Закончив очередной учебный год, кыргызские школьники в настоящее время находятся на долгожданных летних каникулах. Вроде бы и дети, и родители должны с облегчением вздохнуть: позади упорный труд по овладению знаниями, нескончаемые поборы на различные школьные нужды и теперь можно на целых три месяца свободно вздохнуть. Ан нет, это только кажется. Родители с тревогой ждут очередной каверзы от школьной администрации.
Какой очередной фортель выкинет она? Уже давно известно, что одна из самых не только коррумпированных, но и дорогих в последнее время стала система народного образования. И если в семье есть дети школьного возраста, то это настоящее бедствие для родителей.
Чтобы попасть к опытному педагогу, нужно заранее договориться и заплатить нужную сумму. Не будем говорить о подарках ко всем красным датам календаря, потом сборы на металлолом, макулатуру, подписку, дни рождения любимых педагогов, в том числе и руководства школы. Может поэтому в Кыргызстане треть детей не ходит в школу?
Но настоящим бедствием для родителей стала школьная форма. Вот уж настоящее поле деятельности для предприимчивых людей. А что? Форма — обязательный атрибут для школьника, а значит, эти родители никуда не денутся. И вот в Кыргызстане разработана очередная коррупционная схема, в которую вовлечены представители министерства образования и науки, депутаты и частные предприниматели. Эксперты приводят такие цифры: в 2014 году за парты сели более 1,1 млн. учащихся. Если даже подсчитать по минимуму, а это два комплекта формы на одного учащегося в течение учебного года, и по минимальной цене (в школьную форму входят 5 элементов) в 2 тыс. сомов, то речь идет о рынке в 4 млрд. сомов.
Понятно, что производство школьной формы не каждому будет доверено. Да и к тому же тендер на лучший образец никто не отменял. Но быть у водицы, как говорится, и не испить ее большой грех для деловых людей. И вот начинается бум: кто больше даст. И, как всегда, без компромата не обходится. На сайте Минобрнауки говорится, что «финансирование конкурса эскизов школьной формы осуществляется за счет средств министерства». Но дотошные конкуренты узнали, что деньги на проведение конкурса в сумме 5 миллионов сомов выделил член политсовета партии «Замандаш» Рустам Маманов. Потом пошивом формы занялась ассоциация «Легпром», которую возглавляет сопредседатель опять же партии «Замандаш» Сапарбек Асанов. Непонятно, какими нормативными актами регламентирована такая ситуация? А ведь шить школьную форму, как отвечают в министерстве, могут все юридические и физические лица без ограничений. Только вот директор Ассоциации предприятий легкой промышленности «Легпром» Фархад Тологонов заявил сразу, что Ассоциация назначит каждой из 96 школ Бишкека поставщика школьной формы из числа своих членов. Другими словами, у школы и ученика не будет выбора, как и где покупать школьную форму. Мало того в школах вывесили объявления, указывающие, на какой рынок ехать за формой.
Не учли в министерстве и тот факт, что родителей не устраивают цены на форму. Не каждая семья может позволить себе купить по два комплекта. А если в ней несколько учеников? Только вот кто будет спрашивать мнение несчастных мам и пап. Им поставили условие: или форма, или вход для их чад в школу будет закрыт. И это при том, что в Кыргызстане почти 40 процентов населения живет за чертой бедности, то есть более 2 миллионов человек. Но, тем не менее, похоже, что эксперимент прошедшего учебного года удался. Чиновники и дельцы хорошо сообразили: искусственно создали рынок в 4 млрд. и поделили его между собой. Уже сейчас озабоченные родители говорят, что учителя звонят и заставляют прийти учащихся в школьной форме к 1 сентября. Словом, машина принуждения заработала вниз по вертикали с еще большей силой.
Но чиновники от власти и министерства образования и науки не учли негативные плоды рэкета со школьной формой. И здесь стоит прислушаться к мнению правоохранительных органов. «…Школьные учреждения вместо воспитания и обучения детей перешли к иной форме деятельности — коммерческой. Фактор коммерциализации школьных заведений и предоставление учебных услуг за деньги стал превалирующим, что в свою очередь еще больше подчеркивает социальное неравенство учащихся», — говорится в справке МВД. Именно отсутствие средств толкает детей на криминальный путь. «Реалии взрослого мира уже проникли в детскую среду и криминализируют молодое поколение. Согласно опросу, каждый десятый школьник признался, что стал чаще пропускать школу и вообще желал бы ее бросить».
Выходит, что затею со школьной формой можно тоже рассматривать как фактор, сопутствующий увеличению правонарушений среди учащихся? И жесткие условия с ее приобретением, в которые загнали детей и родителей, заставляют идти на улицу ребят и уже там заниматься рэкетом, чтобы приобрести эту самую форму? Не случайно же руководитель «Лиги защитников прав ребенка» Назгуль Турдубекова считает, что «допуск в школу только при наличии школьной формы, утвержденной Минобразом, есть нарушение Конституции…». Вот и получается, что палка о двух концах. Понятно, что сказываются и социально-экономические трудности, а также стремление к самоутверждению в подростковой среде, усиливающееся влияние криминальной субкультуры и безнаказанность, которая возникает в результате замалчивания случаев рэкета учителями, молчания родителей из-за страха за здоровье своего ребенка, молчания учащихся из-за страха быть избитыми или оскорбленными.
«Трое моих сыновей нашли работу на рынке мардикоров, — говорит многодетная мать Толгонай М.- Все, что заработают, я потрачу на них. Я не хочу, чтобы они выросли необразованными людьми, ведь это мое будущее. А когда они вырастут, помогут поднять на ноги младших братьев и сестер. У меня всего их 9 человек…». Жаль эту женщину, жаль, что она живет в государстве, в котором наплевать на подрастающее поколение, на будущее страны. И дело даже не в стоимости школьной формы, а в той цене, которую позже придется заплатить следующему поколению кыргызстанцев, которому придется жить в разграбленной и коррумпированной стране.
Нурданбек Айткулов
Комментариев нет:
Отправить комментарий