понедельник, 9 июня 2014 г.

Без вины убитый

В центре Душанбе 30 мая в результате поножовщины среди старшеклассников общеобразовательных школ столицы скончался 17-летний Бурхониддин Зарипов.
По данному факту возбуждено уголовное дело за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, приведшее к смерти и хулиганство. В настоящее время задержаны несколько учащихся различных школ, все они находятся в спецшколе. Основной обвиняемый в убийстве 17-летний Бободжон Хомидов дал признательные показания и находится под стражей.
ДАННЫЙ инцидент вызвал бурную дискуссию среди общественности, которая отмечает, что в последнее время почему-то именно среди молодежи стало модно решать свои проблемы при помощи ножа. Одни обвиняли родителей в безответственности, другие администрацию школ в некомпетентности.
По данным УМВД столицы, с начала текущего года в Душанбе было зарегистрировано 11 фактов драк среди несовершеннолетних, в трех случаях – с применением ножей, и последний случай закончился смертью школьника.
Школа
ШКОЛА №66. Небольшое двухэтажное здание с тесными и шумными коридорами. Директор Курбонгул Толибова просит женщину около 50 лет следить за своим ребенком, чтобы он больше не переступал порог школы, поскольку он не является учеником этого заведения.
- Да, он сказал, что пришел навестить друга, но прошу проводить подобные встречи вне школы. Сейчас эта тема стала особо острой после последней поножовщины, о которой знают все. Мне не нужны новые проблемы. Я даже не знаю, как он вошел на территорию школы, - задается вопросом директор, указывая на недалеко стоящих двух охранников.
По ее словам, последние два года, с момента ее назначения директором школы здесь начали работать охранники. Уже в своем кабинете, где к телевизору подключена камера внешнего видеонаблюдения, директор с неохотой начала рассказывать о том злосчастном дне.
Инцидент, по ее словам, произошел 30 мая после шести вечера, но об этом администрация школы узнала только на утро следующего дня. Версий, отмечает директор, много: каждый рассказывает свою. По некоторым данным, в разборке участвовали не только учащиеся из школ №№ 66 и 54, но и из президентского и турецкого лицеев.
- В 6 утра мне позвонил классный руководитель 11В Дододжон Шарипов, который попросил как можно скорее прийти в школу, поскольку произошло что-то страшно. Я примчалась. Рядом с ним стояли еще несколько его учеников. Оказывается, мальчики узнали о случившемся еще ночью 30 мая. Мы помчались домой к их однокласснику Бурхониддину Зарипову и до последнего надеялись, что умер не он. Ведь никто не знал до конца точно, кто именно был ранен в тот вечер. К сожалению, когда мы пришли, дверь была заперта, а соседи сказали, что тело Бурхониддина увезли в Вахдат, в кишлак Симиганч…
По словам К. Толибовой, руководство всех школ в лицо знают два типа учащихся: прежде всего двоечников и хулиганов, и только потом отличников и воспитанных.
- Бурхониддин не был отличником, получал четверки, изредка и тройки, но он отличался от всех своей воспитанностью. Вот вы верите, что даже хорошие качества человека могут свести его в могилу? Его свели. Ведь он никогда не отказывался в помощи друзьям. И в тот вечер он не отказался помочь своему однокласснику Аъзаму, который в соцсети «Одноклассники» поругался с мальчиком из школы №54 и вызвался на разборку. И так как оказывается Бурхониддин знал старшего брата мальчика данной школы, Аъзам попросил пойти с ним и разрулить ситуацию по знакомству. Но все завершилось иначе…
По словам Курбонгул Толибова, Аъзам входил в число 70 трудновоспитуемых учащихся школы, и даже был в учете ОМВД столичного района Сино. В целом в школе №66 учатся более 2 тыс. детей.
- На этих фотографиях вы сможете увидеть наши профилактические мероприятия, которые мы часто совместно с сотрудниками МВД проводим в школе, - вытаскивает она из-под своего стола несколько протоколов и альбомов. – Особенно такие встречи с сотрудниками МВД проводились с учениками 11-х классов. А вот это тетради беседы завуча по воспитательной части школы с трудновоспитуемыми детьми, - протягивает она стопку тетрадей, на обложке каждой из которых зафиксированы имена трудновоспитуемых детей.
Судя по тетрадям, больше всего беседу завуч по воспитательной части проводила с Аъзамом, прямо каждые 5-6 дней. На вопрос в чем проблема этого ученика, что так часто именно с ним проводились беседы, ответ был коротким: Он невоспитанный и агрессивный.
- Согласитесь, ребенок не рождается агрессивным и невоспитанным.
- Да, вы правы. Мне кажется, в случае Аъзама это связанно с тем, что его родители в разводе, и у его матери нет на ребенка времени - она работает уборщицей в одном заведении. Ну, вы представьте, 18 часов вне школы ребенок сам по себе…
Воспитание начинается с семьи
- ВСЕ же в наше время все было иначе: были разные интересные кружки, дети были заняты, родители были ответственными, - вспоминает с тоской учитель с 30-летним стажем работы, отличник образования Дододжон Шарипов. – Руководителем данного класса я являюсь последние два года. Раньше жил и работал в Айнинском районе. Переехал в Душанбе к внуку, скучал. Многие мои знакомые, зная о моей малооплачиваемой работе, предлагали заняться чем-то другим – торговлей. Но я создан только для того, чтобы быть с детьми, другое не могу.
Д. Шарипов не разрешил фотографировать его, объяснив это тем, что мечтал попасть на газетные страницы по доброму событию, а не по горестному.
- Я же себя полностью посветил этому классу. Они у меня самые умные и самые активные в школе. Нас сглазили, - уверенно сказал учитель. - Даже Аъзам в последний год начал немного учиться лучше, хотя поведение его так и оставалось неисправимым.
Вспоминая о Бурхониддине, он, протирая слезы на глазах, говорит, что этого ученика погубило его доброе сердце, а Аъзама его агрессивность.
- Он был очень неуравновешенным. Думаю, это связанно с его нелегкой жизнью: вырос он без отца, в экономическом плане семья находилась в очень сложном положении, он сам после школы подрабатывал. Я, конечно, понимаю, что для его матери очень сложно быть и мужчиной и женщиной одновременно, но на ребенка обязательно надо находить время. Она ведь в последний раз участвовала на родительском собрании больше года назад. А когда я ей говорил, что Аъзам нарушает внутренние распорядки школы, она недовольно заявляла «Ну неужели во всей школе вы видите только моего сына?». Несколько раз учителя ходили к ней на работу, чтобы поговорить о ее сына, но она каждый раз избегала их. Но ведь она не единственная в Таджикистане мать, которая осталась с жизненными проблемами наедине. Вот эта красивая и очень умная девочка тоже выросла без отца, - показывает он на сидящую за первой партой девушку и просит у нее прощение за то, что сейчас он вспомнил именно о ней. – Мать одна вырастила ее и очень хорошо воспитала пятерых детей.  
По его словам, практика показывает, что школа бессильна в воспитании ребенка без участия его родителей.
Закон об ответственности родителей нужно менять
ЭКСПЕРТ Гульчехра Рахманова, которая работает с детьми, состоящими в конфликте с законом, уверена, что принятый в 2010 году Закон РТ «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей» должен быть изменен, поскольку в его разработке вовсе не исходили из интересов ребенка.
- К сожалению, в Таджикистане очень слабо развита организация занятости детей образовательными и другими видами мероприятий. Детям, как со стороны родителей, так и со стороны школ очень мало уделяется времени. Опять-таки если возвращаться к советскому периоду, организовывались разные кружки, тот же дом пионеров, совет школ…. К сожалению, в школах сейчас детей никто не слышит. Их только подавляют, проводя разные образовательные встречи и тренинги, когда к ним приходят и говорят, что если ты ударишь кого-нибудь, например, ножом, тебе грозит следующее. Но детям нужен совершенно иной подход: нужен социально-адаптационный подход, который исходит из определенной идеологии. Детям нужно верить во что-то, и стремиться к чему-то. Однако сегодня дети только мечтают окончить школу, и уехать в Российскую Федерацию. И если поговорить с ними, можно понять, что у многих нет цели в жизни.
Рахманова уверена, что в воспитании детей необходимо активное участие общества. – По делу о смерти Бурхониддина Зарипова, я слышала, что школьники обсуждали бурно предстоящую драку в маршрутке, когда добирались до места происшествия. Они намеренно ездили учинить драку, однако никто не среагировал на это. Общественность должна быть вовлечена в процесс воспитания ребенка. Услышали или увидели, позвоните в соответствующий орган и предупредите.
Она уверена, что Закон РТ «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей» не работает вообще. Он, по мнению эксперта, был принят только для того, чтобы наказывать.
- От того, что они забирают у детей мобильные телефоны, не пускают их в мечеть или налагают штраф на их родителей, преступления среди детей не становится меньше. А ведь, если мы что-то запрещаем, взамен ребенку нужно что-то предлагать. Нельзя с ребёнком говорить только на языке наказания. У ребенка должен быть выбор, но, к сожалению, сегодня у наших детей его нет.
Согласно статистике за 2013 год, около 30 тыс. детей в Центральной Азии находятся в местах лишения свободы. Из этого числа, по данным неправительственных организаций, в единственной колонии для мальчиков в Таджикистане отбывают наказание свыше 70 детей. Число девочек не афишируется.
… Теперь уже, по словам Хуршеда Зарипова, не вернуть его брата Бурхониддина, однако боль и скорбь потери «души семьи», который был воспитан с огромной любовью, не оставит в покое до самой смерти его родителей.
- И самое обидное, то, что он стал не только жертвой другого ребенка, намеренно шедшего на убийство, но и жертвой безразличия других, которые видели, как он умирал, но не помогли и не вмешались, чтобы предотвратить такой исход ...
P.S. Нам не удалось найти и поговорить с семье подозреваемого Бободжона Хамидова, в милиции нам отказали дать его адрес.
http://news.tj/ru/news/bez-viny-ubityi

Комментариев нет:

Отправить комментарий