вторник, 8 сентября 2015 г.

Очевидное - невероятное

Почему в Казахстане растут цены

Не успели граждане прийти в себя после девальвации, как взлетели цены на бензин. Недоумение – это еще мягко сказано. Невозможно найти причинно-следственную связь между тремя очевидными фактами:
1. Страна нефтяная.
2. Цены на нефть упали.
3. Цена на бензин выросла.
Как?
Можно долго говорить о дешевом российском бензине, помянуть девальвацию, аккуратно напомнить про евразийские дела и союзный договор, наговорить кучу всяких умных слов, но ощущение обмана все равно не исчезает. Дважды два должно быть четыре, а не 130 тенге за литр, как нас в этом пытаются убедить.
На самом деле все сложнее и проще.
Сложнее, потому что правительственным экономистам приходится сочинять сложные конструкции, чтобы ни в коем случае не обмолвиться ни о многочисленных посредниках, ни о всевозможных взятках, о монополизме и прочих теневых делах, реально влияющих на ценообразование, причем не только на рынке нефтепродуктов, но и везде.
Гораздо понятнее нам показания свидетелей по делу акима Карагандинской области Бауыржана АБДИШЕВА. Став во главе области, он дал рынку сигнал, что строит завод тротуарной плитки. Как рассказали на суде бизнесмены, им тут же пришлось «добровольно» освободить место под солнцем адбишевской продукции, которая по качеству была хуже, но имела гарантированный сбыт. И это несмотря на то, что у них тоже были вложены деньги в оборудование, законтрактованы материалы и пр. Но оказалось, что лучше уйти по-хорошему. Как едко заметил наш корреспондент Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, не будь карагандинские предприниматели такими сообразительными, сейчас выступали бы на суде в роли потерпевших, а не свидетелей.
Это многое объясняет.
Не надо думать, что Абдишев – уникальный экономический Чикатило, душивший бизнес в отдельно взятой Карагандинской области.
До него были братья РЫСКАЛИЕВЫ, до Рыскалиевых – чета ХРАПУНОВЫХ.
Между делом мелькнул прощенный Ерлан АРЫН.
Это те, кому не повезло. Но остальным пока везет.
К примеру, зять министра обороны Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА строит завод для производства южно-африканских «Мародеров». Пока это никого не удивляет.
То есть любой начальник так или иначе монополизирует рынок и бюджетные средства, которые на нем крутятся. Это считается нормой, но в макроэкономических конструкциях их норма нами не учитывается. Поэтому всякое повышение цен надо принимать на веру, как слова Писания. Кто пытается в них разобраться – тот еретик.
Все имеют свою долю. В конечной цене трудно разобрать, где, чья доля, но в каждом конкретном случае все знают, в чей карман и сколько идет с каждого килограмма, литра, метра, банковского процента и других метрических единиц измерения.
В 90-х акимы были героями народных преданий. Рассказывали, что однажды шумная компания гуляла в ресторане. Принесли счет и коммерсант, оплачивавший банкет, слегка побледнел, увидев итоговую сумму. Тогда аким одной из областей, развлекавшийся вместе с бизнесменами, чиновниками и бандитами, дал команду официанту: «Скажи хозяину, пусть вычтет из счета мою долю». Следом проявил благородство бандит: «Пусть и мою долю вычтут». Судя по тому, как порозовел коммерсант, быстро посчитавший, насколько похудеет счет за банкет, доли были немалыми…
Вот поэтому решение проблемы очень простое. Уберите их долю, и цены станут нормальными…

Комментариев нет:

Отправить комментарий