среда, 25 сентября 2013 г.

«Конец света» стал реальностью для правящей Астаны



Клановая система задушила государственную власть, президент решил выйти из игры


Минувший 2012 год оказался наиболее критичным для Казахстана сильными стрессами в обществе и тотальными провалами власти. Все негативные явления, созревавшие десятилетиями, в этом году буквально прорвались сквозь развалившуюся плотину. Плотина власти уже не в состоянии сдерживать натиск всех скопившихся в стране проблем, которые за долгое время трансформировались в тяжелый кризис. Кризис власти.

Власть «агашек» стала губительной

Самый сильный удар по государству нанесла глубоко укоренившаяся в Казахстане клановая система, подменившая собой государственную власть, игнорирующая законы и подмявшая под себя исполнительные органы. Страной фактически правят несколько крупных группировок, сформированных по родоплеменным принципам, а также ряд ФПГ, сверху которых восседают лидеры кланов из числа больших чиновников и олигархов.

Первые лица государства устраивают на госпосты людей, выдвинутых «советом» клана. Все кланы соперничают между собой на предмет, у кого больше кадров на ключевых постах – акимов, министров, руководителей силовых, судебных, надзорных органов, в нацкомпаниях… Эти в свою очередь должны позаботиться о том, чтобы департаментами и судами руководили их люди. От этого зависит влиятельность того или иного клана.

Такая близкая к феодальной системе власть быстро трансформировалась в правящие группировки, остро конкурирующие за сферу влияния в стратегических отраслях экономики, финансов, в силовых, судебных, административных органах. С укреплением кланов такая борьба становилась все более ожесточенной. На местах фактически сформировался сепаратизм: каждый клан использовал власть в своих финансовых, политических и прочих интересах, создавая при этом опору в местных неформальных группах, связав их общим бизнесом и особыми поручениями. Поэтому в регионах устанавливаются собственные порядки, бюджетные средства и доходы распределяются на усмотрение лидеров клана, а государственные задачи остаются неприоритетными.

Такой передел власти и систематическая борьба кланов привели не только к ослаблению роли самого президента страны, но и заложили тенденцию экономического и даже политического сепаратизма в РК. Поэтому под угрозу попадают финансовая, экономическая, национальная и государственная безопасности. О них – ниже.

Эти угрозы стали настолько очевидны, что власть вынуждена искать экстренные меры по их устранению. С этой целью Астаной были привлечены к исследовательской работе отечественные и зарубежные аналитические группы, чтобы увидеть реальную картину существующих угроз в Казахстане.

Кланы не сдаются, будет сопротивление

Приведем результаты из этих исследований, которые наверняка удивили Акорду. Прежде всего, казахстанским властям рекомендуется резко изменить публичную политику в отношении ситуации в стране. Так, ожидается, что в качестве «гласности» обществу будет представлена серия разоблачений некоторых ФПГ, уже давно пользующихся незаконными преференциями и протекцией чиновников, депутатов, судей и прочих уполномоченных лиц, нанесших серьезный ущерб государству. И те, и другие, скорее всего, пройдут через жесткие жернова следствия и судов.

Борьба с вредными финансовыми и промышленными группами выйдет за рамки РК, а некоторые зарубежные спецслужбы, фискальные и судебные органы окажут содействие казахстанским коллегам, предоставляя информацию и выявляя у себя фигурантов будущих уголовных дел в РК.

В то же время ожидается сильное сопротивление этих кланов, которые через зарегистрированные в России и Кыргызстане медиаресурсы будут вбрасывать негативную информацию о незаконной деятельности, а также компрометирующие материалы о лицах, приближенных к президенту Назарбаеву. Кроме того, через публичную информацию (особенно интернет) будут провоцироваться напряженность и конфликты внутри казахстанской госэлиты.

В ответ Акорде рекомендуется повысить качество контента казахстанских СМИ, чтобы добиться высокого уровня доверия в собственном обществе. Для этого предлагается создать более эффективную информационную сеть, организовать широкую аудиторию в соцсетях по интернету, которая могла бы убедительно отстаивать авторитет страны и президента.

Революция президента Назарбаева

Низкий уровень доверия населения Казахстана отмечается не только к провластным и олигархическим СМИ, но и ко многим давно пребывающим во власти государственным лицам. Поскольку в стране реально большим авторитетом и влиянием на местах пользуются лидеры родоплеменных групп, то рекомендуется вписать их в легальную политическую систему. Как именно, в рекомендациях не говорится.

Вместе с тем отмечается, что на местах достаточно хорошо осведомлены, что президент Назарбаев находится в критическом морально-психологическом состоянии из-за последних событий, вызванных потерей доверия к соратникам из ближайшего окружения. Но местная элита не хотела бы терять своих лидеров во власти, поскольку через них она тоже достигает собственных интересов – материальных, репутационных и прочих. Поэтому надо быть готовым к тому, что местные элиты окажут определенное сопротивление, влияя на настроение людей, если лидеры кланов будут не только терять высокие посты, но и окажутся судимыми.

Однако деформация власти по стране в сторону усиления кланового управления на местах, разрушающего основы государственности и правопорядка, подрывающего доверие населения к институтам власти вообще, все же должна заставить центр пойти на жесткие меры по уничтожению кланов во власти и отстранению их лидеров от ключевых постов. Если Акорда все же решится на такой шаг, то это будет своеобразной революцией президента против своих «соратников и единомышленников».

Кроме кадровой чистки в верхах и минимизации давления клановых сообществ на местные органы власти, возможны административно-территориальные изменения с целью разрушения прочно сложившегося влияния некоторых кланов в сфере торговли, транспортных перевозок, сельского хозяйства и других. Например, чтобы освободить наиболее угнетенные районы Алматинской области от незаконных действий одного известного семейного клана, предлагается перенести административную принадлежность таких районов из Алматинской в Талдыкорганскую область, а также пересмотреть статус бюджетного финансирования Шымкента и Кызылорды, тем самым лишая южные группировки во власти возможности «пилить бюджет».

Особое внимание аналитиков обращается на Актюбинскую область, где наблюдаются резкие антиправительственные настроения, причем не среди простого населения, а в областной элите. Рекомендовано тщательно проанализировать программу бюджетного финансирования области, особенно в части тех проектов, за которыми стоят представители крупных родовых кланов.
В качестве альтернативы предлагается передать формирование областного бюджета и контроль над его исполнением маслихату при участии специалистов Счетного комитета.

Угроза политических убийств и терактов

Аналитики считают, что в РК назрела острая необходимость в проведении кардинальной реформы в органах нацбезопасности и правопорядка. Будет рассмотрен вопрос о дальнейшей целесообразности финансовой полиции (АБЭКП). Ожидается, что произойдет новое перераспределение функций между структурами силового блока, а также резкое сокращение кадров в высших и средних звеньях, где особо процветают коррупция и злоупотребления, зато повысятся материальные и профессиональные стимулы для наиболее перспективных сотрудников.

Повысится и персональная ответственность сотрудников правопорядка за превышение, произвол и злоупотребления положением, вплоть до водворения в спец­изолятор до предъявления официальных обвинений. Сюда же относятся меры по ограничению влияния представителей силовых и правоохранительных органов в среде гражданского населения, вплоть до уголовного преследования. Скорее всего, это относится к мерам пресечения неконтролируемой утечки информации из этих структур в СМИ и интернет.

Массовое недовольство работой казахстанских судов уже невозможно игнорировать, считают исследователи. В связи с этим в верхах рассмат­ривается возможность выборности судей на специальных комиссиях при маслихатах и под надзором СМИ.

Прогнозируется обострение ситуации в стране под воздействием внешних сил. «…члены комиссии сошлись во мнении, что сегодня как никогда высоки риски возобновления в Казахстане практики политических убийств с целью дестабилизации обстановки. Есть также опасения, что количество различного рода провокаций и даже терактов резко возрастет, службам реагирования следует усилить проработку сценариев по предотвращению диверсий и акций открытого и скрытого саботажа (искусственно вызванные сели, лавины, подрывы мостов, других объектов, а также коммуникационные диверсии и прочее)», – предупреждают президента РК.

Выход нового игрока

Не менее тревожными являются и такие прогнозы, что, возможно, «в рамках проектов по ресоветизации возникнут очаги экономических войн, когда с прилавков магазинов совершенно немотивированно исчезнут продукты питания и товары первой необходимости, станет практически недоступной медицинская помощь, произойдет резкое повышение цен на сигареты, алкоголь путем сговора. Криминалитет постепенно утратит свое влияние, не выдержав наступления организаций экстремистского толка, получающих все большую поддержку в тюрьмах Казахстана. Доходы за счет продажи контрафактной продукции могут быть использованы для финансирования сомнительных политических проектов с националистическим и экстремистским подтекстом. В регионе развернется открытое противостояние группировок основных геополитических игроков за влияние на рынке наркоторговли, незаконном рынке оружия и иного контрафакта».

По данным силовых органов, оказалось, что конфискованные из незаконного оборота оружие, наркотики, нелегальное программное обеспечение и другое, завезенные из Китая, перестали уничтожаться, а стали появляться на рынках. В Казахстан завезено около 5 000 единиц автоматического оружия из соседнего Кыргызстана, которое ранее контролировалось специальными войсками бывшего президента этой страны. Это оружие распределяется между несколькими группировками и не вывозится за пределы Алматинской области.
Очевидно, что в стране проводится большая диверсионная работа: не только оружие завозится, но и, как докладывают источники, в пограничных войсках и таможенных органах РК происходит целенаправленная и кем-то контролируемая деморализация личного состава.

Поступают негативные вести и с других направлений. Так, говорится, что представителями иностранных инвесторов в Казахстане рассматривался вопрос оптимизации своих предприятий с целью их дальнейшего закрытия. Если это действительно так, то отток инвестиций неизбежно повлечет за собой неконтролируемые процессы внутренней миграции, что негативно отразится в целом на инфраструктуре областных центров, малых и больших городов. Европейские инвесторы, сообщается в отчетах, почти потеряли интерес к экономике Казахстана.

Как видим, общая ситуация в стране действительно дошла до критической отметки, проблемы, словно снежный ком, разрослись до больших масштабов. Мало того, все они требуют неотложных решений, однако система явно не готова к ним. В этой ситуации, говорят, даже сам президент Назарбаев не берется за них, он намерен дистанцироваться от текущих процессов, выдвинув на первый план некую фигуру, не связанную с геополитическими и экономическими обязательствами, а также свободную от влияния различных групп и кланов, компроматов и прочих сдерживающих активную деятельность факторов.
Что это за фигура, в каком статусе она примет поручения от президента, и не является ли выход нового игрока на высоком уровне началом операции «Преемник» в Казахстане – об этом авторы аналитических исследований для Акорды умалчивают.

Аналитическая служба журнала ADAM reader's

Комментариев нет:

Отправить комментарий