Эту фразу кинул нам наш источник, хорошо знакомый с ситуацией как в «Казкоммерцбанке», так и в «Народном банке Казахстана». По его мнению, ввязавшись в историю с покупкой «БТА Банка», средний зять президента совершил фатальную ошибку: он легко может пойти ко дну вместе с топ-менеджерами «Казкома».
Продолжаем нашу серию публикаций, касающихся состояния дел в системообразующих банках страны. Рассказав в наших последних публикациях об обнаружившейся в «Казкоммерцбанке»дыре в 2,5 миллиарда долларов и причинах ухода из состава акционеров этого банка ЕБРР, в этот раз мы решили задаться вопросом, кто же все-таки стоит за консорциумом инвесторов, покупающих «БТА Банк», и какие дальние и ближние цели преследует.
Кто стоит за Ракишевым
Напомним, что в состав этого консорциума, по официальным данным, входят «Казком» и бизнесмен Кенес Ракишев. Однако так это выглядит только на бумаге. Потому что в данном случае последний — фигура совсем не самостоятельная. Попробуем объяснить, почему.
Казахстанская версия Forbes включила Кенеса Ракишева в число 50 самых богатых казахстанцев, «оценив» его в 635 миллионов долларов по состоянию на май 2014 года. Но, на наш взгляд, составители рейтинга несколько промахнулись. Назвать зятя акима Астаны при всей его известности крупным предпринимателем язык не поворачивается. Да, он инвестирует миллионы долларов в интернет-проекты и другие стартапы, однако этим пока все и заканчивается — больших успехов нет, как нет и большого бизнеса.
Спросите, откуда же взялись эти 635 миллионов долларов? Похоже, благодаря дружбе с зятем национального значения, а именно Тимуром Аскаровичем Кулибаевым. Но прежде чем мы перейдем к этому «герою нашего времени», еще пару слов о Кенесе Ракишеве.
Главный его актив, АО SAT & Company, где он пишется председателем совета директоров, по итогам первого квартала 2014 года в очередной раз отчитался об убытках. Причем весьма значительных. Желающие легко могут найти на сайте KASE соответствующую информацию и убедиться, что по состоянию на 31 марта т.г. общий совокупный убыток SAT & Company составил 801,5 миллиона тенге и был в основном сформирован за счет расходов по финансированию, составивших 697,8 миллиона тенге.
Что касается финансового положения компании, то оно не менее печально. При уставном капитале в 31584 миллиона тенге она имела на конец первого квартала 2014 года отрицательное значение резервов — минус 3718 миллионов, непокрытый убыток в размере 3710 миллионов и долгосрочных обязательств на 18658 миллионов тенге.
Что касается остальных активов Кенеса Ракишева, то из них ценность, и то относительную, представляет только ShalkiyaZinc, которую он купил за минимум после того, как этот бизнес был отобран казахстанскими силовиками и новым руководством «БТА Банка» у Мухтара Аблязова.
Все остальное это или небольшие проекты скорее имиджевого плана, или бизнесы, в которых он «фронтит» Тимура Кулибаева. Поэтому мы даже не сомневаемся, что соинвестором «Казкоммерцбанка» в операции по покупке 93% акций «БТА Банка» выступает не столько Кенес Ракишев, сколько нынешний глава Национальной промышленной палаты.
Зачем Тимуру доля в ККБ?
Ну а теперь о стоящем за спиной Ракишева зяте президента. В одном из наших предыдущих материалов мы уже рассказывали о том, что консультанты руководства «Народного банка Казахстана» не рекомендовали Тимуру Аскаровичу покупать БТА по причине неизбежных имиджевых убытков и того, что если это случится, то обязательно будет использовано защитой Мухтара Аблязова.
Поскольку чужая душа потемки, не можем сказать, сыграл ли этот аргумент какую-то роль в отказе «Народного банка Казахстана» от предложения правительства. Но тем не менее Тимур Кулибаев все-таки покупает 46,5% акций «утопленника» за круглую сумму в 72,075 миллиарда тенге — через посредника. В связи с этим есть смысл задаться вопросом, зачем ему такая «проруха», если у него и без того множество бизнесов и куча бизнес-партнеров , готовых вместе с ним зарабатывать деньги?
Сразу оговоримся, что здесь мы вступаем в зону, где имеющаяся у нас информация не может быть подкреплена документами: во-первых , потому что наши информаторы сильно рискуют,во-вторых , многие вещи просто не фиксируются на бумаге. Тем не менее рискнем коснуться этих весьма чувствительных для Акорды тем.
Начнем с того, что в переписке помощников и людей, заинтересованных в сотрудничестве с Тимуром Кулибаевым и его командой, средний зять «лидера нации» обозначается английским словом Principal, то есть старший, человек, который уполномочивает других действовать в своих интересах.
Но проблема Тимура Аскаровича заключается в том, что, оставаясь формально средним зятем Нурсултана Назарбаева, он уже давно стал неким изгоем в главной семье страны. Мало того что «нефтяной принц» регулярно гулял на сторону от жены, это секрет Полишинеля, так он еще и ухитрился оказаться в центре внимания как казахстанской, так и российской и западной прессы. В результате чего попал в опалу.
Мы уже рассказывали о том, что Тимуру Аскаровичу пришлось обещать разъяренному тестю, сильно накачанному женской половиной семьи, что он порвет с Гаухар Беркалиевой, однако своего слова он не сдержал, да и сама Гога свои новые романы демонстрировала очень уж неубедительно.
Поэтому в последние годы Тимур Кулибаев оказался в опале и потерял прежнее влияние. Что в итоге привело к проблемам. В частности, он оказался заблокированным в «Народном банке Казахстана», хотя формально является таким же акционером-совладельцем , как и Динара Кулибаева.
Помимо катастрофы в личной жизни, ограничение влияния на банк со стороны зятя вызвано еще одной причиной — «Народный банк Казахстана» является, пожалуй, самым консервативным в банковской системе страны, а его руководство никогда не рискует, даже если риск минимален. Плюс этот фининститут находится под прямым контролем Нурсултана Назарбаева.
Дело в том, что обычно в прессе «светится» председатель правления Умут Шаяхметова, между тем как главой совета директоров является намного более влиятельный человек — Александр Павлов. Желающие могут найти его биографию в интернете и убедиться, что он из тех, кто может напрямую обратиться к елбасы с уверенностью, что его выслушают и воспримут его мнение.
То обстоятельство, что Александр Сергеевич числится независимым директором, людей, знакомых с постсоветской историей Казахстана, может только насмешить — Павлов всегда ориентировался на Назарбаева, а тот всегда его отличал. И когда нужда в профессиональных достоинствах последнего исчезла, обеспечил его синекурой.
Так вот, возвращаясь к целям среднего зятя и причинам такой его заинтересованности в покупке БТА «Казкомом». Помимо выполнения поручения Акорды, Тимуру Кулибаеву нужен новый «Казком» (объединяющий старый «Казкоммерцбанк» и купленный БТА), чтобы финансировать свои проекты — те самые, что правление и совет директоров «Народного банка Казахстана» точно не пропустят.
Именно по этой причине средний зять елбасы пролоббировал назначение Кенеса Ракишева председателем совета директоров «БТА Банка», а теперь пробивает нужные ему условия последующего объединения.
Фатальная ошибка зятя
Но, к сожалению для Тимура Аскаровича, ему приходится сотрудничать в этом деле еще и с Нуржаном Субханбердиным.
Это сотрудничество в силу разных причин сильно ухудшает его отношения с ключевой фигурой в Акорде — премьер-министром РК Каримом Масимовым. Последний хотя и сделал карьеру в банке, принадлежащем Тимуру Аскаровичу, и получает от него ценные подарки в виде джипов, отнюдь не относится к числу благодарных союзников.
По словам наших информаторов, Тимур Кулибаев, связавшись с Нуржаном Субханбердиным, сделал фатальную ошибку: существуют большие риски, что «Казкоммерцбанк», присоединив к себе «БТА Банк», станет объединением двух «утопленников».
Причем, как сообщил наш информатор, Кулибаев-младший якобы это понимает и сильно нервничает: его дневная доза алкоголя увеличилась до бутылки виски, наполовину выпиваемой еще до обеда. Мало того, он потерял осторожность — в подпитии он увольняет людей прямо по телефону, вызывая понятную ненависть у своей команды.
Неудивительно, что начался сильный отток менеджеров из команды Кулибаева: как по причине распродажи активов, так и потому, что никто не хочет утонуть вместе с ним. Как бы в итоге Тимуру Аскаровичу, обжегшись на сделке, не пришлось эмигрировать ко второй семье во Францию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий