Масштабные кадровые перестановки в августе текущего года всколыхнули весь Казахстан: решением президента РК Нурсултана Назарбаева была проведена полная реорганизация правительства республики. О том, насколько изменилась ситуация в стране за 100 дней работы нового кабмина, поделились своим мнением с LS казахстанские политологи.
Так, политолог Досым Сатпаев отмечает, что первые 100 дней нового правительства не только обнажили большое количество старых проблем, которые не решались или плохо решались за последние годы, но и выявили новые. «Многие проблемы были еще во время первого срока Карима Масимова на посту главы кабмина. Также появились новые проблемы, связанные с внутренними и внешними факторами. Сейчас от правительства требуется очень серьезная антикризисная работа, грамотное прогнозирование, четкое распределение своих возможностей и ресурсов. Казахстан, как показывает практика, не игрок за бильярдным столом, а больше бильярдный шар, который бьется разными внешними и внутренними факторами», – утверждает Д.Сатпаев.
При этом политолог признает, что 100 дней — это небольшой срок для того, чтобы делать какие-то определенные выводы. Особенно, принимая во внимание тот факт, что правительство работает в реорганизованном составе. «Создание новых министерств вызвало дисбаланс в работе госаппарата, потому что под их крышей соединились разные агентства и ведомства. В течение полугода и даже больше, после столь масштабной реорганизации, трудно рассчитывать на эффективную и оперативную работу правительства. Чиновникам надо притереться друг к другу, многочисленные команды определенных чиновников также должны расставить красные флажки, разграничив территорию своих компетенций и полномочий», – поясняет Д.Сатпаев. Одной из актуальных внешних проблем политолог называет войну санкций между Россией и Западом. «В правительстве уже были сделаны заявления о подготовке некого плана в случае ужесточения этих санкций против России и нейтрализации тех негативных экономических последствий, которые могут быть для Казахстана. К тому же, сейчас трудно спрогнозировать и предсказать по каким отраслям казахстанской экономики ударят эти санкции», – подчеркивает Д.Сатпаев. Санкции в адрес России и снижение курса рубля, в свою очередь, привело к девальвационным настроениям в Казахстане. «Эта ситуация сильно беспокоит правительство, с учетом сильного давления на курс тенге, и вызывает слухи о девальвации. Сложившаяся ситуация заставила чиновников оперативно успокаивать население, прилагая определенные информационные усилия», – замечает Д.Сатпаев. Еще один внешний негативный фактор – падение цен на нефть, уже приведший к корректировке бюджета. «Эта проблема показывает, что какие бы индустриально инновационные программы не разрабатывались в Казахстане, мы до сих пор сидим на сырьевой «игле», что приводит к таким серьезным издержкам», – отмечает Д.Сатпаев. При этом из внутренних проблем он видит топливный кризис, также показавший, что в стране так и не создана необходимая нефтеперерабатывающая промышленность. «Имея серьезные нефтегазовые ресурсы, республика до сих пор, несмотря на многочисленные госпрограммы, не смогла создать нормальную нефтеперерабатывающую промышленность. Топливный кризис, как наш давний диагноз – когда мы больше качаем сырье, чем перерабатываем, особенно с использованием своих мощностей», – констатирует Д.Сатпаев. Кроме того, события, связанные с нехваткой ГСМ, продемонстрировали неэффективную информационную работу правительства с населением. «В сложившейся ситуации стало ясно, что правительство не всегда эффективно с информационной точки зрения работает с населением. Тезисы, озвученные министрами, на самом деле вызвали у населения больше панику, чем успокоили», – замечает Д.Сатпаев. Д.Сатпаев также упоминает проект Кашаган, возобновить добычу которого до сих пор не удалось. «Авария по разным прогнозам затянется до 2016-2017 годов, что составляет серьезную проблему с точки зрения поступления доходов в бюджет страны», – сообщает эксперт. Как рассуждает Д.Сатпаев, правительству не стоит забывать и о проблемах финансового сектора РК, в том числе о вопросах пенсионных накоплений и поддержке банков через фонд проблемных кредитов. Политолог напоминает, что хоть Нацбанк РК и является главным куратором пенсионной реформы и контролером ЕНПФ, правительство также несет ответственность за этот процесс. «Правила для финансового сектора ужесточаются, пытаются сокращать проблемные кредиты, в том числе за счет фонда проблемных кредитов, который был создан для того, чтобы помогать нашим банкам. Но не все согласны с тем, чтобы за счет Нацфонда продолжали поддерживать частные банки. Это тоже вызывает определенную критику», – отмечает Д.Сатпаев. Анализируя работу правительства за указанный период, Д.Сатпаев не смог обойти стороной и интеграционные процессы, в которых находится Казахстан. По его словам, даже со стороны провластных структур все чаще звучат доводы о том, что Таможенный союз создает для Казахстана больше проблем, чем выгод, также война санкций усложнила работу интеграционного проекта, приведя к противоречиям внутри ТС. «Россия уже обвиняет Казахстан и Беларусь в экспорте товаров и ужесточает таможенный контроль. Это противоречит тем принципам, на основе которых и создавался Таможенный союз», – напоминает политолог. В целом Д.Сатпаев предполагает, что казахстанскому правительству необходимо сконцентрироваться на прогнозировании процессов в среднесрочной перспективе. «Мы не должны реагировать, как пожарники – возникла проблема, сразу начинают заливать ее, причем не всегда водой, бывает, что пожар заливают бензином, от которого еще больше проблем. Нужно реагировать с точки зрения грамотной аналитической работы, чтобы предвидеть в среднесрочной перспективе с какими проблемами – внутренними или внешними может столкнуться казахстанская экономика, и заранее подготовить план действий», – резюмирует Д.Сатпаев. Политолог Айдос Сарым также затрудняется назвать работу правительства по итогам 100 дней эффективной. «Серьезных действий не было, а вопросов стало еще больше. Очевидно, что проблемы есть. Я не исключаю, что через определенное время будет еще одна рокировка – передача полномочий из одного ведомства в другое. По крайней мере, по министерству энергетики и министерству по инвестициям и развитию, которое превратилось в супер-ведомство», – рассуждает А.Сарым. По его наблюдениям, никаких весомых действий со стороны правительства не было. «Если говорить о приватизации, то совершенно непонятно, почему какие-то объекты уходят по хорошей цене, а какие-то не дороже $160-150 тыс. Кому они уходят, как уходят, насколько это прозрачно, имеют ли люди равные возможности участия в приватизации? Вопросов много. Говоря о легализации, закончился уже второй месяц кампании. Но заявленные объемы, прогнозы, которые озвучивались, просто нереализуемы при таких темпах. Разве что кто-то в конце придет и миллиарда три-четыре долларов «сбросит», но это вообще маловероятно», – считает А.Сарым. Еще одна актуальная проблема – это уборочная кампания, которая, по его мнению, почти провалена. «Если посевные и уборочные работы будут провалены, то на этот год правительству ставить какие-то плюсы вообще невозможно. Плюс падает нефть, конъюнктура сырья в целом плохая, Россия входит в непонятный период – все это вынуждает людей больше сидеть на бюджете, нежели заниматься созиданием», – рассуждает А.Сарым. В сложившейся ситуации, полагает А.Сарым, перед парламентом можно ставить вопрос о качестве работы правительства РК. «Учитывая приближающиеся выборы, лучшего фона для какой-то парламентско-правительской коллизии просто не найти. Понятно, что у нас парламент не может такие вопросы решать. Но в обществе растет недовольство, есть вопросы по экономике и прочим вещам. Это готовая коллизия для того, чтобы разбираться с правительством», – утверждает политолог. Вместе с тем, он затрудняется ответить, насколько реален такой сценарий развития событий. «Пока сложно прогнозировать, но такая вероятность есть. Насколько она вероятна и насколько стратегический менеджмент страны готов к действиям – это тоже большой вопрос», – признает А.Сарым. Говоря о выборах, собеседник LS напоминает о необходимости укрепления информационной политики. В частности, по его мнению, потребуется вывести комитет по связи, информации и информатизации, курирующий работу СМИ, в отдельное ведомство – агентство или министерство, либо вовсе передать эти вопросы в ведение администрации президента. «Это напрашиваются само собой. Кто-то же должен заниматься вопросами информационной безопасности. Такой технократический подход, что информация есть часть информатизации – ошибка. Информационное поле – вопрос политический, связанный, в первую очередь, с национальной безопасностью», – подчеркивает А.Сарым. Между тем политолог Максим Казначеев и вовсе не ждет от реорганизованного правительства Казахстана каких-либо новых идей. «Не скажу, что правительство демонстрирует высокие темпы работы или повысилось качество принятых решений. По большому счету, команда, которая формирует кабинет министров, старая, и ожидать от этих людей каких-то новых, совершенно оригинальных идей или прорывных решений не стоит», – замечает М.Казначеев. Единственным верным решением М.Казначеев называет стремление снизить бюрократическую нагрузку на общество и бизнес. «Само по себе это направление работы выбрано правильно. Именно эта инициатива и подпитывала решение о реструктуризации правительства. Другое дело, что механизм реализации до сих пор остается расплывчатым, и сложно оценивать насколько эффективно это решение будет воплощено в жизнь. Пока речь идет только на словах», – признает политолог. При этом эксперт допускает, что проведенная реструктуризация повлечет за собой изменения и в других институтах развития и местных исполнительных органах. «Далее должны быть структурные изменения на уровне акиматов. В целом, эта система начнет более-менее эффективно работать к концу I квартала следующего года. До этого периода госорганы не войдут в рабочий режим работы», – полагает М.Казначеев. По мнению М.Казначеева, вместо передачи ряда полномочий в местные исполнительные органы и частный сектор, правительству необходимо серьезно урезать свои функции. Только в таком случае можно будет говорить об уменьшении бюрократии. «Надо озаботиться сокращением количества функций госорганов, под которые потом подбираются чиновники. Нужно провести ревизию функций госорганов, и значительную часть либо упразднить, либо передать в систему неправительственных организаций. Эксперты и чиновники должны сесть за стол, взять карандаш и просто вычеркивать. Проблема в том, что эта работа даже и не начата», – констатирует М.Казначеев. На его взгляд, президент и глава кабинета министров РК должны твердо отстаивать свои убеждения на этот счет. «Необходимо политическое решение о сокращении количества государственных функций и параллельно о сокращении количества чиновников. И президент с премьером должны жестко отстаивать эту позицию, не давать раздувать бюрократический штат. Пока за 23 года этого не удавалось», – заключает политолог. Напомним, 6 августа текущего года была проведена реорганизации правительства, в результате которой было сокращено количество министерств и упразднен ряд агентств Казахстана.
Гульназ Нурайхан
Источник: http://lsm.kz/100-dnej-novogo-pravitelstva-kazahstana-problemy-i-resheniya.html
© Финансовый журнал LS
Так, политолог Досым Сатпаев отмечает, что первые 100 дней нового правительства не только обнажили большое количество старых проблем, которые не решались или плохо решались за последние годы, но и выявили новые. «Многие проблемы были еще во время первого срока Карима Масимова на посту главы кабмина. Также появились новые проблемы, связанные с внутренними и внешними факторами. Сейчас от правительства требуется очень серьезная антикризисная работа, грамотное прогнозирование, четкое распределение своих возможностей и ресурсов. Казахстан, как показывает практика, не игрок за бильярдным столом, а больше бильярдный шар, который бьется разными внешними и внутренними факторами», – утверждает Д.Сатпаев.
При этом политолог признает, что 100 дней — это небольшой срок для того, чтобы делать какие-то определенные выводы. Особенно, принимая во внимание тот факт, что правительство работает в реорганизованном составе. «Создание новых министерств вызвало дисбаланс в работе госаппарата, потому что под их крышей соединились разные агентства и ведомства. В течение полугода и даже больше, после столь масштабной реорганизации, трудно рассчитывать на эффективную и оперативную работу правительства. Чиновникам надо притереться друг к другу, многочисленные команды определенных чиновников также должны расставить красные флажки, разграничив территорию своих компетенций и полномочий», – поясняет Д.Сатпаев. Одной из актуальных внешних проблем политолог называет войну санкций между Россией и Западом. «В правительстве уже были сделаны заявления о подготовке некого плана в случае ужесточения этих санкций против России и нейтрализации тех негативных экономических последствий, которые могут быть для Казахстана. К тому же, сейчас трудно спрогнозировать и предсказать по каким отраслям казахстанской экономики ударят эти санкции», – подчеркивает Д.Сатпаев. Санкции в адрес России и снижение курса рубля, в свою очередь, привело к девальвационным настроениям в Казахстане. «Эта ситуация сильно беспокоит правительство, с учетом сильного давления на курс тенге, и вызывает слухи о девальвации. Сложившаяся ситуация заставила чиновников оперативно успокаивать население, прилагая определенные информационные усилия», – замечает Д.Сатпаев. Еще один внешний негативный фактор – падение цен на нефть, уже приведший к корректировке бюджета. «Эта проблема показывает, что какие бы индустриально инновационные программы не разрабатывались в Казахстане, мы до сих пор сидим на сырьевой «игле», что приводит к таким серьезным издержкам», – отмечает Д.Сатпаев. При этом из внутренних проблем он видит топливный кризис, также показавший, что в стране так и не создана необходимая нефтеперерабатывающая промышленность. «Имея серьезные нефтегазовые ресурсы, республика до сих пор, несмотря на многочисленные госпрограммы, не смогла создать нормальную нефтеперерабатывающую промышленность. Топливный кризис, как наш давний диагноз – когда мы больше качаем сырье, чем перерабатываем, особенно с использованием своих мощностей», – констатирует Д.Сатпаев. Кроме того, события, связанные с нехваткой ГСМ, продемонстрировали неэффективную информационную работу правительства с населением. «В сложившейся ситуации стало ясно, что правительство не всегда эффективно с информационной точки зрения работает с населением. Тезисы, озвученные министрами, на самом деле вызвали у населения больше панику, чем успокоили», – замечает Д.Сатпаев. Д.Сатпаев также упоминает проект Кашаган, возобновить добычу которого до сих пор не удалось. «Авария по разным прогнозам затянется до 2016-2017 годов, что составляет серьезную проблему с точки зрения поступления доходов в бюджет страны», – сообщает эксперт. Как рассуждает Д.Сатпаев, правительству не стоит забывать и о проблемах финансового сектора РК, в том числе о вопросах пенсионных накоплений и поддержке банков через фонд проблемных кредитов. Политолог напоминает, что хоть Нацбанк РК и является главным куратором пенсионной реформы и контролером ЕНПФ, правительство также несет ответственность за этот процесс. «Правила для финансового сектора ужесточаются, пытаются сокращать проблемные кредиты, в том числе за счет фонда проблемных кредитов, который был создан для того, чтобы помогать нашим банкам. Но не все согласны с тем, чтобы за счет Нацфонда продолжали поддерживать частные банки. Это тоже вызывает определенную критику», – отмечает Д.Сатпаев. Анализируя работу правительства за указанный период, Д.Сатпаев не смог обойти стороной и интеграционные процессы, в которых находится Казахстан. По его словам, даже со стороны провластных структур все чаще звучат доводы о том, что Таможенный союз создает для Казахстана больше проблем, чем выгод, также война санкций усложнила работу интеграционного проекта, приведя к противоречиям внутри ТС. «Россия уже обвиняет Казахстан и Беларусь в экспорте товаров и ужесточает таможенный контроль. Это противоречит тем принципам, на основе которых и создавался Таможенный союз», – напоминает политолог. В целом Д.Сатпаев предполагает, что казахстанскому правительству необходимо сконцентрироваться на прогнозировании процессов в среднесрочной перспективе. «Мы не должны реагировать, как пожарники – возникла проблема, сразу начинают заливать ее, причем не всегда водой, бывает, что пожар заливают бензином, от которого еще больше проблем. Нужно реагировать с точки зрения грамотной аналитической работы, чтобы предвидеть в среднесрочной перспективе с какими проблемами – внутренними или внешними может столкнуться казахстанская экономика, и заранее подготовить план действий», – резюмирует Д.Сатпаев. Политолог Айдос Сарым также затрудняется назвать работу правительства по итогам 100 дней эффективной. «Серьезных действий не было, а вопросов стало еще больше. Очевидно, что проблемы есть. Я не исключаю, что через определенное время будет еще одна рокировка – передача полномочий из одного ведомства в другое. По крайней мере, по министерству энергетики и министерству по инвестициям и развитию, которое превратилось в супер-ведомство», – рассуждает А.Сарым. По его наблюдениям, никаких весомых действий со стороны правительства не было. «Если говорить о приватизации, то совершенно непонятно, почему какие-то объекты уходят по хорошей цене, а какие-то не дороже $160-150 тыс. Кому они уходят, как уходят, насколько это прозрачно, имеют ли люди равные возможности участия в приватизации? Вопросов много. Говоря о легализации, закончился уже второй месяц кампании. Но заявленные объемы, прогнозы, которые озвучивались, просто нереализуемы при таких темпах. Разве что кто-то в конце придет и миллиарда три-четыре долларов «сбросит», но это вообще маловероятно», – считает А.Сарым. Еще одна актуальная проблема – это уборочная кампания, которая, по его мнению, почти провалена. «Если посевные и уборочные работы будут провалены, то на этот год правительству ставить какие-то плюсы вообще невозможно. Плюс падает нефть, конъюнктура сырья в целом плохая, Россия входит в непонятный период – все это вынуждает людей больше сидеть на бюджете, нежели заниматься созиданием», – рассуждает А.Сарым. В сложившейся ситуации, полагает А.Сарым, перед парламентом можно ставить вопрос о качестве работы правительства РК. «Учитывая приближающиеся выборы, лучшего фона для какой-то парламентско-правительской коллизии просто не найти. Понятно, что у нас парламент не может такие вопросы решать. Но в обществе растет недовольство, есть вопросы по экономике и прочим вещам. Это готовая коллизия для того, чтобы разбираться с правительством», – утверждает политолог. Вместе с тем, он затрудняется ответить, насколько реален такой сценарий развития событий. «Пока сложно прогнозировать, но такая вероятность есть. Насколько она вероятна и насколько стратегический менеджмент страны готов к действиям – это тоже большой вопрос», – признает А.Сарым. Говоря о выборах, собеседник LS напоминает о необходимости укрепления информационной политики. В частности, по его мнению, потребуется вывести комитет по связи, информации и информатизации, курирующий работу СМИ, в отдельное ведомство – агентство или министерство, либо вовсе передать эти вопросы в ведение администрации президента. «Это напрашиваются само собой. Кто-то же должен заниматься вопросами информационной безопасности. Такой технократический подход, что информация есть часть информатизации – ошибка. Информационное поле – вопрос политический, связанный, в первую очередь, с национальной безопасностью», – подчеркивает А.Сарым. Между тем политолог Максим Казначеев и вовсе не ждет от реорганизованного правительства Казахстана каких-либо новых идей. «Не скажу, что правительство демонстрирует высокие темпы работы или повысилось качество принятых решений. По большому счету, команда, которая формирует кабинет министров, старая, и ожидать от этих людей каких-то новых, совершенно оригинальных идей или прорывных решений не стоит», – замечает М.Казначеев. Единственным верным решением М.Казначеев называет стремление снизить бюрократическую нагрузку на общество и бизнес. «Само по себе это направление работы выбрано правильно. Именно эта инициатива и подпитывала решение о реструктуризации правительства. Другое дело, что механизм реализации до сих пор остается расплывчатым, и сложно оценивать насколько эффективно это решение будет воплощено в жизнь. Пока речь идет только на словах», – признает политолог. При этом эксперт допускает, что проведенная реструктуризация повлечет за собой изменения и в других институтах развития и местных исполнительных органах. «Далее должны быть структурные изменения на уровне акиматов. В целом, эта система начнет более-менее эффективно работать к концу I квартала следующего года. До этого периода госорганы не войдут в рабочий режим работы», – полагает М.Казначеев. По мнению М.Казначеева, вместо передачи ряда полномочий в местные исполнительные органы и частный сектор, правительству необходимо серьезно урезать свои функции. Только в таком случае можно будет говорить об уменьшении бюрократии. «Надо озаботиться сокращением количества функций госорганов, под которые потом подбираются чиновники. Нужно провести ревизию функций госорганов, и значительную часть либо упразднить, либо передать в систему неправительственных организаций. Эксперты и чиновники должны сесть за стол, взять карандаш и просто вычеркивать. Проблема в том, что эта работа даже и не начата», – констатирует М.Казначеев. На его взгляд, президент и глава кабинета министров РК должны твердо отстаивать свои убеждения на этот счет. «Необходимо политическое решение о сокращении количества государственных функций и параллельно о сокращении количества чиновников. И президент с премьером должны жестко отстаивать эту позицию, не давать раздувать бюрократический штат. Пока за 23 года этого не удавалось», – заключает политолог. Напомним, 6 августа текущего года была проведена реорганизации правительства, в результате которой было сокращено количество министерств и упразднен ряд агентств Казахстана.
Гульназ Нурайхан
Источник: http://lsm.kz/100-dnej-novogo-pravitelstva-kazahstana-problemy-i-resheniya.html
© Финансовый журнал LS
Комментариев нет:
Отправить комментарий