вторник, 1 июля 2014 г.

«Алчность» против «совести» и «веры». Кто перевесит?

В Таджикистане «вошло в традицию», повышать цены в священный месяц Рамазан, и не только. Причем со священным Рамазаном связано «двойное» повышение цен на продукты питания. Первый раз цены «подскакивают» с началом Рамазана, а потом в конце этого священного месяца, в преддверии Иди Фитр.



Причем зачастую это повышение носит стихийный и искусственный характер. Никакие призывы руководителей всех рангов, представителей духовенства о совести и вере на предпринимателей не действуют. Тут уже жажда прибыли перевешивает такие понятия, как «совесть» и «вера».

К сдерживанию цен на рынках, буквально сегодня призвал в ходе рабочего совещания президент Эмомали Рахмон, который указал нелогичность скачка цен на мясо на фоне снижения цен на ГСМ и обилие кормов для животных. Глава государства прямо намекнул на искусственность проблемы, поручив ответственным лицам решить этот вопрос.

Но, как показывает практика, исполнители не всегда выполняют волю президента, и стараются не идти на конфронтацию с торговцами, которые обеспечивают статьи доходов на местах.

Что касается роста цен на мясо, именно об этом сейчас, в основном говорят, то проконтролировать ситуацию в столице накануне поручил мэр города Душанбе Махмадсаид Убайдуллоев, который, также понадеялся, (как оказалось зря) на «совесть» и веру» предпринимателей.

Как показывает практика, «схема» повышения цен, в том числе и на мясо, везде в стране одинаковая. На территории любого рынка работают мясные лавки.

Если в обычное время, когда они должны торговать вовсю, мясные лавки закрыты, то знайте – это к повышению. Традиционно у закрытых лавок сидят, или стоят, не столь важно, представители торговцев, отрабатывающие схему.

На вопрос покупателя, почему нет мяса, всегда следует один ответ: «Живность подорожала. Старая цена не оправдывает расходы, не покрывает даже минимальные, вот мы и не покупаем скот».

Таким образом, они «готовят» потенциальных покупателей к скачку цен, и в этом замешаны не только сами торговцы, но и администрация рынков.
Пару дней без мяса, лавки открываются, но ценники на продукт уже не те, что были.

Депутат Маджлиси намояндагон (нижняя палата парламента) Таджикистана Исмоил Талбаков уверен, что когда речь идет о прибыли там нет места ни для совести ни для веры. Талбаков считает, что когда отсутствует здоровая конкуренция, население республики ежегодно сталкивается с подорожанием цен в этот месяц.

«Одними призывами к торговцам проблему не решить, и частный сектор никогда не упустит момент, когда можно получить дополнительную прибыль. Эффективным методом решения проблемы может стать создание государственных, общественных животноводческих и растениеводческих хозяйств, а также предприятий по производству пищевых продуктов. Когда государство начнет производить продовольственную продукцию и реаоизовывать ее по приемлемой цене, тогда и появится и конкуренция», - подчеркнул депутат.

Талбаков считает, что когда государству нечего предложить взамен, то и призывы остаются не услышанными. "В рыночных условиях такие методы не работают”, - подчеркнул депутат.

Независимый социолог Фируз Саидов также считает, что приказным методом рост цен удерживать невозможно, поскольку административное давление приводит к обратному эффекту.

«Почувствовав давление, торговцы просто перестанут торговать, что приведет к дефициту товаров и резкому подорожанию цен на них. Кроме того, в республике до сих пор не решен вопрос о свободной торговле, когда сами производители могут реализовать свою продукцию. Таким образом, на ценообразование влияют перекупщики», - отметил Саидов.

Другая причина роста цен на продовольственные товары, по мнению Саидова - это большая потребность в них в священный месяц Рамазан. «Даже самые низкодоходные семьи, обходившиеся без него, в месяц рамазан стараются покупать мясо. Люди щакупаются для проведения обрядов "Ифтор” и "Садака”. Увеличивается потребность в продуктах, и естественно торговцы повышают цены”, - пояснил собеседник.

Акобир Солиев, размер пенсии которого едва достигает 150 сомони ($30) - утверждает, что с ростом цен на продовольственные товары его положение ухудшилось. «Мясо покупал редко, а когда цены на него выросли, не будет теперь и этого "редко”, семейный доход не позволяет”, - сетует пенсионер.
"Стараюсь покупать другие виды продуктов - макароны, фасоль. Благо цены на них не так выросли”, - подчеркнул Солиев. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий