Бывшая империя Рахата Алиева, состоящая из кластерного производства – ТОО «Кастинг» — АО «МангыстауМунайГаз» — сеть АЗС «Гелиос» успешно исторгла из своего чрева российского ученого, запустившего производственный процесс. Ученого в буквальном смысле прожевали и выплюнули, а для пущей убедительности – натравили финансовую полицию и припугнули Алией Назарбаевой.

Мы продолжаем совместный проект нашего интернет-сайта «I» и «Новой газеты Казахстан», посвященный деятельности хоть и весьма условного нефтяного барона, однако преуспевшего во многом за счет сидения на нефтепродуктах крупного игрока отечественного бизнеса, который находился у истоков сети автозаправочных станций «Гелиос». Она в свою очередь за короткий срок практически монополизировала в Казахстане продажу автомобильного топлива. Это известный предприниматель Рашит Сарсенов. Его имя ныне в первых строках списка миллиардеров казахстанского журнала Forbes. Как же проходило становление его бизнес-империи? Нас заинтересовал важный производственный актив — ТОО «Кастинг».

КАК «РАЗМЫЛИ» ДОЛЮ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА
Начнем с краткой предыстории этого предприятия. В 90-е годы из Москвы в Алма-Ату приехал российский предприниматель Владимир Кашуба. Цель у него была благая – создать совместно с казахстанскими бизнесменами производство горячекатаных бесшовных труб для нарождающейся нефтегазовой промышленности страны.
Новое предприятие решили назвать непритязательно– ТОО «Кастинг», правда, оно не имело отношения к модельному бизнесу, но по названию в какой-то степени было близко к «Французскому дому», собственником которого был Рашит Сарсенов. Учредителями нового предприятия стали физические лица Рашит Сарсенов и Олег Мышкин, а также   юридическое лицо–австралийская фирма «Progressive Technologies». Учредителями последней являлись Владимир Кашуба с 90% акций и Эдуард Креймер, у которого было 10%.
В Алма-Ате Кашуба поставил свои установки по производству горизонтального непрерывного литья из бескислородной меди и медных сплавов. На этих установках отливали прутки диаметром до 18 мм непрерывным горизонтальным методом. Эти установки–результат изобретений кандидата технических наук, лауреата премии Совета Министров СССР Владимира Кашубы.
Во второй половине 90-х годов учредители нового производства решили заняться попутно и другим бизнесом: скупили оборудование ювелирного завода и сувенирной фабрики, организовали в ТОО «Кастинг» ювелирное производство. В 2000-2001 годах на площадях Алма-Атинского станкостроительного завода имени 50 лет Октября запустили завод по производству медных катодов из медного лома. Мощностью 25 000 тонн медных катодов в год.
В 2003-2004 годах запустили производство слитков 150х150, арматуры, шаров на Павлодарском тракторостроительном заводе. А затем одному из акционеров, Владимиру Кашубе, пришлось уйти из ТОО «Кастинг». Почему? Сам ли ушёл или его ушли? По его словам, Рашит Сарсенов глубоко не вникал в технологию производства, которую знал Кашуба. Он не понимал, что всё производство держится на технических знаниях крупного акционера австралийской фирмы. К тому же Олег Мышкин и Эдуард Креймер тоже занимались только общим управлением и финансами.
Мы не знаем, какая кошка пробежала между собственниками товарищества. Может, она связана с технической дотошностью Кашубы или его интересом в получении дивидендов. По прошествии некоторого времени он случайно узнает, что, подделав документы и подпись, его незаконно лишили большей части принадлежавших акций. По его сведениям, опрошенный в КНБ Рашит Сарсенов показал, что австралийская компания «Progressive Technologies» вышла из состава участников ТОО «Кастинг» в связи с продажей своей доли Э. Креймеру, ставшему участником ТОО «Кастинг», и что ему, Сарсенову, распределение долей в австралийской компании и финансовые расчёты неведомы. Это ложь, утверждает Владимир Кашуба.
Как он впоследствии выяснил, оказывается, в 2005 году Креймер оформил документы о создании новой компании в Австралии, где у Кашубы количество акций уменьшилось до 24%, а у Креймера именно на такую же величину выросло, всё остальное переписали на дочь Сарсенова. Причём последняя по документам якобы была прописана в г.Дмитрове Московской области, там же, где прописаны были сам Кашуба и его семья. «Видимо, в Австралии дочь Сарсенова приняли за мою дочь, — говорит иностранный акционер. — Не думаю, что всё это было проделано без ведома Сарсенова. Они создали новую компанию и передали туда все активы компании «Progressive Technologies». Провернули вот такую афёру».

ТРУБЫ БЫЛИ НУЖНЫ ДЛЯ «МАНГЫСТАУМУНАЙГАЗ»
«Моя ошибка была в том, что я думал, что полностью защищён от мошенничества, так как я входил в ТОО «Кастинг» как юридическое лицо через австралийскую фирму «Progressive Technologies». Я полностью доверял своим партнерам и не проверял, как идут дела в «Progressive Technologies». Там у меня было 90%, у Креймера — 10%. Потом подделали документы и сделали наши доли равными. Я об этом тоже не знал. Австралия далеко, а я работал в Алма-Ате. Из 34% акций, которые имела компания «Progressive Technologies» в ТОО «Кастинг», за счёт махинаций и подделки документов осталось 16%», — сетует Кашуба.
«Дивиденды выплачивались в виде ссуды на 25, 50 лет, и Рашит Сарсенов помнит, какие возвратные ссуды я взял на ТОО «Кастинг», и не помнит, какие суммы мне выплачивались в качестве дивидендов. Откуда такая избирательная память? Или он что-то недоговаривает? В наказание того, что я ушёл, руководство ТОО «Кастинг» сделало так, что я вообще перестал быть учредителем предприятия ТОО «Кастинг», — продолжает он. – При этом с моим уходом был закрыт участок производства бескислородной проволоки, закрыли и ювелирный участок. Мышкин и Креймер решили без меня строить заводы. Сначала Мышкин попробовал свои силы на строительстве завода стекловолокнистых труб. При строительстве этого завода не учли технологию производства этих труб, и их качество не соответствовало утвержденным стандартам. Пока Сарсенов руководил «МангистауМунайГазом», он заставлял брать эти трубы. Когда он ушёл из этой нефтяной компании, новые хозяева брать их не стали, и завод остановился.
Без меня построили производство металлических конструкций. Оно стоит. Построили завод горячекатаных труб для нефтегазовой промышленности производительностью до 350 000 тонн продукции в год. Не знаю почему, но этот завод даёт в год месячную норму – всего 30 000 тонн. Стали строить цементный завод. При покупке материалов на строительство завода цены были завышены в три раза. Деньги кончились, завод не построили. Взят был заём более миллиарда долларов США, а все заводы либо стоят, либо не приносят прибыль. Те, что строил я, – работают. Забегая вперёд, скажу, что Сарсенов выгнал Олега Мышкина, а Креймера поставил руководить заводом горячекатаных труб в Павлодаре (его ещё надо вывести на проектную мощность). Но дела и там плохи, судя по всему, готовится большое сокращение рабочих», — уверяет Кашуба.
«Когда я ушёл из «Кастинга», Рашит Сарсенов, Олег Мышкин и Эдуард Креймер стали искать способы, как меня вынудить покинуть Казахстан, так как я много знаю об их делах. И они нашли то (а может быть, и знали заранее, так как оформлением документов занимался Креймер), что купленный мной земельный участок в 0,67 га и присоединённый к уже имеющемуся у меня участку в 2 га, оформлен в земельном комитете под тем же номером, что и участок в 2 га. Завели на меня уголовное дело.
Следователь Акылбеков Д. Е. сказал мне, что это заказ, и если я согласен продать два дома и уехать из Казахстана, то дело закроют, и арест с домов снимут.  Я отказался, так как за ошибки, допущенные в акте землепользования, отвечает земельный комитет. Когда следователь затребовал папку документов на мой земельный участок из земельного комитета, то увидел, что первые экземпляры идентичны с теми актами, что я имел у себя. Выдавить меня им не удалось, и, в конце концов, дело закрыли.

ИМЕНЕМ АЛИИ НУРСУЛТАНОВНЫ…
Мои бывшие партнёры по предприятию ТОО «Кастинг» не успокоились на этом. И 22 апреля 2008 года вновь был наложен арест на моё имущество и открыто новое уголовное дело всё по этому же вопросу. Воспользовавшись тем, что у меня были очень сложные отношения с моими бывшими акционерами по ТОО «Кастинг», следователь начал запугивать меня и мою семью физической расправой, которая якобы исходила от руководства ТОО «Кастинг». Я поверил, у меня были на это основания. Постоянное уголовное преследование финансовой полицией, за моей машиной по городу постоянно следовала чья-то машина, которая отслеживала все передвижения меня и моей семьи. Прессинг был, и сильный…
Более того, в разговоре с моим доверенным лицом работники финансовой полиции неофициально признали мою правоту, но проинформировали о том, что они прикрываются именем Алии Назарбаевой. Мол, она тоже является акционером ТОО «Кастинг». И якобы здесь задеты её интересы. Какое отношение имеет Алия Нурсултановна к этому? Никакого! Это выяснилось позже.
Прошу Вас ещё раз обратить внимание на это дело. Меня лишили акций ТОО «Кастинг» — я смолчал, теперь меня лишают дома. Одно дело вытекает из другого. Но молчать больше нельзя. Надеюсь на ваше понимание и поддержку», — заключает в своем обращении к главе финансовой полиции Казахстана предприниматель и ученый Владимир Кашуба.
В следующий раз мы намерены продолжить тему о становлении бизнес-империи Рашита Сарсенова, где уделим внимание другим проектам, представляющим немалый интерес для казахстанской общественности.

Продолжение следует

Арыстан ЖУАСОВ, «Новая газета Казахстан», специально для «I»