Инвестиции Казахстана, вложенные в экономику соседнего государства, под угрозой?, - задается вопросом аналитическая служба известного и популярного сайта Нурадам.кз.
Известно, что с момента распада СССР Казахстан вложил в экономику соседнего Кыргызстана больше миллиарда долларов прямых инвестиций. И, если верить источникам в бизнес-кругах, это не предел: бизнесмены РК готовы вкладывать в эту республику еще и еще. Да и правительство Кыргызстана неоднократно зазывало инвесторов, обещая им всяческие блага.
Казалось бы, приходи, брат-казахстанец, открывай у соседа предприятие и знай клади прибыль себе в кошелек, обеспечивай куском хлеба местное население. Но не забывай аккуратно платить налоги – ни одно государство не любит, когда лезут к нему в карман. Однако не тут-то было. Нижеприведенные истории – свидетельство… даже трудно сразу сказать чему. Наверное, тому, что каждый иностранный инвестор в Кыргызстане – это, по сути, сапер, идущий по минному полю. И заверения правительства о благоприятных условиях стоят немногим дороже бумаги, на которой они написаны. Не спасет даже аккуратная выплата налогов.
«Манас». Не эпос, а эпопея
14 сентября 2007 года премьер-министр Латвии Айгар Калвитис и его кыргызстанский коллега Алмазбек Атамбаев (на фото) подписали в Бишкеке межправительственное соглашение об экономическом, промышленном, научном и техническом сотрудничестве, а также договор о взаимной защите инвестиций. В тот же день в столице Кыргызстана открылся банк «Манас» со стопроцентным латвийским капиталом, получивший лицензию от НБКР в январе следующего года. Хозяином капитала был бизнесмен из Латвии Валерий Белоконь (на фото) – попечитель Фонда британского принца Чарльза и одно из 9 доверенных лиц его же. Планы у банка были для Кыргызстана грандиозными – обслуживать не только внутренний рынок республики, но и быть чем-то вроде «моста» между зарубежными и кыргызскими бизнесменами.
В конце того же года, что характерно, оба премьера – и Латвии, и Кыргызстана – ушли в отставку. Только Калвитис совсем исчез из политики, а Атамбаев, после государственного переворота 2010 года, сначала вошел во временное правительство, а после выборов 2011 года и вовсе стал президентом КР.
После 7 апреля 2010 года для латвийского инвестора как-то вдруг стало очевидно, что доверительное общение с принцем Чарльзом – совсем не гарантия безопасности для твоего бизнеса. И то, что твой банк взял под свою опеку Федерацию шахмат КР, спонсировал молодежную баскетбольную команду «Манас» и поддерживал манасчи, не означает, что у тебя не будет проблем на родине былинного героя. Временное правительство Кыргызстана, в которое входил и Атамбаев, ввело в «Манас-банке» временное руководство, а еще через 9 месяцев – режим консервации. Самого же Белоконя обвинили в том, что он вместе с сыном сбежавшего президента Бакиева Максимом и банкиром Михаилом Наделем входил в организованную преступную группировку.
Масла в огонь подлила и международная неправительственная организация Eurasian Transition Group (ETG), написав, что Бакиев-младший является владельцем и акционером «Манас-банка». Потом ETG все же извинилась перед Белоконем через официальное опровержение, признав, что никакой связи между ним и Максимом Бакиевым в «Манас-банке» не было. А значит, не было и участия в ОПГ. Однако власти Кыргызстана эти извинения не услышали. А ведь именно они, как выяснилось, стали основным источником информации, на которой строились инсинуации ETG.
В 2011 году Белоконь начал против Кыргызстана международный арбитражный процесс из-за экспроприации своего банка. Также банкир обратился в комиссию ООН по международному торговому праву и потребовал выплаты компенсации. Как заявили адвокаты банкира, после смены политической власти в Кыргызстане новые власти фактически отняли у него банк, а для оправдания незаконной экспроприации возбудили ряд сфабрикованных дел, нарушив подписанный, кстати, одним из будущих членов временного правительства КР – Атамбаевым – договор о защите инвестиций. Тем не менее в кыргызской прессе появились материалы, что Белоконь готов решить дело миром.
Подобный жест доброй воли подразумевает аналогичный шаг с другой стороны. Однако его до сих пор нет. Хотя по всем признакам, если процесс все же произойдет, у Кыргызстана нет никаких шансов его выиграть. Потому что доказательная база у Кыргызстана не выдерживает никакой критики. Единственный «компромат» – знакомство с Максимом Бакиевым. Но, во-первых, такой статьи в Уголовном кодексе Кыргызстана нет, а во-вторых, если следовать логике новых властей КР, по этому обвинению надо отправить в тюрьму слишком много народа. Начиная с тех, кто ходил с означенным Максимом в детский сад. Остается напомнить, что банки – это как раз то место в Кыргызстане, где с 1992 года «крутится» 60% всех инвестиций, вложенных Казахстаном в экономику южного соседа.
Проклятие «желтого дьявола»
На этот раз речь пойдет о золоте. Точнее, о том, как сделать из него инструмент для политических спекуляций и откровенного вымогательства. У всех деловых людей сейчас на слуху скандалы вокруг крупного золотоносного месторождения Кыргызстана «Кумтор», которое разрабатывают канадцы. Проект работает в полную силу с 1994 года. За это время, согласно кыргызским источникам, компания перечислила в бюджет страны почти 600 миллионов долларов налогов, таможенных и прочих обязательных платежей. Ну а если посчитать прочие отчисления, общая сумма выплат приближается к 2 миллиардам долларов. И это не считая процентов по акциям «Центерра Голд», то есть компании-разработчика «Кумтора», где Кыргызстан имеет 32,75% акций.
Однако так было не всегда. По договору 1992 года доля Кыргызстана в «Кумторе» составляла 2/3, а доля канадского инвестора (на тот момент им была компания «Камеко») – 1/3. Прошло 11 лет, и принадлежавшие Кыргызстану 7,5 миллиона акций продали за 83,4 миллиона долларов. В бюджет републики эти деньги попали, но продажа снизила долю Кыргызстана в кумторском золоте до 15,66%. До сих пор никто так и не смог объяснить, а в чем, собственно, была выгода от этой операции? Однако канадцы были ни при чем, рассказывали нам опрошенные специалисты. Реструктуризацию допустила именно кыргызская сторона.
Сейчас в Кыргызстане предлагают привлечь всех, кто составлял невыгодные для страны договоры с канадцами по «Кумтору», к уголовной ответственности. Список фамилий обширен. Тут и крупные фигуры: Аскар Акаев, Курманбек и Максим Бакиевы, а также почти все бывшие премьер-министры Кыргызстана – Борис Силаев, Николай Танаев, Игорь Чудинов, Данияр Усенов, и «рыбешки» помельче, вроде бывшего министра геологии Капара Курманалиева или советника Максима Бакиева – Алексея Елисеева.
Однако всплывает одна интересная деталь: упоминаются только договоры от 2003 и 2009 годов. Последний (с долей Кыргызстана в 32,75%) сейчас и требуют пересмотреть нынешние власти КР. Но почему-то они как-то дружно забыли, что между этими двумя договорами был еще один – 2007 года. Наверное, все дело в личности премьера, подписавшего этот договор – Алмазбек Атамбаев. В принципе, понятно, почему. Во-первых, каждый новый правитель волен переписывать историю на свой лад, а во-вторых, это не Европа: привлекать к уголовной ответственности действующего президента в Азии как-то не принято. Здесь глава государства покидает свой пост либо мертвым, либо в результате переворотов, именуемых для красоты революциями.
Долю республики по договору 2007 года увеличили с 15,66% до 29,2%. Позднее было признано, что, заключая соглашение, кыргызская сторона допустила экономические и юридические погрешности. Из-за них договор получился слабым и откровенно рискованным. В частности, налог в 13% от валового дохода в совокупности давал лишь 9,2% эффективного налога. Того самого, который остается в распоряжении бюджета и государства.
Договор также не учитывал косвенные налоги, конкретнее НДС, на предоставляемые услуги и работы подрядчиков. Компания при оплате подобных услуг и работ, поставок, в частности, электроэнергии, оплачивает НДС, который засчитывается как выплаченный в бюджет государства. Очевидно, что это снижает эффективность налогообложения. По договору 2007 года пакет акций, как остававшийся у КР, находился в значительной мере блокированным. И было непонятно: есть ли у страны возможность пользоваться своими же акциями? Все же этот договор доводил пакет акций, пересчитанный на момент входа КР в проект «Центерра Голд», до 52%, с учетом проданных.
Кроме того, правительство КР (Атамбаев) согласилось установить для «Кумтора» упрощенный налоговый режим с фиксированными ставками выплат от стоимости проданного золота – от 10% в 2008 году и до 12% с 2010 года. Атамбаев тогда же заявил: «Этот документ рано или поздно все равно будет одобрен, у парламентариев нет аргументов против. А решение «за» просто затягивается. Кому-то выгодно, чтобы как можно дольше в стране сохранялась нестабильность». Сторонником этого соглашения, в частности, выступал тогда депутат, а ныне – глава госкомиссии по проверке «Кумтора» и министр экономики КР Темир Сариев, а в состав комиссии Атамбаева входил еще один нынешний сторонник тезиса «отнять «Кумтор» – тогдашний вице-спикер парламента Эркин Алымбеков, ныне также депутат.
Ратифицировать договор от 2007 года парламент Кыргызстана, однако, не успел – его распустили. В феврале 2008 года новый парламент выступил против соглашения, заключенного правительством Атамбаева, как невыгодного стране. Причины изложены выше. Новый контракт по «Кумтору» Кыргызстан и «Центерра» подписали в апреле 2009 года. Доля республики выросла до 33%. Однако три члена совета директоров «Центерры Голд» от Кыргызстана позволили менеджменту компании дополнительно выпустить более 1,8 млн акций для бонусов себе. Это и снизило долю Кыргызстана до 32,75%.
Как бы то ни было, договор 2009 года был признан сенсационным. Парламентарии его одобрили аплодисментами, а Конституционный суд позднее признал соответствующим всем нормам международного права и Конституции КР. Даже звучали предложения дать президенту Бакиеву медаль национального героя. Одна только Роза Отунбаева – тогда еще депутат от фракции партии Атамбаева СДПК – заявила: дескать, петь Бакиеву осанну не стоит, так как договор облегчил канадским инвесторам налоговый режим.
В ответ Елисеев, как один из авторов договора, собрал пресс-конференцию и заявил: «Да, мы просим представителей СДПК поаплодировать межведомственной комиссии. За то, что мы исправили ситуацию, в которую могла ввергнуться страна, если бы соглашение, подготовленное нынешним лидером СДПК Алмазбеком Атамбаевым, было подписано». По словам Елисеева, предусмотренное в том документе налогообложение привело бы рано или поздно к тому, что канадские компании, вместо того чтобы платить налоги в бюджет республики, оказывали бы Кыргызстану услуги, за которые пришлось расплачиваться из госказны. Строго говоря, все эти данные изложены в обращении Капара Курманалиева, которого теперь вместе с Елисеевым требуют, как уже сказано, предать суду. Однако Курманалиев пишет: «Мы готовы нести ответственность за соглашение 2009 года». Кстати, специалисты давно сделали вывод, что соглашение 2009 года позволило бы постепенно выдавить канадцев из «Кумтора», для чего в контракте были оставлены своеобразные юридические «дыры». Максим Бакиев и его окружение явно были уверены, что останутся править еще лет 10. Поэтому позиции КР были значительно усилены, но ни временное правительство, ни его преемники не воспользовались этим и как-то странно обошли данные «дыры».
Так или иначе, договор 2009 года сейчас требуют пересмотреть как не соответствующий интересам Кыргызстана. Вообще, простой анализ показывает, что проблемы вокруг «Кумтора» оттого, что чиновники Кыргызстана не умеют договариваться с зарубежными партнерами, и слабо представляют, в чем состоят государственные интересы. После всех вышеизложенных историй ясно, что продажные власти и «ручные» депутаты – это никак не проблема иностранных инвесторов. Сколько бы денег они ни предлагали в виде «шапок» и «откатов», последнее слово всегда остается за государством. Итог такого отношения государства и инвесторов в Кыргызстане уже известен: канадский Институт Фрейзера поставил Кыргызстан на 5 место из 10 в списке стран, наименее привлекательных с точки зрения инвестиций в горнодобывающую отрасль. Первое место занимает Индонезия, за ней следуют Вьетнам, Венесуэла и Конго. Замыкают список Зимбабве, Боливия, Гватемала, Филиппины и Греция.
Чем закончится «Кумторгейт», попытался спрогнозировать в кыргызских СМИ международный эксперт Кубат Рахимов: «Я вижу такой сценарий: правительство заложит оставшийся пакет в 32,75 процента «Центерры» китайским банкам, те выделят кредит на выплату штрафов и в результате станут собственниками пакета. Либо уже в период судебных дрязг всплывет китайский «благодетель», который выкупит на бирже часть акций по самой минимальной стоимости, профинансирует возможные штрафы под залог госпакета акций, выступит с инициативой по разделу активов «Центерры», объявит красивую инвестиционную программу. В результате «Кумтор» станет китайским предприятием. В итоге игра под лозунгами «золото для народа» может привести Кыргызстан к фактической потере самого стратегического актива страны».
Ну и напоследок что-то из области анекдотов. Одно из бишкекских информагентств сообщило: «Кыргызстан победил в международной номинации «Горнодобывающая страна года». Об этом по итогам визита министра экономики Темира Сариева в Гонконг сообщает пресс-служба ведомства.
По ее данным, 21 марта 2013 года на международной Гонконгской конференции Mines and Money республика удостоена этой престижной номинации. Кроме Кыргызстана номинантами стали Новая Гвинея и Австралия. Как пояснили в Министерстве экономики, премия вручена за реформы в горнодобывающей отрасли, улучшение инвестиционной привлекательности страны и легкости ведения бизнеса.
Конференция Mines and Money Hong Kong – площадка, на которой участники обмениваются практическим опытом в сфере горной добычи и обсуждают возможность привлечения инвестиций в свои страны. В этом году в конференции участвовали 3,5 тысячи компаний в сфере недропользования, а также страховые инвестиционные и финансово-аналитические компании».
Может, речь шла о каком-то другом Кыргызстане? Увы, на этот вопрос пока никто так и не ответил. Очевидно другое: если пока неизвестно, чем завершатся скандалы и тяжбы вокруг «Манас-банка» и «Кумтора», то казахстанским инвесторам лучше вложить деньги во что-нибудь другое. Например, в увеличение промышленного производства собственной страны. Ибо инвестиции в Кыргызстан в таких условиях – это игра с непредсказуемым результатом.
Аналитическая служба а’
http://www.nuradam.kz
Комментариев нет:
Отправить комментарий