В последнее время происходит существенная активизация деятельности политических партий Казахстана. У них меняются собственники, первые руководители, ведется относительно активная деятельность, что крайне нетипично для межэлекторального периода.
Это заставило многих наблюдателей сделать вывод о приближении очередной внеочередной выборной компании.
Однако формального повода для роспуска парламента нет. Таковым может стать расширение полномочий парламента, то есть фактический переход страны к парламентско-президентской форме правления. В таком случае значимость каждого места в Мажилисе существенно возрастет. Такой вариант развития ситуации представляется достаточно вероятным, особенно в контексте растущего интереса ведущих групп влияния к политическим партиям.
Ак Орда дает разрешение на добровольно-принудительную передачу партий более влиятельным хозяевам, тем самым увеличивая конкуренцию на партийном поле. Как следствие, у партий появляются средства для постоянного ведения деятельности.
Очевидным положительным последствием происходящей передачи ряда партий более влиятельным и состоятельным хозяевам является перспектива возможного восстановления их авторитета в глазах широких слоев населения. Псевдо конкуренция и период затянувшегося безденежья на партийном поле снизил авторитет института политических партий до минимума. Народу не в кого и не во что верить. Опасность, исходящая от такой ситуации серьезно недооценивается в Ак Орде.
Олигархические и внесистемные партии удалось разрушить без особых усилий, а вот построить на их месте нечто внятное оказалось сложнее. В результате, по всей видимости, было принято решение фактически реабилитировать ранее действовавшую модель.
Сейчас никто не говорит еще недавно популярный тезис о необходимости взращивании «спарринг-партнера» для НДП «Нур Отан». Эта модель провалилась, еще не успев стать реализованной, когда запланированные в Мажилисе места для «Ак Жола» разделили пополам с КНПК.
Вне зависимости от того будут проводиться выборы или нет, очевидно, что значимость политических партий в транзитный период существенно увеличится. В ближайшем будущем политические партии, вероятно, будут выступать в качестве дополнительного инструмента влияния той или иной политической группы.
В некотором роде этот процесс начался уже во время последней электоральной компании 2012 года. В прямом и переносном смысле ценность депутатского мандата существенно увеличилась. Особенно это видно на примере состава депутатского корпуса от НДП «Нур Отан» и ДПК «Ак Жол». Если по результатам выборов 2007 года, депутатский корпус был сформирован преимущественно из нейтральных фигур, не представляющих интересы ведущих групп влияния, то сейчас наблюдается обратная картина.
НДП «Нур Отан», не смотря на далеко не идеальный формат деятельности, остается непререкаемым лидером партийной системы Казахстана. Это объясняется в первую очередь крайне низкими качественными характеристиками партий-конкурентов и колоссальными материальными и административными ресурсами парии власти. В последнем случае, речь идет, в том числе, о публичной поддержке партии Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. Снижение популярности партии в результате инициирования и поддержки серии непопулярных мер может быть компенсировано за счет административного ресурса, а также огромных материальных резервов (в том числе средств, выделяемых государством).
При этом не исключено, что идеологические органы используют текущую ситуацию для дальнейшего уменьшения масштабов доминирования НДП «Нур Отан» на политическом поле. В таком случае партия может стать своеобразным «козлом отпущения» за допущенные просчеты. Учитывая степень влияния партии в парламенте и правительстве, это было бы вполне логично. Таким образом, может быть создана своеобразная база для увеличения доли представителей прочих партий в парламенте, а возможно и утрате большинства Нур Отаном. Что касается предвыборной платформы и ее выполнения, то идеологи партии, по всей видимости, были осведомлены заранее о происходящем «затягивании поясов» и, соответственно, сделали предвыборную программу не особо амбициозной.
ДПК «Ак Жол» на данном этапе испытывает серьезные проблемы с позиционированием. Национал патриотическое идеологическое направление, использованное в электоральный период, сейчас не развивается и фактически оказалось отодвинуто на второй план. Вполне естественно, что у многих неформальных лидеров данного электорального сегмента сформировалась устойчивая неприязнь к данной политической партии и ее лидеру. Примерно такая же ситуация складывается с предпринимательским направлением. По меньшей мере, нелепо, когда партия «предпринимателей» лоббирует отмену техосмотра, что приведет к банкротству сотен бизнесменов уже вложившихся в этот бизнес.
Таким образом, «Ак жол» превращается из партии национал-патриотов и предпринимателей в популистскую партию. Это существенно снижает перспективы партии в ходе будущих электоральных компаний – Ак Орда может просто не дать ей мест в Мажилисе. Такая перспектива особенно вероятна в контексте ослабления интереса к партии со стороны ведущих групп влияния. Многочисленные бизнесмены среднего уровня, поторопившиеся вступить в партию и поддержать ее материально в период произошедшего ребрендинга, не в состоянии обеспечить ее необходимым административным ресурсом. Ситуация может измениться в случае, если партию все же возьмет под свой контроль тот или иной тяжеловес, что в свою очередь возможно только при условии отстранения с поста ее первого руководителя Азата Перуашева. Слухи о возможном переходе последнего в систему исполнительной власти являются косвенным свидетельством такого сценария.
У другой парламентской партии КНПК дела с «крышей» очевидно, обстоят намного лучше. Партия достаточно активно развивается в регионах и является единственной партийной единицей, кто хоть и вяло, но все же критиковал непопулярные социальные преобразования, инициированные Правительством в этом году. Фактически, то, что разрешено КНПК, на данном этапе не разрешено никому. Это чревато тем, что уже в ближайшей перспективе партия может заполнить ли не самую привлекательную социальную нишу, тем самым обеспечив себе базу для успешного участия в будущих электоральных компаниях.
У КНПК есть два серьезных минуса. Во-первых – отсутствие узнаваемых харизматичных лидеров, во-вторых – неприязнь большей части электората ко всему, что связанно с коммунистической идеологией. Если первую проблему теоретически можно разрешить, то вторая может стать непреодолимым препятствием. Сам факт наличия в названии партии слова «коммунистическая», невольно вызывает ассоциации с «Совком» и отталкивает от КНПК самую перспективную часть электората (молодежь и прогрессивную часть общества). Таким образом, по естественным причинам потенциальный электорат партии будет неминуемо сокращаться.
Едва ли не самой перспективной единицей на партийном поле является партия «Бирлик», за которой, по всей видимости, стоит Тимур Кулибаев. Параллельно он делает серьезные материальные вливания в крупнейшую ассоциацию НПО. Если этот процесс не будет приостановлен на самом верху, господин Кулибаев может стать самой влиятельной фигурой в гражданском секторе. В текущих условиях относительной слабости его позиций в политико-властной вертикали любая крупица влияния имеет для Кулибаева значение.
До сих пор актуален вопрос целесообразности слияния партий «Руханият» и «Адилет». С позиции электоральной целесообразности такой маневр не имел никакого смысла: 1+1 в данном случае ровнялся одному, а не двум. Либо таким образом, Кулибаев осуществил негласную установку Ак Орды на сокращение числа партий, либо купил их обе и объединил, чтобы одна из них не досталась политическим конкурентам.
В любом случае идеологам партии «Бирлик» придется начинать с чистого листа. У нее нет буквально ничего: узнаваемости, идеологии, авторитетных лидеров, административного ресурса, региональной сети и т.п. Зато есть значительные материальные резервы и незапятнанная репутация, что в совокупности может сотворить чудо (в данном случае можно вспомнить пример развития партии «Асар»).
В настоящее время потенциально сильным игроком в является ОСДП. По некотором данным сравнительно недавно ее под свой контроль взяла молодая, но перспективная группа лиц, находящихся в родственных отношениях с Главой государства. Последний факт может стать определяющим в ходе следующей электоральной компании.
Как и КНПК, партия пытается работать в социальной сфере, однако пока уступает коммунистам в этой неформальной борьбе. Шлейф «непремеримой» оппозиционности может сработать как на руку социал-демократам, так и против них. В данном случае все зависит от успешности идеологической работы.
Общей проблемой политических партий остается дефицит партийных лидеров нового поколения. Все узнаваемые партийные лидеры являются выходцами из бюрократической среды. Последним действующим партийным лидером из числа экс-чиновников высокого ранга является Жармахан Туякбай. Новых желающих променять теплое кресло высокопоставленного чиновника на сомнительные перспективы партийного лидера не находится уже почти десять лет.
Успешного опыта взращивания влиятельного партийного лидера из партийной, а не бюрократической среды в последние годы нет вовсе. Ближе всего к этому приблизился Серикжан Мамбеталин, чья одиозность сыграла с ним злую шутку. Остается загадкой, каким образом идеологи Ак Орды и политических партий, претендующих на места в парламенте, будут решать эту проблему.
Остальные партии пока выступают в роли статистов и одновременно темных лошадок. Вполне вероятно, что часть из них прекратит свое существование, а другие будут переданы под покровительство незадействованных в партийной борьбе групп влияния.
Таким образом, сейчас мы можем наблюдать существенную активизацию на партийном поле, которая без сомнения приведет к его трансформации.
arkz.info
Комментариев нет:
Отправить комментарий