понедельник, 14 сентября 2015 г.

Рабский труд на хлопке: Cotton Campaign впервые начинает давление на Туркменистан

В 2015 году коалиция Cotton Campaign, объединяющая международных правозащитников, профсоюзы и бизнес, уже имеющая богатый опыт взаимодействия по Узбекистану, впервые начинает оказывать давление на Туркменистан с целью положить конец использованию принудительного труда в хлопковой промышленности этой страны.

В то время как практика принудительного труда в Узбекистане хорошо описана, многие компании-производители одежды были удивлены, узнав, что и правительство Туркменистана также использует рабский труд при производстве хлопка, - говорят активисты Cotton Campaign, требуя, чтобы крупнейшие бренды признали факт закупок хлопкового волокна в этой стране. «Мировые производители одежды должны объединиться и публично призвать правительство Туркменистана отказаться от принудительного труда. Это стало бы первым шагом на пути избавления Туркменистана от хлопкового рабства», - заявляет группа активистов.
Cotton Campaign публикует пять ключевых вопросов, которые должны быть адресованы правительствам Узбекистана и Туркменистана, а также крупным компаниям, работающим на рынках этих стран.
1. Станут ли наконец правительства Узбекистана и Туркменистана соблюдать собственные законы, запрещающие принудительный труд?
После достигнутого в апреле 2014 года соглашения с МОТ (Международная организация труда, ILO – Прим. «Ферганы»), правительство Узбекистана принудительно вывезло на поля большее количество взрослых граждан страны, чем осенью предыдущего года, частично компенсируя меньшее число детей на полях. Cам факт сокращения детского труда, который нельзя не приветствовать, свидетельствует, что узбекское правительство реагирует на международное давление и может вовсе прекратить эту порочную практику. После того, как весной 2015 года на поля были привлечены граждане для принудительного труда по прополке хлопка, в прошлом месяце узбекское правительство пообещало «способствовать добровольному найму, дабы предотвратить мобилизацию учителей и работников здравоохранения на уборку урожая». Лидеры гражданского общества Узбекистана и «Узбекско-германский Форум по защите прав человека» продолжат контролировать ситуацию по реализации этих заявлений и любых фактов принудительного привлечения граждан на прополку и сбор урожая.
Что касается Туркменистана, говорится в сообщении Cotton Campaign, то туркменское правительство никогда не реагировало на запросы гражданского общества и МОТ об использовании принудительного труда на сборе хлопка. В 2014 году туркменское правительство продолжило практику принуждения десятков тысяч граждан страны к сезонным работам в поле, и нет никаких сигналов того, что ситуация как-то изменится в 2015 году. Лидеры гражданского общества и информагентство «Альтернативные новости Туркменистана» будут контролировать методы правительства на протяжении всей хлопковой страды.
2. Дадут ли узбекское и туркменское правительства возможность независимым организациям по правам человека, активистам и журналистам проводить расследования и информировать о ситуации в системе хлопковой промышленности без страха перед возможными репрессиями?
Несмотря на немалые усилия правительств в замалчивании проблем, отчеты о принуждении к работе по сборке урожая хлопка вызвали широкий резонанс в мире и привлекли внимание международной общественности к нарушению прав человека в Узбекистане и Туркменистане.
В Узбекистане полиция дважды в течение трех месяцев третировала правозащитницу Елену Урлаеву – первый раз в мае, когда Елена документировала данные по количеству принуждаемых к сельхозработам на местах сбора работников бюджетных организаций, и еще раз в августе, когда Урлаева распространяла брошюры, объясняющие нормы законодательства, запрещающего принудительный труд. Во время страды-2015 вся информация, собранная Еленой Урлаевой, будет жизненно необходима для успешного и обязательного мониторинга МОТ о методах использования принудительного труда, что послужит важным обстоятельством для работы Всемирного банка в зоне его интересов. МОТ и Всемирный банк должны настоятельно потребовать, чтобы узбекское правительство гарантировало независимым представителям гражданского общества возможность собирать и подготавливать для этих организаций максимально подробную информацию, не опасаясь репрессий.

Сбор хлопка в Туркменистане. Фото © Альтернативные новости Туркменистана
В Туркменистане в прошлом месяце полиция задержала и продолжает удерживать до сих пор журналиста Сапармамеда Непескулиева, не предъявляя тому никаких обвинений и не допуская к нему адвоката и членов семьи (31 августа журналист был приговорен к трем годам тюремного заключения. - Прим. «Ферганы»). Незаконное задержание Непескулиева ставит под угрозу объективный сбор информации о ситуации в республике. Европейский союз, правительство США и другие страны-партнеры Туркменистана, должны немедленно призвать правительство Туркменистана уважать свободу слова и прессы, и отпустить Непескулиева.
3. Приостановит ли Всемирный банк выдачу кредитов узбекскому правительству, если тот продолжит практику использования принудительного труда в зоне интересов всемирной финансовой структуры?
Всемирный банк принимает на себя обязательства приостанавливать кредитование проектов в агропромышленном и образовательном секторах экономики Узбекистана в случае, если в банк поступят жалобы, поданные жертвами принудительного труда. Чтобы избежать подобной приостановки кредитования, Всемирный банк должен оказать давление на правительство Узбекистана, заставив последнее предпринять конкретные шаги: повышение закупочных цен; аннулирование штрафов, налагаемых на фермеров, которые не выполняют государственные квоты; публиковать данные о доходах «хлопковой» составляющей бюджета.
4. Прекратят ли Daewoo International, General Motors (GM), Teliasonera, Telenor и другие транснациональные компании, работающие в Узбекистане, способствовать использованию принудительного труда и извлекать из этого выгоду?
Daewoo International, самая крупная компания по переработке хлопка в Узбекистане, не раз признавала, что использует принудительный труд в своей работе. В течение трех лет работники GM сообщали, что компания отправляет их на принудительные работы по сбору хлопка. В 2014 году Teliasonera и Telenor сообщали, что оказывают помощь в сборе урожая хлопка. Чтобы прекратить практику принудительного труда и не нести ответственность за противоправные действия, компании, работающие в стране, должны подписать «Обязательство против использования принудительного труда в Узбекистане», принять независимую программу контроля за соблюдением прав человека, а в случае, если система принудительного труда станет обязательным условием для их работы, выдвигаемым правительством Узбекистана, немедленно свернуть производство.
5. Станут ли H&M, Inditex и другие глобальные производители одежды убеждать туркменское правительство прекратить использование принудительного труда?
H&M, Inditex признали, что, покупая одежду у «Туркменбаши» («Туркменбаши текстиль комплекси», крупнейшее в Центральной Азии текстильное предприятие – Прим. «Ферганы»), знали об использования принудительного труда на сборе хлопка. Информация Cotton Campaign об использовании принудительного труда удивила многие другие крупные компании, привыкшие уважительно относиться к седьмому месту Туркменистана в рейтинге крупнейших мировых производителей хлопка в мире. Но теперь все крупные глобальные компании, дабы не допустить следов «грязи» на своих брендах, должны публично обратиться к туркменскому правительство с требованием прекратить использование принудительного труда на хлопковых полях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий