10 сентября завершился государственный визит председателя КНР в Узбекистан. Судя по всему, оба национальных лидера остались довольны встречей. На брифинге по итогам переговоров Си Цзинпин даже назвал Ислама Каримова «великим лидером» и «большим мудрецом», из уст которого он услышал «много умных мыслей».
Аналитики отмечают, как точно помощники председателя КНР, готовившие ему текст на брифинг, определили набор звуков, ласкающих слух президента Узбекистана и притупляющих его бдительность.
Что касается конкретики, то, по мнению специалистов, Си Цзинпин сделал еще один шаг к решению стратегической задачи – долгосрочного использования природных ресурсов Узбекистана для обеспечения нужд китайской экономики. В первую очередь, природного газа, экспорт которого в КНР Узбекистан в ущерб собственному производству и интересам собственного населения будет наращивать после завершения строительства четвертой нитки газопровода Туркменистан-Китай. 25 миллиардов кубометров в трубе будет туркменского газа и 5 миллиардов – узбекского. Как равноправный партнер, с которым можно работать на уровне создания высокотехнологичной продукции, Узбекистан Китаю не интересен. По крайней мере, в портфеле двусторонних соглашений таких проектов не просматривается.
Задача, которую ставил перед собой Ислам Каримов, считают аналитики, носила сугубо тактический характер – попытаться привлечь в страну китайские деньги на фоне практически полного инвестиционного штиля, который переживает сегодня Узбекистан. Именно этим обстоятельством объясняется личное сопровождение президентом Узбекистана высокого китайского гостя в Самарканд. Формально задачу решить удалось. Суммарная стоимость двусторонних соглашений составляет 15 миллиардов долларов США, однако, все 11 проектов – из перечня инвестиционной программы, разработанной в Узбекистане, а не в Китае. И практически все носят характер намерений.
К примеру, китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) изучит возможность участия разведке газовых месторождений на территории Узбекистана. Ранее на этом поприще подвизались корейская и малайзийская компании, но недавно обе прекратили работы в виду бесперспективности вложения капитала. Согласитесь, «изучить возможность» и конкретно заниматься разведкой полезных ископаемых – понятия совершенно разные.
Другое соглашение – о разработке принципов создания совместного предприятия между CNPC и «Узбекнефтегазом». Оно не новое, точно такое же было подписано год назад во время визита Ислама Каримова в КНР. Судя по тому, что его решили продублировать, реализация не продвинулась ни на шаг.
Если говорить о строительстве железнодорожного тоннеля под перевалом Камчик, который соединит Ферганскую долину с основной территорией Узбекистана, то пока непонятно, на каких условиях его будут китайцы прокладывать. То ли это будет китайский кредит, который сами китайцы и освоят, то ли деньги на реализацию проекта Узбекистан будет искать самостоятельно. И в том, и в другом случае – это не инвестиции, а долговые обязательства.
В целом сотрудничество КНР с Узбекистаном в общем пакете контактов Китая с бывшими среднеазиатскими республиками СССР особо не выделяется. Если объем двусторонней торговли Китая и Казахстана равен 26 миллиардам долларов в год и будет доведен до 40 миллиардов, то с Узбекистаном он в лучшем случае составит 5 миллиардов. Почти на порядок меньше. В отношениях с КНР Узбекистан по-прежнему сохранит статус «сырьевого придатка» и импортера готовой продукции, причем, не столько электровозов и самосвалов, сколько самого низкокачественного ширпотреба, коим уже завалены все узбекские рынки.
Михаил Барановский, специально для UzMetronom.com
Аналитики отмечают, как точно помощники председателя КНР, готовившие ему текст на брифинг, определили набор звуков, ласкающих слух президента Узбекистана и притупляющих его бдительность.
Что касается конкретики, то, по мнению специалистов, Си Цзинпин сделал еще один шаг к решению стратегической задачи – долгосрочного использования природных ресурсов Узбекистана для обеспечения нужд китайской экономики. В первую очередь, природного газа, экспорт которого в КНР Узбекистан в ущерб собственному производству и интересам собственного населения будет наращивать после завершения строительства четвертой нитки газопровода Туркменистан-Китай. 25 миллиардов кубометров в трубе будет туркменского газа и 5 миллиардов – узбекского. Как равноправный партнер, с которым можно работать на уровне создания высокотехнологичной продукции, Узбекистан Китаю не интересен. По крайней мере, в портфеле двусторонних соглашений таких проектов не просматривается.
Задача, которую ставил перед собой Ислам Каримов, считают аналитики, носила сугубо тактический характер – попытаться привлечь в страну китайские деньги на фоне практически полного инвестиционного штиля, который переживает сегодня Узбекистан. Именно этим обстоятельством объясняется личное сопровождение президентом Узбекистана высокого китайского гостя в Самарканд. Формально задачу решить удалось. Суммарная стоимость двусторонних соглашений составляет 15 миллиардов долларов США, однако, все 11 проектов – из перечня инвестиционной программы, разработанной в Узбекистане, а не в Китае. И практически все носят характер намерений.
К примеру, китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) изучит возможность участия разведке газовых месторождений на территории Узбекистана. Ранее на этом поприще подвизались корейская и малайзийская компании, но недавно обе прекратили работы в виду бесперспективности вложения капитала. Согласитесь, «изучить возможность» и конкретно заниматься разведкой полезных ископаемых – понятия совершенно разные.
Другое соглашение – о разработке принципов создания совместного предприятия между CNPC и «Узбекнефтегазом». Оно не новое, точно такое же было подписано год назад во время визита Ислама Каримова в КНР. Судя по тому, что его решили продублировать, реализация не продвинулась ни на шаг.
Если говорить о строительстве железнодорожного тоннеля под перевалом Камчик, который соединит Ферганскую долину с основной территорией Узбекистана, то пока непонятно, на каких условиях его будут китайцы прокладывать. То ли это будет китайский кредит, который сами китайцы и освоят, то ли деньги на реализацию проекта Узбекистан будет искать самостоятельно. И в том, и в другом случае – это не инвестиции, а долговые обязательства.
В целом сотрудничество КНР с Узбекистаном в общем пакете контактов Китая с бывшими среднеазиатскими республиками СССР особо не выделяется. Если объем двусторонней торговли Китая и Казахстана равен 26 миллиардам долларов в год и будет доведен до 40 миллиардов, то с Узбекистаном он в лучшем случае составит 5 миллиардов. Почти на порядок меньше. В отношениях с КНР Узбекистан по-прежнему сохранит статус «сырьевого придатка» и импортера готовой продукции, причем, не столько электровозов и самосвалов, сколько самого низкокачественного ширпотреба, коим уже завалены все узбекские рынки.
Михаил Барановский, специально для UzMetronom.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий