Ситуация в настоящее время стабилизировалась, но осталось
много вопросов. Объяснения Ташкента о том, что было усилено патрулирование
границы (на спорном участке) в связи с празднованием Нооруз, якобы угрозами со
стороны джихадистов, никого не убедили.
Узбекистанские власти через различные сайты (ЦентрАзия) организовали публикации с разъяснением истинных причин и привели как повод недопуск в Орто –Токойское водохранилище и узбекскому селу гуманитарной помощи. И это мало кого убедило, список лиц сопровождения можно было поменять по требованию кыргызской стороны, если это был действительно гуманитарный груз. В конце концов, появился тоннель, который из узбекской территории вел на кыргызскую. У серьезных читателей это вызвало только улыбку.
И все –так в чем была причина странной акции Узбекистана?
Первое, как разъяснила кыргызская сторона, это возвращение собственности
Кыргызстана на юге, которой пользовался Узбекистан. Причем, все это происходит
в межгосударственных договоров. Второе, не исключается, что Ташкент обострением
ситуации на границе пытался влиять на внутриполитическую обстановки в
Кыргызстане. Об этом свидетельствуют факты встреч представителей оппозиции
Кыргызстана с вероятными агентами спецслужб Узбекистана.
Но с другой стороны, Ташкент преследовал своей акцией на
границе и другие цели, которые выходят за рамки двусторонних отношений
Кыргызстана и Узбекистана. В настоящее время геополитическая ситуация в мире
резко изменилась, супердержавы Россия, США и ЕС вышли фактически на «тропу
войны», только театр военных действий во всех зонах жизненных интересов этих
стран, где противоборствующие стороны пытаются нанести друг другу ущерб.
И Центральная Азия стала регионом резкого усиления
конкуренции крупных держав. В данном ракурсе, действия Ташкента вполне
объяснимы. Узбекская сторона затеяла «игру в длинную». Путем провокации на
границе Ташкент пытался сыграть в пользу одного геополитического игрока, а возможно
и отыграть кое-что в свою пользу.
Своими действиями Ташкент поставил в трудно положение ОДКБ,
фактически провоцируя Организацию на активные действия, что могло иметь
негативные последствия для Узбекистана и Центральной Азии в целом. Но при этом
расчет был сделан на то, что ряд стран ОДКБ связывают тесные партнерские,
стратегические отношения с Узбекистаном и решение будет принято, исходя из
этого. Вероятно, что Ташкент, таким образом (акцией на границе), дал сигнал
России, как-то удачно Москва списала 900 млн. долларов США узбекского долга. И
эта провокация на границе происходит в преддверии визита Ислама Каримова в
Москву.
Заявление А.Атамбаева о том, что он бойкотирует саммит ШОС в
Ташкенте, также сыграло свою роль. Ташкент мог рассчитать и такой вариант,
учитывая то, что Кыргызстан очень жестко реагировал на позицию Беларуси по
беглому президенту Курманбеку Бакиеву. В данном случае Ташкент сыграл с
Пекином, и возможно пытался решить какие-то свои вопросы, так как, руководство
Китая очень дорожит Шанхайской организацией как площадку для продвижения своих
геополитических интересов.
Как бы не пытались какие-то анонимы из сайта ЦентрАзии
доказать, что отсутствие Атамбаева не было критически важно, но факт бойкота
Кыргызстаном саммита ШОС фактически показал бы раскол среди «шанхайцев». А саммит был бы неформально признан
провалившимся.
Ташкент по все видимости играет на стороне одного из
геополитических игроков, который заинтересован в разложении региональных
организаций, которые инициированы Россией и Китаем. Возможно, все эти акции на
границе Узбекистана и Кыргызстана часть большого плана по вытеснению Пекина и
Москвы из региона.
Однако и Ташкент тоже имеет свой интерес в развале этих
организаций. Особенно, ОДКБ. Рост
противоречий внутри этой организации автоматически перекинется на ЕАЭС, который
Ташкент воспринимает очень негативно.
Но и Пекин, и Москва могут надавить на Ташкент, они имеют
достаточно рычагов.
Китай является крупнейшим инвестором в Узбекистане. Кроме
этого, И.Каримов и его окружение, по некоторым данным после Каддафи и других
свергнутых президентов стран Магриба, сейчас свой капитал выводят из западных
оффшоров и переправляют в китайские свободные экономические зоны. И Китай для
руководства Узбекистана является более предпочтительным местом для миграции в случае
каких-то политических катаклизмов. Так что и Пекин мог в свою очередь жестко
надавить на Ташкент и потребовать стабилизировать ситуацию на границе с Кыргызстаном.
Москва также имеет сильные рычаги давления. Это огромная
армия узбекских трудовых мигрантов, бизнес –интересы узбекской элиты в России и
скрытое давление изнутри Узбекистана.
Таким образом, Ташкент сам мог оказаться в непростой
ситуации из-за провокации на границе с Кыргызстаном.
В любом случае, провокации на границе Узбекистана и
Кыргызстана – это показатель того, что Ташкент ведет рискованную игру, которая
может привести к тяжелым негативным последствиям в регионе Центральной Азии. В
конце концов терпение России и Китая может лопнуть и тогда может стать вопрос
смены режима в Узбекистане. Может этого и добиваются те геополитические игроки,
которые подталкивают Ташкент к неадекватным действиям. Ведь смена режима в
Ташкенте не будет бескровной, она может ввергнуть страну в хаос.
Аналитическая группа «Ареопаг»
Комментариев нет:
Отправить комментарий