Когда весовщица пишет законы и пеняет президенту страны, как приструнить граждан, не понимающих, по ее мнению, всю значимость кыргызского языка, случается казус. И правовой в том числе...
Депутаты парламента одобрили в третьем чтении поправки в Закон «О государственном языке» и Кодекс об административной ответственности. Решение принято 25 апреля на пленарном заседании.
Инициатором изменений в действующем законодательстве стала член фракции «Республика», в прошлом весовщица на ткацкой фабрике Урмат Аманбаева. Она и раньше неоднократно использовала депутатскую трибуну, чтобы призвать своих сторонников встать на защиту лингвистической нормы. И даже требовала, чтобы все претендующие на замещение вакансий государственной службы сдавали экзамен. Риторика автора законодательной инициативы вызывает недоумение - как будто в стране есть те, кто выступает против развития госязыка.
Тем более и коллеги удовлетворили республиканку, и закон принят. Урмат Аманбаевой пить бы шампанское, но вряд ли президент страны подпишет документ в таком виде. Слишком много в нем сырости и даже противоречий.
Кнут для нетитульных
Парламентарии с подачи Урмат Аманбаевой расширили список государственных чиновников, для которых знание кыргызского языка отныне обязательно. В него входят президент страны, премьер-министр, спикер Жогорку Кенеша, председатели Конституционной палаты и Верховного суда, главы министерств и госкомитетов, а также их заместители, статс-секретари, полномочные представители правительства в регионах, мэры и акимы (все руководители местных органов власти).
Нарушителей закона ждут штрафные санкции. Для физических лиц размер штрафа составляет от 1 до 2 тысяч сомов, для чиновников - от 5 до 10 тысяч, для юридических лиц - от 20 до 50 тысяч сомов.
Сама Урмат Аманбаева сейчас раздает интервью и поясняет, как будут применяться штрафы. Например, они не коснутся русскоязычного населения. Член партии бывшего премьер-министра Омурбека Бабанова обижается на прессу и заявляет, что ее благие помыслы намеренно искажают.
«Это неправильно. С самого начала отдельные силы извращали смысл закона, что и породило споры в обществе. Искажения испугали людей», - рассказала журналистам Урмат Аманбаева.
По ее словам, ее оппоненты даже «распространили невозможную ложь, что тех, кто говорит на русском языке, будут задерживать и заставят выплачивать штраф». Депутатка обещает, что ловить никого не будут и заставлять платить штрафы - тоже. И поясняет, что обновленный закон предусматривает денежные наказания только для... рекламодателей, которые нарушат закон.
А если так, то возникает вопрос: что же подразумевается в документе под формулировкой «физические лица», для которых также определены размеры санкций?
Тем временем Урмат Аманбаева продолжает разжевывать свои труды: оказывается, не будут облагаться штрафом и претенденты в чиновники. «Они же будут сдавать экзамен на знание кыргызского, если не сдадут, не будут приняты на работу», - пояснила она, очевидно подразумевая, что пинок из коридоров госслужбы и есть самое суровое наказание.
А для кого тогда, вообще, написан закон? Граждан, не знающих кыргызского, беспокоить не будут, чиновников и кандидатов в чиновники - тоже. Кого же тогда?
Плохая работа
Урмат Аманбаева и ее коллеги не сомневаются - президент страны закон подпишет. Если в аппарате главы государства есть грамотные юристы, а они там, к счастью, есть, то Алмазбек Атамбаев скорее всего вернет документ в Жогорку Кенеш - на доработку.
Как поясняли ИА «24.kg» в аппарате президента, Алмазбек Атамбаев безусловно приветствует депутатские устремления в деле развития кыргызского языка. «Закон необходим и очень важен для совершенствования развития государственного языка, однако в нем есть недоработки, в переданном на подпись главе государства документе есть также противоречия», - подчеркивают чиновники. Юристам только предстоит изучить законопроект, принятый в ЖК. Но очевидно, что они найдут массу недостатков. Урмат Аманбаева то ли торопилась, то ли самонадеянность подвела. Но законотворческая работа в продвижении главного вопроса ее жизни сделана на двойку.
Без лупы
Статья 35 Кодекса об административной ответственности в редакции республиканки гласит: «Нарушение физическими, должностными, а также юридическими лицами положений законодательства Кыргызской Республики о государственном языке или ненадлежащее его исполнение влечет наложение административного штрафа»...
«Понятия «нарушение» и «ненадлежащее исполнение» являются растяжимыми. Инициаторы не указали, о каких именно нарушениях идет речь. Ведь в процессе применения эти слова особо ретивыми националистами могут быть интерпретированы субъектами правоотношений по-разному», - полагают юристы. Они считают, что необходимо составить перечень конкретных административных правонарушений, за которые и будет налагаться штраф.
Урмат Аманбаева прошлась тяжелой поступью и по Конституции. «В Кыргызской Республике в качестве официального языка употребляется русский язык. Кыргызская Республика гарантирует представителям всех национальностей, образующих народ Кыргызстана, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития», - говорится в документе.
Что написала Урмат Аманбаева в своих поправках? Подчеркну, инициаторша подменила текст Основного закона и вносит в закон следующую формулировку: «Кыргызская Республика гарантирует представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, его изучение и развитие». Депутатка легко и, скорее всего, сознательно, в здравом уме и полной трезвости искажает главный закон страны, убирая из формулировки слова «создание условий» для изучения и развития родных языков граждан 80 национальностей, проживающих в республике, но не осчастливленных быть кыргызами в соответствии с пятой графой.
Статья 8
изложена Урмат Аманбаевой в следующем виде: «Президент Кыргызской Республики, торага Жогорку Кенеша, премьер-министр, председатель Верховного суда, председатель Конституционной палаты Верховного суда, члены правительства и их заместители, статс-секретари, руководители административных ведомств, государственных органов и органов местного самоуправления и их заместители обязаны владеть государственным языком - уметь читать, писать, излагать свои мысли и публично выступать на государственном языке. Также все они должны пройти экзамен на предмет знания государственного языка. Проведение экзамена по государственному языку реализуется уполномоченным государственным органом по государственному языку».
Почему юристы Жогорку Кенеша, помощники, консультанты и эксперты, работающие на Урмат Аманбаеву, не подсказали ей, что в таком изложении поправки противоречат пункту 2 статьи 16 Конституции КР? Он гласит: «Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств».
Почему Урмат Аманбаева не пишет в законе, что критерии знания или незнания кыргызского языка на данный момент вообще не определены? «В случае принятия этого законопроекта останутся ли на своих должностях действующие члены правительства, руководители местных администраций и МСУ, не владеющие государственным языком, или должны уйти со своих постов? Или им будет предоставлен определенный срок для изучения кыргызского? Ни слова об этом в поправках. И как реализовывать закон?» - справедливо вопрошают юристы.
Межрайонные вояжи
Урмат Аманбаева пишет в своем законе, что «...все они (претендующие на госслужбу) должны пройти экзамен на предмет знания государственного языка». А если кандидат в руководители района или сельской управы всю жизнь жил тут же или в родном регионе и говорит исключительно на кыргызском, зачем ему сдавать экзамен? Представляете, если хотелки депутатки воплотить в жизнь в том виде, в каком она поспешила их написать, то целая армия чиновников должна ехать в Бишкек или областные центры из самых далеких айылов, чтобы удовлетворить комплексы блюстителей языковой чистоты?! За чей счет? Естественно, за счет казны.
Русский можно растоптать
Жогорку Кенеш пятого созыва, безусловно, войдет в историю как рекордсмен по антиконституционным инициативам. А Урмат Аманбаева, несомненно, станет украшением этого антирейтинга.
Достаточно сказать, что она придумала, а ее не менее «умные» коллеги поддержали норму, предоставляющую право принятия экзамена «уполномоченным государственным органом по государственному языку». Между тем эта аманбаевская норма противоречит статьям Закона «Об официальном языке КР», который никто не отменял: «Статья 6. Законопроекты, внесенные субъектами законодательной инициативы, и заключения на них правительства Кыргызской Республики представляются на двух языках: государственном и официальном. Статья 7. Нормативные правовые акты принимаются на двух языках: государственном и официальном».
Членам Жогорку Кенеша уже пора разработать новый закон «О выбивании дури и спеси из собственных голов»...
Асель Оторбаева
URL: http://www.24.kg/parlament/149857-deputat-parlamenta-kyrgyzstana-napominaet-chto.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий