30 процентов продуктов питания, необходимых для казахстанцев, Астана закупает и завозит из других стран мира. Эксперты считают, что если не возродить аул, то этот показатель в течение 5 лет увеличится до 80 процентов. Таким образом, Казахстан постепенно может подорвать основы продовольственной безопасности.
Современные казахи не очень любят жить в аулах, да и сами аульчане с неохотой там живут. Причину такого отношения эксперты видят в непродуктивной политике властей. Потому что за последние 23 года ни одно правительство не смогло коренным образом решить проблемы аула, коих на селе предостаточно.
«Без всяких социологических исследований совершенно ясно, что после распада СССР все эти два с лишним десятилетия суверенитета идет мощный отток сельчан и особенно сельских казахов в города. Что является основной причиной? Рухнул СССР и тут же рухнул аул, восхваленный без всякой меры казахскими писателями как «золотая колыбель казахской нации». Причины обрушения, думаю, всем понятны: исчезла какая-никакая, но гарантированная зарплата, умерли те же магазины, автолавки, бани, комбинаты быта, библиотеки, дворцы культуры. Понесла просто жуткие (а по-другому и не скажешь) потери такая важнейшая сфера как образование. Да много чего умерло и во многие аулы уже никогда ничто подобное не вернется. Получился самый настоящий децивилизационный срыв», - считает web-издатель Джанибек Сулеев.
В результате казахстанская экономика понесла весьма ощутимые потери. По словам экономиста Гани Калиева, из-за этого официальная Астана вынуждена покупать 30 процентов продуктов питания из других стран. Растет количество безработных или малообеспеченных и не устроенных граждан из числа агарного населения.
«Мы сами можем производить в два-три раза больше, чем делаем это сейчас. У нас около 100 миллионов гектаров пастбищ не использованных и 30 процентов пашни не используем. Производительность труда крайне низкая, техника изношенная, технологии устаревшие. Вот где поле для деятельности! Вот когда там будут применять современную технику, прогрессивные технологии, будут создавать условия для достойной жизни людей, тогда люди пойдут в деревню и будет желание там работать. Нужны рабочие места, нужны соответствующие социальные условия», - считает Гани Калиев.
Если в течение ближайших нескольких лет не изменить в корне ситуацию, то уже 80 процентов необходимых продуктов питания казахстанцы будут вынуждены покупать из зарубежных стран, считает бывший министр сельского хозяйства страны Балташ Турсумбаев. Кроме этого, по его мнению, с карты страны могут окончательно исчезнуть оставшиеся казахские аулы.
«Сейчас аулы и сельская инфраструктура, где-то процентов на 50 разрушены, в 50 процентах оставшихся еще живут пенсионеры, малоимущие, которым просто некуда деваться. Вот такое печальное состояние сейчас в нашем сельском хозяйстве. В будущем наши города могут превратиться в большие аулы. И территорию вокруг городов будут заселять бывшие аульчане и они будут заниматься самой низкоквалифицированной работой, толкая тележки на базарах, работая подсобниками и дворниками. Вот и все! Их ждет именно такая участь», - утверждает Балташ Турсумбаев.
С такой постановкой вопроса согласен известный казахстанский журналист и веб-издатель Джанибек Сулеев.
«Меня в свое время поразил факт, что за последние 10 лет суверенитета в два раза умножилось число жителей не в Астане, не в Атырау и даже не в Алматы, а в таких городах как Жанаозен и Каскелен. Ну, ладно Жанаозен, придут в упадок окончательно старые промыслы и этот город, возможно, умрет, и через лет 15-20 там будет настоящая пустыня, а несостоявшиеся нефтяники уйдут в верблюдоводство, в натуральное хозяйство. Но каскеленская агломерация уже никуда не денется… При этом ни Каскелен, ни Жанаозен не рассчитаны на такое количество жителей, сколько туда сегодня набилось, это общеизвестный факт… Разумеется, любой гражданин Казахстана волен выбирать место, где ему жить, но ситуация, когда оголяется село и все оттуда бегут - это ненормально и в будущем может иметь самые неприятные последствия», - говорит web-издатель Джанибек Сулеев.
По мнению бывшего министра сельского хозяйства Казахстана Балташа Турсумбаева, исход казахов из аула может привести к тому, что опустевшие места могут занять выходцы из других стран.
«С востока это ИГИЛ, то есть исламские экстремисты, а с другой стороны, тоже ничего хорошего не стоит ждать. Потому что, все-таки, со стороны Китая - однозначно перенаселенные территории. И постепенно, поэтапно вся избыточная масса тамошнего населения может начать переезжать и искать работу здесь. И это будет достаточно цивилизованная форма иммиграции. Пусто место не бывает, места ушедших займут другие. Откуда будут приезжие, не важно, хоть из Африки придут. Не исключено, что и из России будут приезжать и работать в нашем сельском хозяйстве, с Узбекистана, с Таджикистана. Поскольку в этих странах есть переизбыток аграрного населения и там у них очень много потенциальных гастарбайтеров», - говорит Балташ Турсумбаев.
Эксперты уверены, что при такой политике властей, ситуацию коренным образом не изменить.
«Мы привыкли хаять СССР, но надо признать, среднестатистический колхоз-совхоз эпохи Союза и нынешний, с позволения сказать, «аул» - это две большие разницы. Смешно звучит – сельчанин не может держать даже личный скот, потому что, видите ли, былые общественные, скажем так, пастбища вдруг превратились… в чью-то частную собственность. Получается, быть сельчанином невыгодно. И это ключевая причина, чтобы понять, почему казахи бегут в города. За счет них ширится слой маргиналов, сами они уже во многом потерявшие сельские навыки люди - раньше он был табунщик – а теперь карщик и это еще более или менее позитивный пример. Но на всех каров не хватит – это же однозначно! Вот у нас была и действует программа по возвращению на Родину казахов из-за рубежа. И она с самого начала имела проблему адаптации оралманов в Казахстане. Многие говорят, что среди них много специалистов, например, врачей, инженеров и т.д., но ведь в основном все-равно это были специалисты (если уместно так характеризовать) аграрного комплекса. И получается, какой-то абсурд – сельчане бегут в город, а тут встречный поток таких же сельско-ориентированных и мыслящих людей. Разве здесь нет противоречий?! Но по уму такие коллизии ни одно наше правительство не могло разрешить. Они за Кашаган потеют и страдают. Но никак не за село»,- говорит web-издатель Джанибек Сулеев.
Гульмира Камзиева
Комментариев нет:
Отправить комментарий