Нуреке
Ослабление внутриполитической власти Ак Орды и действующего президента Нурсултана Назарбаева приводит к самым причудливым, порой фантасмагорическим и фарсовым событиям. Но никогда еще в Казахстане не случались такие прецеденты, чтобы действующий государственный служащий в открытую выступал вместе с радикальными активистами оппозиции и отправлял своих родственников вступать в антиправительственные структуры, не говоря уже о поддержке несанкционированных акций протеста. Однако ему в этом потворствует ДВД и прокуратура Астаны.    
Руководитель «Жасыл Аймак» VIP-чиновник класса «А» Жуматай Суюндиков, пытаясь спасти своего сына от колонии, к отбыванию в которой его отпрыск приговорен за групповое изнасилование девушки вместе с четырежды судимым подельником-рецидивистом,  усилил свое лобби насильников общественными деятелями. Но сделал это крайне неоднозначно. Теперь его интересы на несанкционированных акциях протеста возле городского суда представляет человек, который был не просто судим за мошенничество, но и призывал к свержению конституционного строя и расправе с президентом Нурсултаном Назарбаевым. Можно ли назвать этот выбор чиновника Суюндикова (а он сделал свой выбор!), отца осужденного насильника, имеющего «неполное служебное соответствие», подозревавшегося в коррупции по месту работы и из рук вон плохо выполняющим свои служебные обязанности в течении всего последнего года, как невыразимо отчаянный шаг ради беспрецедентного давления на правосудие?! Или это всего лишь очередное доказательство тупости всех телодвижений высокопоставленного отца насильника?! В любом случае, в этой дилемме придется разбираться правоохранительным органам… Мы же лишь констатируем те факты, которые нам известны, включая то, что помимо оголтелого давления на правосудие посредством «ярых противников режима Назарбаева», чиновник Суюндиков не брезгует уже ничем. Он даже посылает своих родственников с требованием включить их в оппозиционное антиправительственное движение «Антигептил». Все, все средства и методы, даже самые сомнительные, как, наверное, ему кажется, должны способствовать освобождению его сына от отбывания наказания в колонии за групповое изнасилование.

РОДСТВЕННИКИ НАСИЛЬНИКА ЖЕЛАЮТ ВСТУПИТЬ В ОППОЗИЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Новые соратники отца насильника рьяно включились в борьбу. Даже организовали митинг в поддержку насильника Мурата Суюндикова у стен городского суда Астаны, где в тот момент рассматривалась кассационная жалоба по делу двух отморозков. Митинг, конечно, оказался скромный – всего несколько человек и ни к чему в итоге не привел. Приговор в отношении преступников снизили всего лишь на йоту. Впрочем, сам по себе факт проведения несанкционированного митинга в центре города любопытен. Полиция и прокуратура, обычно строго пресекающая попытки граждан провести какие-либо акции, в этот раз выполняла скромную роль наблюдателей. Никаких действий и даже предупреждений в адрес людей, оказывающих непосредственное давление на суд, в коем лоббисты насильников обвиняли и обвиняют журналистов. Пассивность стражей порядка свидетельствует о том, что ДВД Астаны не желая вмешиваться в ситуацию с высокопоставленным чиновником, на самом деле целиком и полностью находится на его стороне. На стороне осужденных насильников и их соратников из радикальной антипрезидентской оппозиции.
Хотя надо признать, что, несмотря на бурное проявление любви к насильнику Суюндикову наймиты его отца скорее представляют угрозу для своего нового хозяина. Поскольку они малоуправляемы и не пользуются успехом даже среди оппозиционеров, к коим себя причисляют.
Для чиновника Суюндикова-старшего связь с Махамбетом Абжаном вообще выглядит, мягко говоря, странно. По сути дела руководитель «Жасыл Аймак» должен бы претворять политику правительства и главы государства. А вместо этого он действует заодно с человеком, который эту самую политику нещадно дискредитирует.
Начнем с того, что 26 декабря Махамбет Абжан и вовсе заявил о готовности выдвинуть импичмент правительству и президенту. Он сдал заявление в канцелярию премьер-министра с требованием прекратить запуски ракет на гептиловом топливе. Правда, тут же разразился скандал. Дело в том, что Махамбет Абжан сделал заявление от имени группы «Антигептил». Но как-то позабыл поставить об этом в известность других членов движения. Реакция не заставила себя ждать. Руководитель астанинского филиала партии ОСДП Асхат Рахимжанов, входящий в «Антигептил», поспешил выступить с опровержением. В социальной сети Facebook он написал:
«Обращаюсь к членам группы «Антигептил» и ко всем, кто следит за деятельностью Группы!
Сегодняшнее мероприятие по передаче письма с подписями Президенту Назарбаеву Н. А. против использования топлива гептил в Казахстане не имеет под собой никаких легальных оснований! Собрание Группы не уполномочивало на это Абжан Махамбета! Мы можем расценивать это только как самоуправство, наглость и провокацию! Видимо есть силы, которые хотят дестабилизировать и разрушить группу!!!».
Заявление Асхата Рахимжанова поддержали и другие участники «Антигептила», в частности общественник Улан Шамшет. Он отметил, что:
«Почему когда другие активисты выходят к парламенту их забирают и судят, а вышел Абжан — ничего не было? Более того, говорить от имени группы никто его не уполномочивал это делать, у нас с этим все четко и ясно! Решение принимается коллегиально. Из-за таких несогласованных действий рушились организации, власти намеренно запускают таких провокаторов как Махамбет Абжан!»
Между тем Абжан не только не принес извинений соратникам. Более того, попытался представить все так, как будто он на самом деле герой, а те, кто не с ним — ничтожества.
На следующий день доблестный нацпатриот привел на собрание пару родственников осужденного насильника и его отца чиновника Суюндикова. И заявил ошарашенным участникам «Антигептила», что это новые члены оппозиционного движения. Возмущенные беспардонностью Абжана общественники выставили «новых участников» за дверь, а самого Махамбета Абжана тут же исключили из рядов группы.

РЕВОЛЮЦИЯ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ, А ТЕПЕРЬ И В ПОМОЩЬ НАСИЛЬНИКАМ
Абжан вообще личность одиозная и непредсказуемая. Мало кто сейчас вспомнит о том, что он был осужден и отбывал срок за хищение путем мошенничества. Это было в 2006 году. Тогда Махамбет Абжан решил баллотироваться в столичный маслихат. На предвыборную агитацию государством было выделено более миллиона тенге. Однако Абжан присвоил поступившие деньги, потратив их по своему усмотрению. Когда дело запахло жареным, он сбежала в Бишкек. Где он даже умудрился заявить о создании «Киргизского отделения казахстанской оппозиции». Сидя за рубежом, Махамбет Абжан принялся разглагольствовать о том, что нужно создать революционный комитет и свергнуть руководство Казахстана. Причем сам Абжан агитировал тогда за победу любой ценой, в том числе и самыми радикальными методами – неважно, лишь бы утопить ненавистный режим Назарбаева. Впрочем, за новоявленным мессией от Союза патриотической молодежи Казахстана никто тогда так и не пошел. Сопредседатель рабочего движения Казахстана «Солидарность», руководитель молодежной коммунистической организации Казахстана «Молодая гвардия» Айнур Курманов в тот момент резонно заметил в интервью «Фергана.ру»: «Я бы не стал всерьез воспринимать такой радикализм. Потому что он весь концентрируется на нескольких активистах, если брать конкретно Абжана и «Союз патриотической молодежи Казахстана». Серьезных массовых организаций в Казахстане не сложилось. Действительно, Абжан предложил создание некоего революционного Комитета коалиционного союза патриотической молодежи, других проектов. Но пока к его предложениям и его проектам никто не присоединился. В частности, вот это «киргизское отделение казахстанской оппозиции» — оно тоже никем не признано из тех партий и молодежных объединений, которые находятся сейчас в Казахстане. Ни «Кахар», ни наша группа, ни «Молодые профессионалы Казахстана» к подобным проектам и предложениям Абжана не присоединились».
Так и не сумев ничего добиться, Махамбет Абжан сотворил для себя образ жертвы режима. Вот, что о нем в частности писали наши киргизские коллеги и что он им заявлял в ответ:
«С середины октября по текущий день в Бишкеке находились представители молодежной казахстанской политической оппозиции Махамбет Абжан и Азамат Жетписбаев. Они являются руководителями молодежной организации «Движение Молодые патриоты». Против этих молодых людей, по их словам, в Казахстане по статьям за изнасилование и по статье о нецелевом распределении бюджетных средств возбуждены уголовные дела. 15 ноября Азамат и Махамбет зарегистрировали заграничное бюро казахстанской оппозиции в Бишкеке.
Корреспондент ИА «Фергана.ру» связался с Махамбетом Абжаном и задал ему несколько вопросов.
Пока интервью готовилось к печати, произошли события, которые добавляют к портретам молодежных оппозиционеров несколько весьма значимых штрихов. Как только что стало известно корреспондентам ИА «Фергана.Ру» в Бишкеке, в арендуемую молодыми людьми квартиру пришли сотрудники казахской милиции вместе со своими кыргызскими коллегами и задержали их. В настоящее время двое активистов молодежного движения переправлены в Алма-Ату. Местные правозащитники и представители молодежных организаций «Кел-Кел» («Возрождение») и «Бирге» пытались противостоять аресту, однако, безуспешно.
Текст интервью, которое дали собкору ИА «Фергана.Ру» Махамбет Абжан и Азамат Жетписбаев, мы публикуем без изменений.

- Как получилось, что вы приехали в Киргизию, в чем причина вашего отъезда из Казахстана?
- Еще до президентских выборов мы организовали движение молодых патриотов и участвовали в выборах местного самоуправления. С этого момента началось преследование наших членов, а их более семи тысяч по Казахстану. Против нас двоих возбуждены уголовные дела. Но не в этом суть: власти пытаются через посредников «купить нас» и вынудить в открытую выступить против действующей оппозиции. И поэтому мы были вынуждены уехать в Кыргызстан, как в страну с наиболее мягким и либеральным режимом. И, конечно же, нас интересует революционный опыт кыргызской оппозиции, нам здесь активно помогают молодежные организации в Бишкеке, это «Бирге» (Вместе) и «Кел-Кел» (Возрождение).
- Вас разыскивают Казахстанские спецслужбы?
- Да нас ищут, нам об этом сообщили наши казахские представители. Пока розыск по официальным каналам не объявлен, но если захотят, то наш КНБ (Комитет национальной безопасности Казахстана) сможет найти нас без проблем. Предвидя это, мы решили, что лучшая защита — это публичность.
- Ваши цели здесь в Бишкеке?
Естественно, это, прежде всего, обеспечение собственной безопасности. Второе — это подготовка к революции. Мы предлагали нашим оппозиционерам в Казахстане создать ревкомы, но они боятся. Молодежные организации пока не готовы к революционным действиям. Мы же представляем радикальное крыло. Нам близка по духу кыргызская молодежь. Естественно, вы скажете: чего вам казахам не хватает? Многие говорят, что уровень жизни в Казахстане значительно выше, чем у соседей. Но это ведь только в Алма-Ате и Астане. А вы поезжайте в аулы: там жизнь местами просто невыносима.
- Почему же тогда Казахстан проголосовал за Назарбаева?
- Такой процент явки и голосов за действующего президента явился результатом массовых махинаций и фальсификации во время выборов. Назарбаев бы никогда не набрал 91 процент, это просто нереально.
- Ваши ближайшие планы?
- Пока мы не собираемся возвращаться в Казахстан, будем координировать действия своих соратников и осуществлять поддержку казахской оппозиции извне.
Впрочем, это ему никак не помогло. Позже его задержали и экстрадировали в Казахстан, где несостоявшийся лидер революции получил 3 года лишения свободы.
Выйдя на свободу, Махамбет Абжан похоже, так и не избавился от революционной демагогии. И вот теперь – идея импичмента, выступление против собственных соратников по движению и защита извергов, изнасиловавших беззащитную девушку. Горячо отстаивавший идеи социализма, будучи руководителем «Союза патриотической молодежи Казахстана» — молодежного крыла Компартии, Махамбет Абжан теперь стал марионеткой чиновника Суюндикова. Но кто выиграет от этого или проиграет – большой вопрос.

Айбат БАТЫРХАНОВ, специально для «I»