воскресенье, 14 февраля 2016 г.

Сто дней Данияра Акишева во главе Нацбанка

Назначенный в начале ноября председателем Национального банка Данияр Акишев, как и его предшественник Кайрат Келимбетов, не обещает «негативных сценариев» для тенге. Но пока национальная валюта больше падает, чем укрепляется.

Свою деятельность на посту председателя Национального банка Данияр Акишев начал с проведения пресс-конференций и раздачи интервью на местных телеканалах. Случилось это на пике очередного кризиса тенге, который за последние полгода в итоге подешевел в два раза по отношению к доллару и был назван одной из наихудших валют мира. Некоторые местные сайты сейчас собирают для Акишева вопросы и обещают 12 февраля предоставить всем читателем ответы на них.
Пользователей интересуют всё те же вопросы с начала девальваций в Казахстане: «Почему курс тенге ниже украинской гривны» и «Когда закончатся качели с курсом тенге?». На эти вопросы у Астаны однозначных ответов нет.
ОПТИМИЗМ АКИШЕВА
40-летний алматинец Данияр Акишев, до того как занять пост председателя Национального банка, работал заведующим отделом социально-экономического мониторинга администрации президента Казахстана. В его послужном списке значатся должности: ведущий экономист Центрально-Азиатской фондовой биржи, заместитель председателя Нацбанка, помощника президента Нурсултана Назарбаева, а также работа в департаменте исследований и статистики Нацбанка, совете директоров «Казахстанского актуарного центра».
Председатель Национального банка Казахстана Данияр Акишев на пресс-конференции в Алматы. 22 декабря 2015 года.Председатель Национального банка Казахстана Данияр Акишев на пресс-конференции в Алматы. 22 декабря 2015 года.
Акишев на отлично окончил Казахскую государственную академию управления по специальности «экономист», со специализацией «организация банковского дела».
Директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов пишет о якобы возможном конфликте между Акишевым и его предшественником Кайратом Келимбетовым, а также предлагает задуматься о профессионализме первого, когда курс тенге по отношению к доллару резко меняется за один день.
«Еще одним моментом является то, что это пятипроцентное изменение за день «не противоречит цели Национального банка по достижению стабильности цен». Судя по всему, позиция тех, кто ратовал за резкую девальвацию, но при этом отрицал рост цен как последствие девальвации, воспринимается Нацбанком как логичная позиция. Если такая же позиция сохранится при последующем ослаблении тенге, тогда встанет вопрос о профессиональном уровне нового руководства Нацбанка», — приводит слова Олжаса Худайбергенова сайт lsm.kz.
По его словам, прежнее руководство Нацбанка тоже зачастую справедливо критиковалось за непризнание негативных последствий ослабления тенге, но такая практика продолжилась и «не способствует восстановлению доверия населения к политике Национального банка».
«В целом, необходимо исключать подобное, так как это создает прецедент, когда каждый следующий руководитель будет отыгрываться на предшественнике, способствуя снижению качества управления», — цитирует Олжаса Худайбергенова сайт lsm.kz.
ПРИЗЫВ К ДЕДОЛЛАРИЗАЦИИ
На одной их последних пресс-конференций в Алматы председатель Нацбанка Акишев заявил, что «большинство негативных сценариев с точки зрения платежного баланса Казахстана уже реализовалось». На подобном мероприятии в Шымкенте он призвал жителей Казахстана «прекратить бегать по обменникам и привыкать хранить деньги в национальной валюте».

Подобный призыв звучал и из уст президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на съезде правящей партии «Нур Отан» в январе: гражданам надо «жить на тенге и остановиться, как йоги глубокий вздох сделать, и забыть о долларе».
Бывший председатель Национального банка Кайрат Келимбетов на этом посту продержался два года. С его уходом местные СМИ запестрили сообщениями, что «при нем казахстанцы пережили самое ощутимое в истории падение курса нацвалюты» и что «разовая девальвация — это его профессиональная ошибка».
В июне 2014 года Кайрат Келимбетов заявлял, что тенге стабилен и никаких оснований и поводов у населения беспокоиться об обменном курсе нет.
«Понятно, что никакой девальвации не будет и всё это слухи... в Казахстане стараниями валютных спекулянтов слухи о возможной девальвации возникают в среднем 13 раз в год», — говорил Келимбетов.
Но позже, когда произошла девальвация тенге, Келимбетов заговорил, «что в Казахстане не социализм и это рыночное решение, от которого всех защитить невозможно».
Кайрат Келимбетов в бытность председателем Национального банка Казахстана. Алматы, 11 февраля 2014 года.Кайрат Келимбетов в бытность председателем Национального банка Казахстана. Алматы, 11 февраля 2014 года.
Позже он еще заявлял, что курс в 277 тенге — «это, наверно, и есть тот равновесный курс, который казахстанской экономике нужен, а в течение шести — двенадцати месяцев любая экономика приспосабливается к новому курсу, к новому режиму денежно-кредитной политики». Но население Казахстана тогда еще не знало, что его ждет в январе этого года дальнейшее ощутимое падение тенге.
В прошлом году журналисты в кулуарах много спрашивали Келимбетова о курсе доллара и о падении национальной валюты. Он отвечал на все вопросы, в частности, говорил и о том, что Казахстан никогда не откажется от доллара, который для страны является резервной валютой.
ТЕНГЕ В «СВОБОДНОМ ПЛАВАНИИ»
5 ноября, уже при новом председателе Нацбанка Данияре Акишеве, курс тенге установил новый антирекорд, упав на бирже почти до 300 тенге. За сутки доллар стал дороже на 14 тенге.
В августе прошлого года Национальный банк отправил тенге в «свободное плавание». После достижения курса за доллар в 240–250 тенге объем торгов на KASE сильно упал, до нескольких миллионов тенге в день, но, несмотря на это, курс тенге начал быстро падать, дойдя до 285.
Женщина проходит рядом с пунктом обмена валют, на табло курсов которого нет данных. Астана, сентябрь 2015 года.Женщина проходит рядом с пунктом обмена валют, на табло курсов которого нет данных. Астана, сентябрь 2015 года.
Потом уже в октябре 2015 года Нацбанк принял решение продавать валюту Нацфонда напрямую рынку, «чтобы исключить ошибочные толкования, что якобы деньги Нацфонда тратятся с целью поддержания курса — на самом деле они тратятся в рамках трансферта из Нацфонда в бюджет или госкомпаниям».
В среду, 10 февраля, Национальный банк распространил сообщение, что тенге «в реальном выражении ослаб на 29,9 процента» в прошлом году по отношению к доллару. В этот же день средневзвешенный курс доллара к национальной валюте, по итогам утренних торгов на валютной бирже, составил 363,58 тенге и увеличился на 3,19 тенге по сравнению с предыдущим днем. Однако в этот же день год назад один доллар в Казахстане покупали за 185 тенге.
Как заявляют в правительстве, тенге остается под давлением цен на нефть, которые в январе этого года упали ниже 31 доллара за баррель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий