Осенью 2012 года свободную экономическую зону (СЭЗ) "Бишкек" возглавил новый генеральный директор Орозбек Нусувалиев, ранее являвшийся сотрудником Государственной таможенной службы.
Он заявил, что собирается бороться с коррупционерами и выводить доходы субъектов СЭЗ из тени. О своей активной деятельности Нусувалиев ежемесячно письменно отчитывался главе государства Алмазбеку Атамбаеву. По его данным, ему удалось увеличить суммы отчислений на десятки процентов. По бумагам получалось, что гендиректор СЭЗ работает днем и ночью, чтобы искоренить коррупцию. Однако при ближайшем рассмотрении деятельность Нусувалиева не выглядит столь блистательной.
История вопроса
СЭЗ "Бишкек" была создана в 1992 году для привлечения зарубежных инвесторов в ставший независимым Кыргызстан. Многие компании, зарегистрированные в то время, уже не работают, однако есть и те, кто успешно осуществляет производственную деятельность по сей день. Деятельность данных субъектов регулируется заключенными при регистрации контрактами, а также принятым постановлением правительства от 11 ноября 1995 года с учетом изменений, внесенных постановлением от 29 ноября 1996-го.
Согласно документу, условия сохраняют свою силу на весь срок действия договора. Если же после заключения договора законодательством устанавливаются правила, ухудшающие первоначальный документ, то они на субъект СЭЗ не распространяются.
До недавнего времени все субъекты осуществляли свою деятельность, опираясь на заключенные с генеральной дирекцией контракт и положение о СЭЗ. Однако после назначения Нусувалиева на должность генерального директора представители некоторых компаний, работающих на территории зоны, столкнулись с проблемами при вывозе товаров. Одной из организаций, попавших под прессинг руководства, стало ОсОО HAN-Plast-FEZ.
Вы мне, и я вам
Соучредители совместной кыргызско-турецкой компании HAN-Plast-FEZ рассказали "ВБ", что новый гендиректор удерживает готовую продукцию, предназначенную для фермеров и крестьян, на территории СЭЗ, поскольку бизнесмены не хотят платить ему откаты или, проще говоря, "отмечаться". Представитель ОсОО Ахунбай Кошоев сообщил, что проблемы начались, когда Орозбек Нусувалиев увидел машину марки Toyota Land Cruiser одного из соучредителей фирмы.
"При мне Нусувалиев открыто предложил ему поменяться машинами, однако мой партнер отказался. Еще он требовал 2 млн 700 тыс. сомов в качестве "отметки". Платить мы не собираемся. Все эти годы наша организация спокойно работала, а тут пришел Нусувалиев. СЭЗ должен возглавлять хороший хозяйственник, а не коррупционер", - возмутился Кошоев.
По словам соучредителей, после того как они отказались отдавать машину генеральному директору СЭЗ, начались проблемы с производством. Опираясь на новые редакции Закона "О свободных экономических зонах" и Налогового кодекса КР, Нусувалиев попытался квотировать продукцию ОсОО HAN-Plast-FEZ. Дело в том, что в 2001 году были внесены изменения и дополнения в Закон "О свободных экономических зонах", согласно которым продукция субъектов СЭЗ подвергалась квотированию: только 30% произведенного товара можно поставлять на рынок Кыргызстана на льготных условиях, 70% должно быть экспортировано. Если же предприятие не может экспортировать товар, а хочет реализовать его на внутреннем рынке страны, то товары подлежат налогообложению в соответствии с общим налоговым режимом. Однако компания HAN-Plast-FEZ была зарегистрирована в 1997 году, когда ни квотированию, ни лицензированию продукция субъектов СЭЗ не подвергалась.
"Мы заключили контракт на 90 лет. По законодательству Кыргызстана на нас не распространяются все ограничения, которые вводились позднее. Я говорю как юрист с 32-летним стажем работы. Мы это прекрасно знаем, и Нусувалиев это знает, но тем не менее нарушает закон. Мы работаем на фермеров, и сейчас, из-за того что мы просто не хотим "отмечаться" перед директором, страдают крестьяне", - подчеркнули представители HAN-Plast-FEZ.
Вот уже две недели товар находится на складе фирмы на территории СЭЗ. Производство не работает, поскольку у ОсОО не хватает площади для хранения товара в соответствии с нормами пожарной безопасности. Представители компании рассказали "ВБ", что производство простаивает исключительно по вине генерального директора СЭЗ, который своим решением запретил вывоз товара, несмотря на все разрешающие документы.
"При любых нарушениях нас остановила бы таможня. Но нам подписывают грузовую таможенную декларацию, а Нусувалиев приказал не пропускать продукцию. Мы пошли уже на то, чтобы заплатить налог на 70% продукции, лишь бы не подвести наших заказчиков. Когда обратились к таможне СЭЗ с просьбой оформить документы с налогообложением в 12%, как требовал Нусувалиев, нам сказали, что не имеют на это право, поскольку это противозаконно, и их просто после таких оформленных документов уволят. Вот и получается, что мы оказались в западне", - сетует соучредитель ОсОО HAN-Plast-FEZ Кошоев.
Закон - это директор
Орозбек Нусувалиев заявил "ВБ", что ни о каких договорах, заключенных фирмами, не слышал и руководствуется исключительно законами Кыргызстана. Относительно контрактов, которые были заключены до введения новых ограничений, гендиректор СЭЗ сказал, что не верит их законности.
"Все субъекты СЭЗ, независимо от года их регистрации, подвергаются квотированию. Наши субъекты должны работать в основном на экспорт, 70% продукции должно уходить за территорию Кыргызстана, но никто не контролировал этот вопрос. С кем заключали договоры эти фирмы? С теми ворами, которые раньше возглавляли СЭЗ? Почему один не должен работать на экспорт, а другой должен?" - вопрошал он.
Нусувалиев подчеркнул, что никаких контрактов с субъектами СЭЗ у него нет и работает он согласно закону. Однако гендиректор СЭЗ, видимо, забыл упомянуть, что все договоры, заключенные до его назначения, имеют такую же юридическую силу, как и любой документ, заключенный с его дирекцией.
Международный арбитраж
Несмотря на все нарушения директора СЭЗ и его ближайшего окружения, управу на них найти возможно. В 1990-е годы, когда правительство Кыргызстана пыталось привлечь в страну международных инвесторов, для предпринимателей были созданы самые благоприятные условия. Так, по требованиям инвесторов, пришедших в СЭЗ, в контракт включен пункт, согласно которому инвестор может обратиться в суд в Вашингтоне, где неразрешимые проблемы с дирекцией будет решать уже международный инвестиционный арбитраж.
"Тогда никто из инвесторов не верил в возможность работать здесь, и, естественно, опытные бизнесмены требовали гарантий. Вашингтон был выбран потому, что в США самые справедливые законы с наименьшей возможностью подкупа", - рассказал "ВБ" генеральный директор ОсОО HAN-Plast-FEZ.
Отметим, что контракты, заключенные с инвесторами, работающими на территории СЭЗ, имеют правительственные гарантии. Таким образом, если представители предприятий, деятельность которых приостановлена новым директором СЭЗ из корыстных побуждений, обратятся в международный арбитраж и выиграют дело, то отвечать за действия Нусувалиева будет уже не он сам, а правительство Кыргызстана, под чьи гарантии инвесторы и приходили. По заключенным договорам руководство страны должно будет возместить не только материальный ущерб за время простоя производства, но также в случае закрытия предприятия из-за безалаберных действий дирекции СЭЗ правительство обязано выплатить недополученную прибыль.
"Мы заключали договор сроком на 90 лет. Из них отработали только 16. Вот и посчитайте, если нам придется закрыться, какую сумму придется выплатить Кыргызстану за оставшиеся 74 года? И наше предприятие не единственное, где есть такая проблема. Представьте, если сейчас все мы соберемся и подадим иск в Вашингтон? У Кыргызстана просто нет таких денег, чтобы с нами расплатиться. Мы не хотим закрывать предприятия, хотим честно работать. Но, к сожалению, сейчас Нусувалиев своими действиями просто ставит нам палки в колеса", - сказали представители ОсОО.
URL: http://www.vb.kg/227155
Комментариев нет:
Отправить комментарий