Своя «Северная Корея» есть и в Центральной Азии. Это нынешняя Туркмения. Конечно, Туркмения не калька с Северной Кореи, но режимы и стили правления в этих странах настолько похожи, что, думается, не далек тот день, когда туркмены, переплюнут корейцев.
В Ашхабаде пока еще не принята династическая модель передачи власти от отца к сыну, но передача власти от одного самодура к другому ничего принципиально в жизни туркмен не меняет.
Нынешний глава государства — Гурбангулы Бердымухамедов, как и его предшественник, крепко держит бразды правления в своих руках. Он многосторонен, многолик и всеведущ. Ни один вопрос не решается без его высочайшего одобрения.
На недавнем селекторном совещании он благосклонно одобрил гастроли Варшавского цирка. Вот она подлинная демократия по-туркменски, когда от главы государства не ускользает ни одна мелочь и требуется согласование на уровне президента страны, чтобы иностранный цирк получил разрешение на гастроли. Как и у любого человека у Аркадага есть свои слабости. Он положил глаз на курорт «Аваза», что рядом со старинным городом на берегу Каспия – Красноводском (ныне Туркменбаши).
Для города и его жителей это обернулось трагедией. Старожилы Красноводска еще помнят, как в былые времена в конце осени и по весне тысячи саженцев высаживали вдоль городских улиц, во дворах и скверах. И высаживали именно те породы, что способны прижиться в условиях жары. Красноводск, как и все города Туркмении, был зеленым и в жару жители укрывались в тени деревьев.
Безумные массовые вырубки деревьев начались еще и при Ниязове. Достаточно вспомнить, как в Красноводске вырубили плодоносную оливковую рощу, посаженную еще в XIX веке. Олива – священное дерево-долгожитель. В Иерусалиме, в Гефсиманском саду, растут оливы, которые, по легенде, помнят Христа. В Красноводске уникальную реликтовую рощу вырубили по прихоти самодура — правителя, и на ее месте соорудили «амфитеатр» для концертов, который вскоре был превращен в импровизированный общественный туалет. Но то, что происходит сейчас, это, что называется, ужас без конца. Повсеместно вырубают лиственные деревья как многолетние, так и молодые, которые являются единственным и естественным спасением в жаркие летние дни от невыносимого зноя. Но на этом кошмар для местного населения не заканчивается. В приказном порядке горожан заставляют снимать кондиционеры со стен бетонных домов, стоящих вдоль центральных улиц.
В «Авазу» продолжают вбухивать миллионы, а потока туристов в беломраморную резервацию как-то не наблюдается. Да и кому спрашивается, нужна показная роскошь, без развлечений, нормальной связи и Интернета. Не стоит забывать и о ядовитых выбросах с местного производства полипропилена. Строят новые отели и дворцы, но не думают переносить вредное производство подальше от курортной зоны. Летний отдых доступен только для толстосумов и приближенных к власти высокопоставленных чиновников. Но, ни деньги, ни статус «избранных» не гарантирует, что в один прекрасный день их без всяких предупреждений могут выкинуть из отелей, если вдруг нагрянет президент. Тогда его служба безопасности создает вокруг «зону безопасности».
Несладко приходится в это время и жителям полудохлого Красноводска. С них берут расписки, в которых они обязуются запасаться продуктами питания, ни в коем случае не открывать окна и не выходить из домов в период пребывания президента в своей резиденции на Авазе. Предвестником приближающейся «беды» является появление на протокольных трассах армии озеленителей. Они в авральном режиме собирают горы мусора, тут же закапывают его в вырытых ямах и сразу высаживают вдоль дороги цветочную рассаду, дорогущие туи и голубые ели.
Местных жителей очень раздражает это показушная красота и расточительность. Через неделю другую после отъезда высокого гостя в столицу изумрудно-голубые красавицы из-за отсутствия должного ухода высыхают и погибают. Те же озеленители выдергивают их из земли и вывозят погибшие деревья на городскую свалку. В следующий приезд Аркадага все повторится сначала.
Сегодня курорт «Аваза» — это не только гордость и любимое место отдыха для президента. Это пример безумной расточительности, гигантомании и нерациональности в градостроительстве, которые в Красноводске проявились в полной мере.
В общем, у нас в Туркмении, как и в Северное Корее, преемственность политики и ее «дальнейшее развитие» незыблемо, а «всеобщее счастье» грядет неотвратимо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий