четверг, 9 июля 2015 г.

Инвестиции Китая в Казахстан «раздражают» Россию


Пекин ищет новые страны для экспорта своих товаров

Уже ни для кого не является секретом, что Китай увеличил свое присутствие в Центральной Азии. Об этом свидетельствует, в первую очередь, международный проект «Новый шелковый путь», призванный соединить Европу и Азию с помощью единого транспортного коридора. Этот путь начинается, как в древние времена, в Китае. Однако многие обозреватели считают, что основная цель стратегии «Нового Шелкового пути» и ШОС - интеграция с Россией.

Как пишет издание Business Insider, существует еще одна важная причина, которая часто упускается из виду. Пекин находится в поиске новых стран, в которые КНР может экспортировать свои товары - спрос Запада приходит в упадок и Китай вынужден выбрать новый экономический путь, основанный на потреблении.

«Очевиден мотив Китая для активизации Pax Mongolica (лат. монгольский мир) - термин, принятый в европейской историографии для обозначения влияния монгольского завоевания на социальные, культурные и экономические стороны жизни народов Евразии, завоеванных Монгольской империей в XIII и XIV веках,- прим. Kapital.kz). Об этом пишет заслуженный профессор политической экономии Уорикского университета Роберт Скидельский.

«Китайская модель роста основывается в значительной степени на экспорте недорогих промышленных товаров в развитые страны, в настоящий момент она ослабевает. Переориентация мировых инвестиций и экспорта по направлению к Евразии предлагает свою альтернативу»,- утверждает спикер.

По мнению профессора, «светский застой, грозящий Западу, сопровождается протекционизмом настроений». «Более того, коммунистическая партия Китая всерьез обеспокоена внутриполитическими проблемами, которые могут возникнуть в экономике при переходе на модель потребления».

Кроме того, по мере роста затрат на рабочую силу в Китае, производство перемещается из прибрежных районов в западные провинции. По словам Скидельского, Новый Шелковый путь является «естественным выходом» для этого.

«Развитие данного проекта требует огромных инвестиций в транспортную и городскую инфраструктуры. Собственно, как и в 19 веке, снижение транспортных расходов сможет способствовать открытию новых рынков для торговли»,- подчеркнул эксперт. Как пишет издание, товарооборот между Китаем и Центральной Азией значительно увеличился в течение последних 15 лет. Объем торговли между Китаем и Центральной Азией больше, чем товарооборот между Россией и странами ЦА.

«Скорее всего, может произойти то, что торговая и инвестиционная зона Китая охватит всю центральную, северную и восточную части Евразии». Так считает директор московского центра Карнеги, российский политолог Дмитрий Тренин. «Поскольку Китай станет ее движущей силой, этот регион можно будет назвать Большой Азией — начиная от Шанхая, ее делового центра, до Санкт-Петербурга, ее аванпоста на границе с Европой. Мы уже стали свидетелями нескольких инициатив, которые предложил Пекин и приняла Москва, в число которых входит Экономический пояс Шелкового пути, разработка Северного морского пути, высокоскоростная железнодорожная магистраль, которая соединит Москву и Пекин»,- отметил Тренин.

Путинское видение «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока, объединяющая ЕС и ЕАЭС, постепенно вытесняется концепцией «Большой Азии»- от Шанхая до Санкт-Петербурга»,- считает Тренин. Но, несмотря на совместные инфраструктурные проекты и политическое сотрудничество, в Средней Азии далеко не все гладко. Инвестиции Китая в такие бывшие советские республики как Казахстан начали «раздражать Россию», а Пекин разочаровался в «российской сдержанности».

Комментариев нет:

Отправить комментарий