среда, 14 сентября 2016 г.

Киргизия создает и задает новые тренды в развитии региона

Киргизия создает и задает новые тренды в развитии региона. Это мы должны признать. Могу даже с уверенностью сказать, что за процессом борьбы вокруг Конституции этой страны наблюдает весь регион.


Честно, даже завидно, что так открыто и жестко могут происходить дискуссии. Случись такое где-нибудь в другой стране Центральной Азии, всю оппозицию давно бы отправили отдыхать на нары. И это горькая правда, реальность.


Со стороны споры вокруг поправок в Конституцию оцениваются по –другому. Изнутри в Киргизии может быть все выглядит иначе. Но что привлекло в поправках, если подойти беспристрастно.
Во –первых, отмена срока давности по преступлениям, то есть этот вопрос будет решать суд. Этот пункт надо в будущем ввести во все Конституции региона Центральной Азии. Чтобы не дать уйти от ответственности тем, кто участвовал в организации репрессий, гонений и коррупции под защитой авторитарных, тоталитарных режимов. Такой день наступит, один уже покинул этот свет, может быть самый жестокий тиран – Ислам Каримов.
Во –вторых, отмена срока давности за участие в аферах вокруг печально –известного месторождения «Кумтор». Киргизы спорят по этому вопросу. Но у них «Кумтор» - это начало разгула коррупции, это символ обмана и разграбления народа. Насколько были виноваты инвесторы трудно сказать, но любой бизнесмен старается получить большую прибыль. Такой пункт тоже надо вносить во все Конституции стран Центральной Азии. В любой стране есть свой «Кумтор», и в Казахстане, и в Таджикистане, и в Узбекистане, и в Туркмении. С вопиющим бесстыдством идет грабеж народа, наживается только элита за счет различных серых схем вокруг разработки месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых.
В – третьих, усиление полномочий премьера. В Киргизии предлагают оставить депутатский мандат премьеру и его первому заму, также значительно усиливают полномочия премьера в вопросах кадровой политики. Он получает реальный шанс формировать вокруг себя команду и одновременно усиливает ответственность премьера. Также премьер может жестко контролировать вопросы бюджетной политики, то есть без его согласия с госказны в сторону не уйдет ни одна копейка. Ни президент, ни парламент не смогут злоупотреблять популизмом.
В то же время парламент сохраняет свои контрольные функции, то есть все рычаги контроля над деятельностью правительства.
Президент также сохраняет свои позиции. Но теперь он не сможет как-то манипулировать правительством, так как, он фактически лишается возможности вмешиваться в кадровую политику правительства, в финансово –экономические вопросы. При этом президент сохраняет право назначения глав министерства обороны, МИД и спецслужб.
Одним словом, правительству, парламенту и президенту придется постоянно договариваться, приходить к компромиссу.
Достаточно четко расписаны и полномочия иных органов.
Определенные изменения коснулись и судов. Честно сказать, можно было оставить жесткие требования к судьям, которые были предложены изначально. Пусть они репрессивные, но в нынешних условиях было бы эффективным держать в «ежовых рукавицах» судей.
В любом случае, процессы, которые идут в Киргизии, достаточно интересны, и повлияют на ситуацию в регионе. Тренды Киргизии станут трендами в регионе.
Думаю, что со мной не согласятся оппозиционеры Киргизии. Но мне кажется, что Атамбаев инициировал поправки, увидев, что нынешняя Конституция может породить дракона (как он любит выражаться). И это видно, судя по СМИ и жестким дискуссиям в соцсетях, Атамбаев и его аппарат стали главными политическим игроками в стране. Получается, что Атамбаев хочет разделаться с драконом. По крайней мере, так выглядит со стороны. 

Куаныш Акимбаев. (пришло по электронной почте)

Комментариев нет:

Отправить комментарий