среда, 2 июля 2014 г.

Куда пропал $1 млн из Рамстора?

Бывший главный бухгалтер ТОО «Рамстор Казахстан» Асем Аухадиева осуждена на 8 лет за хищение миллиона долларов. Ее родные говорят о том, что она стала жертвой крупной аферы со стороны турецкого руководства ТОО, которое само могло вывести эти деньги и подставило молодую женщину с двумя несовершеннолетними детьми

Детективная история разворачивается вокруг ТОО «Рамстор». В 2013 году здесь обнаружилась пропажа $1 млн. В хищении руководство обвинило бывшего бухгалтера Асем Аухадиеву, которая уволилась еще в 2012 году. Были подняты ее авансовые отчеты за последние пять лет, и финансовый директор ТОО заявил, что якобы бухгалтер в течение всего этого времени брала наличные деньги под отчет, затем закрывала свою задолженность фальшивками и присваивала деньги. Но столь примитивный способ вывода денег из «Рамстора» ни генеральный, ни финансовый директор в течение пяти лет не смогли раскрыть. Более того, выяснилось, что даже всемирноизвестные аудиторские компании, такие как PricewaterhouseCoopers и Deloite проводя аудит финансовой отчетности «Рамстора» за 2008-2012 годы не смогли найти пропажу миллиона долларов. Никакой растраты со стороны бухгалтера на момент проверки не смогли обнаружить и представители налогового управления Медеуского района.
Как сказал юрист Сергей Уткин, который борется за право представлять интересы осужденного бухгалтера администрация «Рамстора» представляют достаточно примитивную картину хищения. Аухадиева, якобы, закрывала подотчетные деньги липовыми квитанциями по оплате налогов. По бухучету и финансовой отчетности ТОО заплатило на миллион налогов больше, а фактически меньше. Хотя это расхождение можно было бы установить путем элементарного получения акта сверки с налогового управления и сличения двух итоговых чисел. Получилось, что в течение пяти лет никто в «Рамсторе» до этого не додумался. Не смогли этого увидеть и аудиторы с налоговиками, что, по словам Уткина должно говорить просто об абсолютной их некомпетентности, либо о том, что со стороны бухгалтера никакого хищения не было. К тому же сами отчеты бесследно исчезли, их пропажу руководство «Рамстора» никак не объясняет.
Любопытно и то, что акт комплексной документальной проверки ТОО подписала главный налоговый инспектор, которая, как выяснилось, вообще не проверяла предприятие.
«Получается, налоговые инспекторы без проверки составляли и подписывали нужные акты? При этом администрация «Рамстора» уверяет, что, присвоенный Аухадиевой миллион долларов был отражен в бухучете как оплата несуществующих налогов, а налоговики должны были взыскать за незаконные вычеты КПН в размере 20% или $200 тыс, плюс штраф еще 100 тыс, а также должны были отнести указанный миллион на доход работника и взыскать с предприятия не удержанный ИПН в размере 10% или $100 тыс плюс штраф $50 тыс. Таким образом безответственность налоговиков обошлась бюджету вмести с пени в $600 тыс. Тогда почему они не оказались на скамье подсудимых? На суде генеральный директор ТОО «Рамстор» Озгюр Гюшен Фырылдак выставил себя человеком, совершенно не сведущим как в финансовых делах его компании, так и в налоговых реалиях Казахстана. Но что это за директор, который управляет крупным ТОО, если он ничего не смыслит в финансах, то как им можно доверять. Они ведь продукты питания продают, получается, они также относятся и к товарам, которые закупают?», - задался вопросом Сергей Уткин.
Защитник Баятанов Дулат заметил, что именно генеральный директор подписывает все авансовые отчеты, а каждый из них имеет уникальный порядковый номер в программе «1С бухгалтерия» и лично генеральный директор также подписывает всю финансовую и налоговую отчетность компании. То, как он оказался в стороне от такого масштабного хищения - просто загадка.
Сергей Уткин подчеркнул, что согласно казахстанским законам подпись гендиректора на всех документах говорит о его единоличном решении распоряжаться финансами и именно он должен нести ответственность за них. Что же касается подписи бухгалтера, то она лишь означает, что указанная финансовая операция была отражена в бухучете.
Любопытно, что из свидетельских показаний на суде стало известно, что финансовый директор ТОО «Рамстор» Джанер Ай Демир лично контролировал и подписывал все авансовые отчеты сотрудников. Возникает вопрос – он тоже не раз не сравнил суммы оплаченных налогов с поступившими в бюджет деньгами? Получается, что финансовый директор крупной компании не разбирается в элементарной системе сравнения чисел, задается вопросом мать осужденного бухгалтера. Но в суде не посчитали необходимым допросить финансового директора ТОО, в котором пропал миллион долларов.
«Сфальсифицировать сотни авансовых отчетов без ведома бухгалтера по авансовым отчетам, финансового и генерального директора невозможно, ровно, как и отражать в бухучете фальшивые расходы на уплату налогов, чтобы никто этого не видел 5 лет тоже. Отсюда вытекает только два возможных варианта. Одно – что все, что говорит администрация «Рамстора» правда и Аухадиева действительно проводила фальшивые квитанции об уплате налогов и тогда вместе с ней на скамье подсудимых должны оказаться бухгалтер по авансовым отчетам, по налогам, оба директора. А также сотрудники внутреннего аудита турецкого учредителя и проверяющие из PricewaterhouseCoopers и Deloite, а у самих аудиторских компаний отозвана лицензия за профнепригодность. Ну и конечно налоговики. Либо, все что говорит администрация «Рамстора» неправда и все проверяющие ничего не нарушали. Тогда получается, что все авансовые отчеты с реальными расходами на нужды ТОО были в архиве вплоть до 2013 года, а затем их кто-то намеренно уничтожил, таким образом, подставив осужденную», - сказал Уткин.
Правда, как рассказала мать заключенной под стражу, еще в 2008 году Аухадиева нажила себе врага в лице руководство ТОО «Рамстор» в связи с тем, что написала служебную записку в головной офис компании в Турции, где поделилась размышлениями о финансовых махинациях в казахстанском отделении. Приехавшие тогда из Стамбула на проверку люди скрупулезно изучили как раз деятельность самого бухгалтера, совершенно проигнорировав ее руководство. Любопытно, что и эта проверка тогда не выявила со стороны Аухадиевой никаких нарушений. Одним из обвинений, которое выдвигала против руководства ТОО «Рамстор» бухгалтер было то, что для только что подстроенного и отремонтированного здания по улице Жарокова руководство запросило на ремонт немалые деньги, хотя и без того ремонт уже был проведен.
Сергей Уткин обратил внимание, что из представленных в суде документов следовало, что бухгалтер фальсифицировала отчетность даже тогда, когда она физически не могла этого делать, находясь за пределами Казахстана в Малайзии и во время пребывания в декретном отпуске.
«Суд не обратил внимания на такое количество нестыковок. Не допрошены аудиторы, которые проверяли компанию и не выявили такого элементарного хищения. Это огромный удар по их имиджу. Человек осужден на 8 лет лишения свободы, с конфискацией имущества и еще должен выплатить миллион долларов ТОО «Рамстор». Это бывший работник ООН, девушка блестяще говорящая на 3 иностранных языках, специалист своего дела. Вот у нас сейчас принимают новые правовые кодексы, но с такой системой судопроизводства ничего не изменится. Очевидные вещи на суде игнорируются. Остается только обжаловать приговор в вышестоящей инстанции», - сказал Уткин.
В филиалах ТОО «Рамстор» по городу Алматы kursiv.kz прокомментировать ситуацию отказались, сославшись на уже имеющееся решение суда и отсутствие у самих достоверной информации о происходящем.
«Знаем суд был, бухгалтер сидит, почему? Как? Ничего не знаем. Извините», - сказала девушка с офиса Рамстора по улице Розыбакиева, 247 А отказавшаяся представиться, после чего повесила трубку.
Телефоны центрального офиса «Рамстора» в течение нескольких часов молчат, никто не поднимает трубку. Руководство ТОО для комментариев не доступно, сайт «Рамстора» в течение дня также не открывается.

1 комментарий:

  1. Это повод для того, чтобы обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции Казахстана либо в международный..

    ОтветитьУдалить