четверг, 18 февраля 2016 г.

ОСДП: последний поход в Парламент

Предвыборный процесс набирает обороты. ЦИК РК зарегистрировал шесть партий, которые примут участие в выборах в Мажилис: "Нур Отан", КНПК, "Ак жол", "Бирлик", ОСДП и НДПП "Ауыл". А позавчера состоялась жеребьевка, и по ее результатам участники выборной гонки получили номера, под которыми они будут значиться в избирательных бюллетенях.

Сегодня мы хотели бы остановить свое внимание на перспективах ОСДП. Но для начала совершим небольшой экскурс в новейшую историю Казахстана и освежим в памяти некоторые узловые моменты истории отечественной социал-демократии.
Первую попытку создания партии социал-демократического толка еще на заре суверенитета предпринялиСергей Дуванов и Дос Кошим. Как и следовало ожидать, их проект тихо почил в бозе. После них свои претензии на эту нишу артикулировал, как ни странно это сегодня выглядит, "Отан" (предшественник "Нур Отана"). А потом, десять лет назад, пришла очередь Жармахана Туякбая сотоварищи.
Чем же обусловлена такая привлекательность социал-демократической платформы? Скорее всего, ее универсальностью: она ориентирована прежде всего на государственное регулирование экономики, достижение социальной справедливости, защиту интересов самых широких слоев населения.
С учетом ментальности нашего электората, так и не избавившегося до конца от патерналистских настроений, представлялось, что перечисленные программные установки имеют все шансы на широкий отклик в сердцах избирателей. Естественно, что в такой политике заинтересованы и рабочие, и мелкая и средняя буржуазия, которая у нас все никак не сформируется, и пенсионеры, и безработные, а также другие социально ущемленные слои населения.
Начинала "туякбаев­ская" ОСДП вполне сносно и некоторое время воспринималась как достаточно серьезная политическая сила. Причем как отечественным электоратом, так и властью. Организовавшись в 2006 году на основе движения "За справедливый Казахстан", а затем объединившись с партией "Нагыз Акжол", на выборах 2007 года ОСДП получила 4,54% голосов избирателей.
Естественно, итоги выборов она не признала, однако не сделала ровным счетом ничего, чтобы заставить власть пересмотреть результаты голосования. Нечаянный союз просуществовал недолго, и в том же 2007 году "Нагыз Акжол" вышел из состава ОСДП.
Оставшись без де­путатских мандатов, в 2008-м ОСДП инициировала создание альтернативного парламента - "Халык Кенесі". В этот "Народный совет" вошли представители 30 НПО и политических партий, независимые общественные деятели. Однако столь представительное объединение, поначалу громко заявив о своем рождении, так и не смогло сгенерировать ни одной хоть чем-то запомнившейся инициативы. Одним словом, какая-то "репетиловщина".
Как будто охваченная неким организационным зудом, ОСДП в 2009 году проводит Форум демократических сил. На котором убеждает участников (а кроме социал-демократов, в мероприятии были задействованы Коммунистическая партия, партия "Азат" - бывший "Нагыз Акжол", незарегистрированная партия "Алга") в необходимости слияния всех демократических сил в единую организацию. Был создан оргкомитет объединения, в который вошли Серикболсын Абдильдин, Булат Абилов, Владимир Козлов и Жармахан Туякбай. Но в итоге объединились только ОСДП и "Азат", причем новая организация пройти процедуру перерегистрации в Министерстве юстиции так и не сумела.
Поэтому на выборах 2012-го объединенная партия участвовала под брендом ОСДП. Результат получился еще хуже, чем в 2007-м: 1,59% голосов избирателей. И это притом, что партия и ее избирательный список были усилены знаковыми фигурами - Героем Советского Союза космонавтом Тохтаром Аубакировым, главным редактором газеты "Свобода слова" Гульжан Ергалиевой и другими.
Итоги голосования пар­тия опять не признала, а своих сторонников призвала выйти на площадь Республики в Алматы. Митинг получился невпечатляющий, что явилось наглядной иллюстрацией невысокой популярности ОСДП даже среди традиционно фрондирующих власти алматинцев.
Впрочем, когда ЦИК огласил окончательные итоги, согласно которым у ОСДП голосов оказалось чуть больше, чем по предварительным данным, - 1,68%, социал-демократы протестовать не стали.
Последнее обстоятельство, видимо, и сыграло свою негативную роль. В результате партия стала терять и без того невысокие рейтинги и постепенно ее влияние сошло практически на нет. Она стала чем-то вроде пыльного антуража казахстанской политической витрины. Хотя справедливости ради стоит отметить, что такая участь постигла и всех других участников оппозиционного поля Казахстана. 
Одни винили в утере электоральных позиций и качества партийной работы самого Туякбая. Другие считали складывающееся положение дел объективным результатом общей политической эволюции казахстанского общества. Как бы то ни было, партия медленно, но неуклонно деградировала. Особенно выпукло это проявилось в непонятных идеологических метаниях, когда руководство отечественных социал-демократов встало на откровенно националистические позиции, высказав свое неприятие идеи "казахстанской нации", потребовав заменить ее "казахской нацией".
Понятно, что такая явная демонстрация идеологической непоследовательности не принесла партии никаких дополнительных дивидендов.
Кроме того, ОСДП стала подвергаться нападкам со стороны бывших союзников. Симптоматично, что буквально накануне последнего съезда партии на ее нынешнее руководство с оглушительной критикой обрушился небезызвестный Айдос Сарым, афиллированность которого с акординскими политтехнологами давно является секретом Полишинеля. 
Пра­вда, критические экзерсисы этого господина как-то уж очень напоминали внутрипартийные склоки КПСС эпохи позднего Горбачева, когда молодые провинциальные функционеры-коммунисты, явно заручившись поддержкой ЦК, задорно подвергали остракизму партийных "мастодонтов". Что из этого получилось, помнят все.  
Вместе с тем мы все же не стали бы торопить события и окончательно списывать ОСДП со счетов. Не так все просто, как может показаться на первый взгляд. Меньше всего хотелось бы ударяться в местечковую конспирологию, но без нее в данном случае не обойтись. 
Так вот, если вспомнить историю с предвыборным съездом ОСДП, то возникают определенные вопросы. Как известно, он должен был состояться в санатории "Кок-Тобе". Однако накануне руководство партии было поставлено перед фактом, что по техническим причинам (якобы из-за отсутствия электричества) проведение съезда невозможно.
Всю ночь сотрудники центрального аппарата в экстренном порядке занимались подготовкой офиса партии для приема делегатов. Но тут случилось чудо: в "Кок-Тобе" собственной персоной явился аким Медеуского района города Алматы и снял все вопросы. Почти как джинн из сказки "1001 ночь", не правда ли?
Ну, а если серьезно, то вполне понятно, что каким бы батыром ни был сей государственный муж, без отмашки с вершины политического Олимпа он вряд ли решился бы на столь неординарный шаг. Из этого напрашивается другой вопрос: а чем была обусловлена такая отмашка? И какие последствия из этого могут вытекать? Позволим себе несколько мыслей на этот счет.
Версия первая, сугубо конспирологическая. Возможно, из ОСДП решили сделать "серьезного мальчика" для битья. Все-таки единственная более или менее серьезная оппозиционная партия. То есть ее допустят к выборам, позволят участвовать в предвыборных баталиях, будут вести с ней опосредованную дискуссию. Но по итогам голосования она окажется в аутсайдерах.
При этом все будет выглядеть очень даже пристойно. Предвыборные препоны убрали? Убрали. К выборам допустили? Допустили. А все остальное - уже воля избирателей. Ну, не смогли вы, ребята, их обольстить. Так что, извиняйте и будьте здоровы до следующего раза.
Версия вторая, почти фантастическая, но тем не менее. Допустим, кое-кто в "акординских" коридорах пришел к пониманию того, что пора бы запустить в парламент с десяток реальных оппонентов действующей власти. Тем самым были бы решены две очень важные с точки зрения выживаемости режима вещи.
Во-первых, эта оппонирующая группа могла бы сыграть роль волнореза, чтобы сбить градус общественного недовольства, нарастание которого становится все более ощутимым. Одновременно, и это уже во-вторых, такой сценарий способствовал бы улучшению имиджа Казахстана в глазах цивилизованного мирового сообщества.
Возможно, кто-то посмеется над нашим посылом, но, как нам думается, ОСДП в ее сегодняшнем состоянии почти идеально подходит для выполнения роли парламентской оппозиции. Руководство партии состоит сплошь из возрастных и консервативных людей, как свои пять пальцев знающих все правила аппаратных и подковерных игр. Значит, с ними можно будет найти общий язык по самым "горячим" вопросам.
К тому же в партию не попали горлопаны типа Шаханова и К, которые в стремлении заработать очки могли бы слишком увлечься национал-популистской риторикой.
И еще один момент. Иметь в качестве официальной парламентской оппозиции партию, в названии которой присутствует словосочетание "социал-демократическая", - просто удача, которая так и прет в руки "акордын­ских" политтехнологов. Если, конечно, у них хватит понимания того, что не воспользоваться таким шансом было бы по меньшей мере неумно.
А пока ОСДП - партия №5 в избирательных бюллетенях ЦИКа. Какой она станет по окончании выборов, зависит от выбора избирателей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий