-активов и оказалась под домашним арестом. Сложно сказать, в какой степени все это было согласовано с ее отцом. Если бы он узнал, что силовики перестарались, это вполне могло бы стать поводом для арестов.
Впрочем, формальные основания для чисток в рядах спецслужбы, судя по всему, тоже имеются. В адрес уже бывшего главы СНБ и его брата не раз звучали обвинения в коррупции. Дочь президента, выступая пару лет назад с разоблачениями, обвиняла их в рэкете. В интернете распространялись слухи о причастности Шарифходжаева-старшего, равно как и его шефа к торговле наркотиками и контрабанде. В вину бывшему заместителю главы СНБ ставили также пытки арестованных сотрудников МВД и прокуратуры. По сведениям «Радио Озодлик», родственникам пострадавших удалось добиться встречи с главой правительства Узбекистана Шавкатом Мирзияевым и заручиться его поддержкой.
Еще одно возможное объяснение арестов – конфликты между группами влияния, существующими в Узбекистане. По версии, распространенной от имени политолога Усмана Хакназарова (считается, что под этим именем публикуют материалы некие представители узбекских силовых структур), опала Хаёта Шарифходжаева и его родственников стала следствием конфликта генерала с главой узбекского правительства. Якобы замглавы СНБ занес президенту компромат на премьера, обвинив его в попытках раздуть скандал вокруг Гульнары Каримовой, взяточничестве, причастности к незаконному бизнесу и так далее. Премьер ответил тем же: обвинил оппонента в контрабанде, причастности к черному рынку валюты, а в довершение заявил, что якобы у того имеются президентские амбиции.
Президент, следуя этой версии, стал на сторону премьера. У братьев Шарифходжаевых прошли обыски, при этом якобы были обнаружены «сотни миллионов наличных долларов». Хакназаров (или те, кто выступает с разоблачениями от его имени) утверждает, что это дело может затронуть людей с еще более высоким статусом – младшую дочь президента Лолу Каримову и ее мужа Тимура Тиллаева. По его словам, бывший замглавы СНБ был «главным защитником бизнеса» Каримовой-младшей и в ходе следствия установлены некие факты, касающиеся ее «деловой и иной деятельности».
Еще одна версия сводится к тому, что чистки в СНБ стали результатом противостояния внутри самой спецслужбы. В последнее время, по неофициальным данным, там боролись за влияние группировки, одну из которых возглавлял Хаёт Шарифходжаев, а другую – генерал СНБ Шухрат Гуломов. Последнего относят к сторонникам Гульнары Каримовой, по-прежнему находящейся под домашним арестом.
Свидетельств того, что последние события повлияли на положение старшей дочери президента, пока нет. Впрочем, как считает эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов, изгнание из семьи и судебное преследование на родине ей в любом случае не грозит, и полностью списывать ее со счетов в качестве возможной преемницы Каримова тоже не стоит. «Давление, которое на нее оказывают, нужно, чтобы дать понять в первую очередь той же Гульнаре, что ее позовут во власть, когда это будет нужно, – полагает он, – что ее номер в качестве преемницы если не восьмой, то уж точно не первый и не второй».
Противостояние в СНБ имеет значение и в контексте будущей смены руководства Узбекистана. Вне зависимости от того, кто претендует на роль преемника 77-летнего Ислама Каримова, позиция спецслужбы может сыграть в процессе смены власти ключевую роль.
Самого председателя СНБ Рустама Иноятова считали одним из тех, кто может занять место действующего президента. Однако, по утверждению узбекского оппозиционера Мухаммада Салиха, президентских амбиций у начальника спецслужбы нет (одна из причин, по его мнению, заключается в нежелании Иноятова рисковать собственным положением и богатством), да и ситуация в самом ведомстве выходит из-под его контроля. Решающее слово при смене власти в Узбекистане может, следовательно, оказаться за теми, кто эту ситуацию действительно контролирует. И кто позаботился о том, чтобы заранее избавиться от конкурентов.
Источник: slon.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий