среда, 10 декабря 2014 г.

Кто за какими СМИ стоит в Казахстане?

Это раньше поэты были властителями дум, а писатели – инженерами душ. Нынче бал правят СМИ, в первую очередь телевидение и интернет-сайты. Поэтому так важно правильно оценивать, кто стоит за «массовыми информаторами». И не менее важно понимать – смогут ли они, если что, противостоять враждебной пропаганде.
Повнимательнее присмотреться к владельцам медиарынка Казахстана "Газету новостей" заставила новость о российском проекте Sputnik. Это новое СМИ, запущенное международным информагентством «Россия сегодня», полностью ориентировано на зарубежную аудиторию.
Сайт Sputniknews и сеть радиостанций планируют вещать на 30 языках для 34 стран мира, в том числе на Казахстан, причем на казахском языке. Вряд ли это делается из благотворительных целей. Руководству России, как никогда, нужны сторонники, разделяющие его ценности и приоритеты. Ну а в Казахстане-то что сегодня на медиарынке имеют?
«Булатная» империя
Первым в ряду с учетом последних информскандалов мы поставили Арманжана Байтасова, владельца ТРК «Тан», - не как самого влиятельного, но как самого активного, особенно в последнее время. Правда, говорят, что г-нБайтасов фигура далеко не самостоятельная, за ним обычно видят тень Булата Утемуратова.
Если верить кулуарным разговорам, Булат Джамитович располагает солидным арсеналом: помимо телеканала «Тан» в список входят бизнес-глянец «Форбс» и одноименный веб-сайт, газета «Мегаполис» и «31 канал».
Генеральный директор группы компаний «Верный Капитал» Ерлан Оспанов на недавнем «Медиакурултае» обмолвился, что их компания является давним инвестиционным партером ТРК «31 канал». А, как известно, «Верный Капитал» контролируется опять же Булатом Утемуратовым. Ну а насчет «Мегаполиса» доказательств не требуется - редакция этой газеты расположена в одном офисе с «31 каналом».
Кстати, с нового года запускается еще и медиапортал на базе газеты «Мегаполис». Об этом рассказал журналист газеты Сергей Туник в своем интервью Казахстанскому пресс-клубу. Таким образом, у Булата Утемуратова будет полный современный пакет медиаресурсов. Как он его сможет использовать - другой вопрос. Например, «31 канал» частично принадлежит российской телекомпании СТС...
Первая леди «Первого канала»
Помериться с Утемуратовым медиаресурсами может вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева. Даже после официальной продажи телеканала «Хабар», перешедшего в один ряд с такими государственными СМИ, как «Казахстанская правда», «Егемен Казахстан» и ТРК «Казахстан», у Дариги Нурсултановны остались под контролем и телекомпании, и радиостанции, и газеты, и интернет-ресурсы. Да и в офисе «Хабара», говорят, кабинет так и остался за его бывшей патронессой.
Согласно исследованию агентства TNS Gallup Media Asia, телевизор смотрят 80% казахстанцев, и чаще всего это «Первый канал Евразия» и КТК. Заметим, что оба эти канала остаются под покровительством депутата Назарбаевой. Ей же молва приписывает газету «Караван», радиостанции «Русское радио - Азия», «Европа плюс», «Радио «Ретро», «Хит FM», а также информационное агентство «Казахстан Тудей».
Несмотря на такой солидный багаж, сложно сказать, сможет ли Дарига Нурсултановна мобилизовать его для защиты информационного пространства нашего отечества. Ведь «Первый канал Евразия» не просто пророссийский по содержанию, но и на 20% российский по принадлежности. Все перечисленные радиостанции изначально российские.
Оригинальным контентом (причем временами довольно крамольным) может похвастать только новый медиапортал 365info, также приписываемый Дариге Назарбаевой. Начал он свою работу с громкого скандала: отправленный в Украину корреспондент был задержан. Если это было сделано для раскрутки ресурса, то идея оказалась удачной. Однако показателем редакционной политики этот случай не стал.
Медиаимперия может очень пригодиться, если у ее покровителя далеко идущие политические намерения. Впрочем, в истории четы Алиев - Назарбаева уже был такой пиковый момент, однако медиахолдинг не спас.
Дважды рулевой
Крупный медийный блок приписывают еще одному тяжеловесу казахстанского олимпа, который, как утверждают эксперты, наряду с Даригой Назарбаевой претендует на статус преемника. Речь о дважды премьер-министре Кариме Масимове.
Кариму Кажимкановичу приписывают телеканалы «Астана» и «7 канал», мультимедийные интернет-ресурсы«Тенгриньюс» и «Радиоточка». Эти новые СМИ хорошо оснащены технически и кадрово, а доступ к информации имеют такой, что не снился обычному журналисту.
Однако, несмотря на огромный потенциал, острые темы, особенно идущие в разрез с государственной политикой, на этих ресурсах достаточно редки. Учитывая разговоры о том, что в России именно Карима Масимова рассматривают в качестве второго президента Казахстана, ожидать, что он «укусит» кормящую руку, не приходится.
Кто остался за кадром
Когда-то одна из крупных финансово-промышленных групп во главе с Нуржаном Субханбердиным сегодня если и имеет свой «джентльменский набор», то не такой солидный, как у трех предыдущих «владельцев газет и пароходов».
Как говорят, глава «Казкоммерцбанка» сейчас работает в тесном контакте с акимом южной столицы Ахметжаном Есимовым, а у того СМИ негусто. «Вечерний Алматы» мы в расчет не берем, но кроме этой газеты градоначальник, говорят, контролирует городские телеканалы СТВ и «Алматы». К сфере его влияния относят также сайт «Vласть.kz», которому, правда, до большого влияния на массы пока далеко.
Когда-то поговаривали, что «коренной» «евразийской тройки» Александр Машкевич мечтал обзавестись своим телеканалом, но, видимо, это ему так это не удалось. Бизнесмен явно занят совсем другими делами, и информационное поле Казахстана мало его волнует, а приписываемая ему газета «Экспресс-К» большим спросом не пользуется.
Есть еще и другие имена и СМИ, но мы о них говорить пока не готовы. Может быть наши читатели помогут нам с расстановкой всех точек над «i»?

Комментариев нет:

Отправить комментарий