среда, 20 ноября 2013 г.

Киргизский тупик

После рейда двухмесячной давности в Алматинской области, в ходе которого на штрафстоянку отправили более 30 машин с киргизскими номерами, полицейские и таможенники, как говорится, поймали тишину.
Тогда облава закончилась скандалом: владельцы авто, пытаясь вызволить своих железных коней из неволи, чуть не разнесли ту стоянку. С тех пор информации о рейдах или задержании "киргизов" нигде не мелькало.

Тем временем автомобилей с госномерами соседней республики на дорогах Казахстана меньше не становится, и они уже превратились в объект раздражения для остальных водителей. Основных претензий две: нагло нарушают ПДД и не оплачивают штрафы. Впрочем, как показывает статистика по Алматы, который является одним из лидеров по количеству "киргизских" машин на душу населения, владельцы таких авто далеко не самые отмороженные водители. По системе видеофиксации за год было зарегистрировано нарушений всего на сумму более 5,5 миллиарда тенге, из них на долю "киргизов" приходится "каких-то" 40 миллионов. Капля в море, но, конечно, нужно учитывать и небольшую долю этих авто в общем потоке машин. Плюс к этому - штрафы на 6,5 миллиона, которые выявили непосредственно сами полицейские. Но владельцы заграничных авто оплатили лишь шестую часть этой суммы. И то делают они это лишь в крайних случаях - когда машину отправляют на штрафстоянку или у водителя забирают права. Сознательных граждан, которые ответственно платят по счетам, не так уж и много.
Вся эта ситуация лишь усугуб­ляет противостояние автомобилистов и не добавляет порядка на дорогах. Не поддается пока подсчету и количество "киргизских" машин, которые колесят по казахстанским автотрассам. По очень приблизительным прикидкам, их может быть до 300 тысяч. Понятно, что проблему нужно решать. Но...

- Граждане Кыргызстана имеют полное право заезжать на территорию нашей страны, - поясняет руководитель управления организации таможенного контроля ДТК по Алматы Куаныш ОСПАНОВ (на снимке). - На границе они заполняют пассажирскую декларацию, в которой указывают срок пребывания в Казахстане (он не должен превышать один год), и по его истечении они должны покинуть нашу территорию. Но этим законным путем пользуются далеко не все. Чаще всего происходит так: казахстанец покупает машину в соседней республике, оформляет на нее доверенность у нотариуса на бывшего владельца; затем гражданин Кыргызстана пересекает границу на этом автомобиле, а после передает ее покупателю-казахстанцу. Внешне все выглядит законно, и мы не можем этому препятствовать: ведь наш сотрудник не знает наверняка, кто потом будет ездить на этой машине. Но, как показывают рейды, которые мы проводим вместе с сотрудниками полиции, как правило, автомобилями с киргизскими номерами управляют казахстанцы. А это незаконно.

- Можно ли перепродать такую машину на территории Казахстана?

- Для этого нужно оформить договор купли-продажи или доверенность на совершение сделки, но ни один добросовестный нотариус делать этого не станет. Я не исключаю, что казахстанцы, купившие машины с киргизскими номерами, находят здесь покупателей, едут в соседнюю республику, ищут там реального владельца машины, делают новую доверенность и по известной уже схеме возвращают автомобиль в Казахстан. Но это слишком сложный путь.

Между тем есть и более легкие варианты. По нашим сведениям, нерастаможенную машину при наличии связей и финансов можно оформить на территории южных областей Казахстана. В крупных городах сделать это сложнее - там на этот счет регулярно проводятся прокурорские проверки, а вот в более мелких населенных пунктах вполне возможно.
- В последнее время все чаще говорят о том, что вскоре Киргизия вступит в Таможенный союз, и тогда все эти автомобили можно будет легализовать...
- Большая часть тех машин, о которых мы говорим, не соответствует стандартам евро-4, многие - праворульные, - говорит Оспанов. - Так что их в любом случае нельзя будет поставить на появится в Казахстане. Даже если появится соглашение о вступлении Кыргызстана в Таможенный союз, то в нем наверняка будут предусмотрены некоторые оговорки, касающиеся ввоза автомобилей. Наши страны постараются защитить свой рынок от авто­хлама.
- Как можно остановить поток машин из соседней республики?
- Только рейдами, которые мы проводим совместно с полицейскими, и разъяснительной работой с населением. Внутренних таможенных постов нет, поэтому мы не можем контролировать автомобили, находящиеся на территории страны. Я думаю, что более активно должна работать полиция - выявлять таких водителей и передавать данные о них нашим сотрудникам.
Однако полицейские кивают на таможенников: дескать, стражи дорог не разбираются во всех тонкостях оформления авто из соседней республики, поэтому и не могут самостоятельно выявлять нарушителей.

- Мы составили совместный график отработки, сотрудники таможни выехали с нами в рейд один-два раза - и все, дело встало, - объясняет заместитель начальника административной полиции ДВД Алматы Жандос МУРАТАЛИЕВ (на снимке). - Думаю, что нам нужно активнее сотрудничать в этом направлении. Ведь мы можем останавливать такие машины для проверки всех необходимых документов только во время подобных рейдов. А во всех остальных случаях - лишь тогда, когда водитель нарушает правила дорожного движения. Мне кажется, что эти "киргизские" автомобили нужно более тщательно проверять на границе, четко фиксировать, с какой целью и на какой срок въезжает машина, а потом контролировать это. И тогда проблему можно будет решить.

Вот такой замкнутый круг, который более чем выгоден ценителям киргизского авторынка. Пока ответственные структуры будут разбираться, кто должен наводить порядок на наших дорогах, машин, ввезенных фактически контрабандой, меньше не станет. По крайней мере, предпосылок к этому не видно.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Комментарий в тему

Эдуард ЭДОКОВ, лидер Независимого автомобильного союза Казахстана:
- Я так понимаю. Структурам, которые контролируют этот вопрос, периодически дается команда "фас", и они начинают активно отлавливать машины с киргизскими номерами. Потом им говорят "фу", и эти автомобили оставляют в покое. Если бы было желание как-то решить этот вопрос, то это бы давно было сделано. Значит, кому-то выгодна такая ситуация.
20.11.2013

Источник - Время

Комментариев нет:

Отправить комментарий