Экономист Тимур Исаев: «Утвержденный правительством план противодействия теневой экономике должен вернуть в легальный оборот 1,1 трлн тенге. В роли главных теневиков государство видит не коррумпированных чиновников и связанный с ними бизнес, а крестьян, частных перевозчиков и квартиросдатчиков»
Прозрачность в мутной воде
Любопытно, что правительство считает уровень теневой экономики весьма умеренным – 19%, что хуже, чем в наиболее развитых странах, но лучше, чем в государствах Восточной и Южной Европы, не говоря уже о развивающихся государствах Азии и Латинской Америки. Причем уровень теневой экономики в Казахстане, по оценкам правительства, не только не растет, но даже постепенно сокращается. Так, еще в 2005 году он составлял 20%.
Стоит ли доверять данным о сравнительно благостной картине уровня теневой экономики? Не более, чем прочим официальным статданным. Ведь, анализируя причины теневой экономики, авторы плана противоречат сами себе. В качестве предпосылок теневого сектора они называют рост безработицы, бедности, социального неравенства. Однако по официальном статистике всё как раз наоборот: у нас снижается и бедность, и безработица, и неравенство, которые уже превзошли показатели самых развитых западных стран.
В общем, правительство своей привычкой приукрашивать статистику само себя загнало угол и теперь просто не в состоянии показать достоверную картину происходящего. А как бороться с теневой экономикой, когда не знаешь ее реальный уровень?
Ранее представитель Агентства финансовой полиции Ж. Элиманов отмечал, что уровень теневой экономики в отдельных отраслях достигает 50%. И эта цифра гораздо ближе к действительности, нежели 19%. Впрочем, государство и само признает эту проблему, предлагая изменить методику учета теневой экономики. Ведь сейчас она учитывает только скрытую и неформальную экономику, не принимая во внимание незаконный сектор (проституция, наркоторговля, подделка товаров, браконьерство, контрабанда, производство продукции без соответствующих разрешений).
Между тем, во многих развитых странах обороты в таких видах деятельности давно уже учитывают не только в оценке теневой экономики, но и официального ВВП. Великобритания приняла решение, что ВВП в нынешнем году будет подсчитан с учетом проституции и наркоторговли, которые могут добавить к размеру экономики порядка 10 млрд фунтов.
В Казахстане обороты, конечно, поскромнее, и достоверных оценок их масштаба нет, но менять способы измерения теневой экономики всё равно нужно. Это позволить правильнее понять не только ее истинную величину, но и настоящую структуру.
Мир гипермаркетам, война рынкам
Сейчас структура теневого сектора весьма примечательна - лидирует торговля (на нее приходится22,9%), а вслед за ним идет …сельское хозяйство (15,6%). Среди наиболее непрозрачных отраслей также транспорт (14,1%) и операции с недвижимым имуществом (12%). Соответственно, главные удары будут наноситься именно здесь.
В торговле главной мишенью станут рынки, названные ключевым источником теневого оборота. В этой сфере очень высок уровень неформальной занятости, неучтенных платежей и сокрытия реальных доходов. Предлагается принять некие меры «по поэтапному переводу торговых рынков на современный формат». На практике это означает не что иное, как их закрытие. Тогда как строительство магазинов и торговых домов, напротив, будет стимулироваться. Вплоть до того, чтобы для крупных объектов торговли - как приоритетных видов деятельности - предоставлять инвестиционные преференции. А более мелким объектам предлагается оказывать поддержку через программу «Дорожная карта бизнеса 2020». Мало того, строить торговые предприятия будут и при помощи механизма государственно-частного партнерства. По подсчетам, к 2020это позволит ввести5,37 млн кв. м торговых площадей современного формата.
Ранее все меры господдержки были направлены на производственную сферу. Их применение к торговле выглядит, без преувеличения, сенсационным. И показывает, насколько решительно настроена власть в борьбе с рынками и исключением их из экономической жизни.
Также это свидетельствует о том, что сектор «магазинной торговли» исчерпал возможности дальнейшего роста и привлечения покупателей. Поэтому его лоббисты решили пойти проторенной дорогой административного давления. Если гипермаркеты не смогли отучить казахстанцев покупать на базарах и барахолках, то это придется делать руками государства.
Несоответствие такого подхода принципам свободной конкурентной экономики совершенно очевидно. Так же, как неочевидна его эффективность с точки зрения сокращения теневой экономики. Теоретически доля нелегального оборота в супермаркетах ниже, чем на базарах. Но кто проверял это на практике? Сам по себе перевод торговых потоков с базарных прилавков на магазинные витрины вовсе не будет означать переход из «света в тень». Уже сейчас в магазинах и супермаркетах процветают все нарушения, свойственные базарам: от нелегального трудоустройства до неучтенных оборотов.
Тени исчезают в поле
Объявленное вторым крупнейшим «теневиком» сельское хозяйство получило такой статус из-за неформального производства в личных подворьях. Вот где, оказывается, следует искать корни нелегального оборота! Не в кабинетах коррумпированных чиновников, а в сараях и огородах. По подсчетам правительства, животноводством в личных подсобных хозяйствах занимается 2,1 млн человек – четверть всего экономически активного населения. Из них 70% - самозанятые.
Какие же меры предлагаются в борьбе с теневой экономикой? Во-первых, усиление учета поголовья животных. Во-вторых, так называемая «формализация» населения, занятого в сельском хозяйстве. Проще говоря, всех крестьян будут заставлять оформляться либо как индивидуальных предпринимателей, либо как членов кооперативов, либо как наемных работников. Суть проблемы это не решит, зато на бумаге ситуация тут же улучшится, поскольку сократится число самозанятых и снизятся показатели теневой экономики.
В-третьих, так же, как и в торговле, ставка будет делаться на вытеснение «неорганизованных форм бизнеса». Личные подворья будут заменяться крупными хозяйствами, которые получат государственную поддержку. Но понятно, что крупные сферы не смогут предоставить столько рабочих мест, чтобы хватило на всех сельчан. А стало быть, это спровоцирует рост сельской безработицы, миграции в города и, как следствие, благоприятные условия для теневой экономики.
Более разумная альтернатива заключается в том, чтобы не изничтожать личные подворья, а, напротив, всемерно помогать им. Государство должно не посылать контролеров пересчитывать каждую овцу и курицу, а создавать нормальную инфраструктуру закупа продукции, снабжения кормами.
Однако лобби крупных агропредприятий, которые хотят получить доступ к госсредствам, сильнее этих очевидных аргументов.
«Бомбил» разбомбят
В транспортной сфере работает почти 150 тыс. самозанятых, которые на личных автомобилях перевозят грузы и пассажиров. Соответственно, меры против теневой экономики в этой сфере включат ужесточение контроля за перевозчиками. Хотя, затевая борьбу с частниками, государство не может навести порядок даже на государственной железной дороге. Какой бы жесткий контроль ни провозглашался, объемы нелегальных перевозок пассажиров не снижается.
Еще один «рассадник теневой экономики» - операции с недвижимым имуществом. За этим официальным названием стоит банальная сдача квартир в аренду. Поэтому предлагается ужесточить ответственность граждан, которые не встают на учет в налоговых органах и не платят налоги. Также повсеместно будут требоваться договоры на сдачу жилья.
В промышленности борцы с теневой экономикой обратили внимание почему-то лишь на одну сферу – оборот нефти и нефтепродуктов. Помимо чисто криминальных схем, связанных с воровством нефти из трубопроводов и с месторождений, теневой оборот формируется за счет ее легализации через цепочки посредников. Также применяются схемы уклонения от уплаты налогов путем вывоза нефти под видом нефтепродуктов. Это, по экспертным оценкам, позволяет «экономить» $150-200 с тонны. Выход видится в том, чтобы уравнять размер пошлины на нефть и нефтепродукты.
Терминалом - по безналу
Помимо атак на теневиков в отдельных отраслях, планируются и «ковровые бомбардировки» - то бишь общесистемные меры. Среди них - борьба с наличными расчетами, которые названы - ни много ни мало! - причиной возникновения «теневой» активности во всем мире.
Как известно, рынок платежных карточек расширяется у нас административным методом. После того, как с прошлого года даже индивидуальных предпринимателей в отдельных сферах обязали устанавливать POS-терминалы, количество транзакций подскочило на 15%. Однако это мало, полагает правительство: терминалы должны быть во всех без исключения сферах обслуживания и торговли. Также оно предлагает законодательно ограничить наличные платежи, установить лимит на снятие наличных денег с банковских счетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так что в ближайшие годы нас ждет новая волна вытеснения наличности административным способом.
Для борьбы с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей государство намерено, в первую очередь, взяться за самую больную тему – НДС. Чтобы разобраться с нарушениями при его возврате, предлагается ввести специальные НДС-счета, применение электронных счетов-фактур всеми плательщиками НДС, а также ужесточить требования при постановке на учет по НДС. Ведь сейчас фирмы с уставным капиталом в несколько десятков тысяч тенге могут получать в зачет НДС на десятки миллиардов.
Создание НДС-счетов может значительно помочь в части прозрачности и учета. В то же время у этой меры есть и жирный минус – она выводит из оборота большие суммы средств. Компаниям фактически придется их замораживать, постоянно держать на счете своего рода залог.
Также предлагается постепенно перевести всех индивидуальных предпринимателей в сфере торговли со специального налогового режима по патенту на упрощенную декларацию с обязательным применением контрольно-кассовых машин или POS-терминалов. Что также вряд ли обрадует предпринимателей.
За коррупционеров ответят крестьяне
В плане затрагиваются и по-настоящему серьезные сферы. Во-первых, это неэффективная система планирования и управления государственными финансами. Авторы плана поставили диагноз такой хронической болезни, как искусственное удорожание проектов. Причем они не постеснялись назвать вещи своими именами: «Невозможность проверки достоверности предоставляемых прайсов и цен, включаемых в бюджетную заявку, позволяет предусмотреть суммы «откатов» на стадии планирования бюджета». И даже привели пример: «Закуп компьютерной техники определенной модели, мебели, приобретение или аренда помещений осуществляются каждым ведомством по разным, заведомо завышенным ценам, что создает условия для отмывания денег». При этом никто не несет ответственность за необоснованное планирование госрасходов и завышение стоимости инвестиционных проектов. Помимо этого, указана и другая ключевая, с точки зерня нелегального оборота, сфера – госзакупки.
Несмотря на это, никаких конкретных мер относительно планирования госрасходов и осуществления госзакупок в плане не предлагается. Его авторы как бы показали, что они в курсе проблемы, но от ее решения предпочли уйти. А это перечеркивает весь смысл борьбы с теневой экономикой. Вместо того, чтобы заняться ее основой, все сводится к борьбе с базарами, личными подворьями, таксистами и квартиросдатчиками.
Все усилия государства будут направлены на неформальный сектор. Хотя он совсем не тождественен теневой экономике. Это явление больше социальное, нежели экономическое. Неформальная занятость в личных подворьях – это не криминальный бизнес, а просто способ выживания людей. Борьба с неформальным сектором больше похожа не на искоренение теневой экономики, а на отвоевание нового рыночного пространства у мелкого предпринимательства для более для крупных игроков. В то время как истинные двигатели теневой экономики - госзакупки и бюджетные проекты – останутся неприкасаемой зоной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий