пятница, 1 февраля 2013 г.

Гастарбайтерстан


Ислам Каримов задался вопросом, куда исчезает его народ

С самых первых лет после развала СССР Узбекистан исправно поставлял в Россию трудовых мигрантов, причем с годами их поток только возрастал. Если поначалу в РФ ехали жить и работать в основном русскоязычные граждане республики, то после того, как большинство из них обосновалось на новом месте, на смену им пришли представители титульной нации. До поры до времени официальный Ташкент никак не реагировал на массовый исход узбеков в Россию, однако теперь проблемой мигрантов озаботился сам Ислам Каримов.

30 января Каримову исполнилось 75 лет. За 23 года его президентства население Узбекистана, несмотря на отток русскоязычных и возвращение на историческую родину крымских татар, греков и представителей прочих народностей, увеличилось с 19 до 29 миллионов человек. Ежегодно республика прирастает 300 тысячами новых граждан, и за то, что все разговоры о перенаселенности страны пока что носят чисто теоретический характер, местные власти должны благодарить тех, кто в массовом порядке уезжает на заработки за границу. В основном узбеки едут в Россию, но если говорить о странах бывшего Союза, то не стоит сбрасывать со счетов также Украину и Казахстан (речь, конечно, идет о низкоквалифицированной рабочей силе, массово устремляющейся за рубеж, а не о специалистах высокого класса, которые точечно выезжают и в Западную Европу, и в США).

На Украине основная масса узбеков трудится в Крыму — туда их привозят крымские татары из числа тех, кто еще в 1944 году был выселен в Узбекистан и в постсоветское время вернулся на полуостров. Узбеки, как и их земляки в других странах, работают в Крыму строителями и подсобными рабочими, торговцами на рынках, помощниками в кафе и ресторанах татарской кухни. Часто работодатели используют своих помощников фактически в качестве рабов, отбирая у них паспорта, держа взаперти и впроголодь и заставляя при этом работать по 16 часов в сутки. Истории об этом регулярно публикуются в местной прессе. Но несмотря на это узбеки продолжают ехать в Крым, чему во многом способствует и схожая с татарами ментальность, сложившаяся за долгие годы совместного проживания.

Узбекская миграция в Крым носит сезонный характер, как, впрочем, и вся жизнь полуострова. С каждым рейсом Ташкент-Симферополь прибывает по 100-150 человек. Некоторые из них пытаются прорваться в Крым под видом потомков депортированных татар, приобретая себе на родине необходимые документы. Многих из тех, кто не имеет денег ни на проживание, ни на обратный билет, да еще и плохо владеет русским языком (что, конечно, затрудняет какой-либо диалог), местные власти разворачивают обратно. Общее число сезонных узбекских мигрантов в Крыму в 2008 году оценивали в восемь тысяч человек, сейчас можно предположить, что оно выросло до 10-15 тысяч.

В Казахстане только в столице страны Астане с ее населением в 700 тысяч человек на данный момент трудятся 30 тысяч узбекских граждан. Еще пять лет назад, согласно исследованию Международной организации по миграции, число трудовых мигрантов из Узбекистана в Южном Казахстане, куда перебирается до 90 процентов гастарбайтеров, составляло около 200 тысяч человек. Но эта цифра явно занижена — общественные организации уже тогда насчитали в республике около миллиона приезжих на заработки из Узбекистана. В частности, массово перебираются в Казахстан жители Каракалпакии и Хорезма, где уровень жизни один из самых низких в стране. При этом приток мигрантов в Казахстан будет только расти, так что в этом отношении южный сосед способен даже составить конкуренцию России.

Но Россия без мигрантов, в том числе из Узбекистана, все равно не останется. Только по официальным данным Федеральной миграционной службы РФ на 14 декабря 2012 года, каждый четвертый гастарбайтер в России являлся гражданином Узбекистана, а всего их насчитывалось 2,3 миллиона человек. Узбеки занимают первое место в структуре общего числа трудовых мигрантов (на втором — «зробитчане» из Украины — 1,4 миллиона человек) и лидируют по этому показателю уже не первый год.

Но это официальные отчеты, а они вряд ли в точности соответствуют действительности. При этом потребность в услугах приезжих работников, с учетом естественной убыли собственного трудоспособного населения, в России постоянно растет — в ближайшие 20 лет стране, по оценкам Всемирного банка, потребуется еще 12 миллионов гастарбайтеров. Следовательно, из этого числа узбеки, если сохранятся нынешние пропорции, составят еще три миллиона. Приплюсуем сюда родившихся и натурализованных в России детей мигрантов, узбеков, работающих в Казахстане и прочих странах, и получится весьма солидная диаспора — более трети населения самой «метрополии». Большинство из них и сегодня, и завтра будут находиться в той или иной стране-работодателе на временной основе, но часть осядет и получит новое гражданство.

С ростом количества гастарбайтеров растет и количество денег, которые они высылают домой, а деньги это немалые. В 2009 году Узбекистан получил таким образом 2,052 миллиарда долларов, в 2011-м эта сумма выросла более чем вдвое и составила 4,9 миллиарда (это почти в пять раз больше объема валюты, вырученной за год от продажи хлопка при номинальном ВВП Узбекистана в 45 миллиардов долларов), и прогнозируется ее дальнейший рост. Это, как пишут СМИ, стабилизировало курс сума, который по итогам 2012 года на «черном рынке» не снизился на привычные 20-30 процентов, а повысился на 1,8 процента.

Конечно, ситуация здесь не такая, как в Таджикистане и Киргизии, где выехавшие за рубеж работники обеспечивают ВВП своих стран на 47 и 29 процентов соответственно, — просто сама экономика Узбекистана является какой-никакой, но величиной, не сравнимой с показателями аграрных соседей. И тем не менее свои 10-12 процентов ВВП узбеки тоже присылают домой из-за рубежа (некоторые эксперты, правда, называют цифру и в 30 процентов).

Сказать, что в Узбекистане все перечисленные процессы вызывают одобрение властей, значило бы погрешить против истины. В Ташкенте на эмигрантов давно взирали с некоей ревностью («куда едете?», «чем у нас хуже?») и до некоторой степени им даже препятствовали. Покидающие страну в поисках работы неофициально носят статус «предателя родины», хотя, конечно, никто за это никаким преследованиям их не подвергает.

Официально решение вопросов по обеспечению трудоустройства граждан республики за рубежом возложено на Агентство по вопросам внешней трудовой миграции (АВТМ), которое, по свидетельству очевидцев, обклеило все ОВИРы страны предупреждениями о том, чем грозит желающему самостоятельный выезд на работу за рубеж — а именно рабством и вовлечением в проституцию. Но в Россию, как и в другие страны, с которыми у Узбекистана установлен безвизовый режим, можно уехать без так называемой выездной визы, для которой нужна прописка и разрешение правоохранительных органов. Особые сложности с получением выездной визы возникают у женщин моложе 35 лет — им для получения выездной визы нужно приглашение принимающей стороны, свидетельство о браке (или согласие родителей, которых следует привести в ОВИР) и еще ряд справок.

Впрочем, в страны СНГ узбекские поденщики предпочитают ехать самостоятельно, не прибегая к услугам агентства. Ну в самом деле, откуда будущий строитель, продавец, дворник или «бомбила» возьмет требуемую узбекскими чиновниками копию контракта с будущим работодателем, если даже толком не знает, в каком российском городе в итоге окажется? Ранее агентство успешно работало лишь с мигрантами, отправлявшимися на работу в Южную Корею (в свое время эти страны подписали соглашение о временном трудоустройстве граждан Узбекистана в Южной Корее). С точки зрения миграции в страны СНГ деятельность АВТМ оказалась малоэффективной.


«Зачем он туда поехал? Что, этот человек не мог заработать дома столько, сколько дворником в Москве? Позор нации, если наши люди могут только дворниками работать», — эти слова Ислам Каримов произнес 18 января на ежегодном заседании кабинета министров. Таким образом президент Узбекистана отреагировал на новость об убийстве в российской столице одного из узбекских гастарбайтеров (подобные убийства, как, кстати, и преступления самих приезжих по отношению к местным жителям, вообще-то происходят регулярно). Ответ на вопрос узбекского лидера очевиден: нет, дома заработать не мог. «Чистая» зарплата узбекского дворника в Москве составляет примерно 250-400 долларов — это больше, чем средний заработок в Узбекистане, даже по официальным данным.

В своем выступлении Каримов затронул также тему безработицы среди узбекской молодежи, возложив вину за недоработки в этой области почему-то на генерального прокурора республики (за убийство дворника в Москве, по словам Каримова, будет отвечать глава МВД Узбекистана). В августе прошлого года Государственный комитет по статистике и занятости населения сообщал, что уровень безработицы в стране снизился и составил 4,8 процента от экономически активного населения. Однако вряд ли Каримова стал бы волновать такой показатель, тем более что он, скорее всего, высосан из пальца — по данным Всемирного банка, реальный уровень безработицы в Узбекистане составляет от 20 до 30 процентов в зависимости от региона.

По мнению экспертов, возмущение Каримова напускное, и в его заявлениях сложно найти логическое зерно. С одной стороны, президент не устает докладывать о небывалых темпах роста экономики в стране, увеличении экспорта и импорта, а с другой — заводит речь об оттоке работоспособного населения и росте безработицы.

Взаимоисключающие выступления Каримова прекрасно коррелируют с оттоком населения из страны, с одной стороны, и итогами опроса, проведенного среди населения республики Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», — с другой. Результаты социологического исследования были обнародованы 15 января государственным информационным агентством Узбекистана «УзА». По мнению 90 процентов опрошенных, в наступившем году социально-экономическое положение в стране станет еще лучше, а «уверенность жителей Узбекистана в завтрашнем дне из года в год растет».

Абсолютное большинство респондентов были довольны успехами, достигнутыми в экономике (95,4 процента), обеспечении прав человека (93,9), социальной защите населения, в создании условий для свободы экономической деятельности, эффективного развития малого бизнеса и частного предпринимательства (94,1), обеспечении личной безопасности (96,6). При этом гарантом такого благополучия подавляющее большинство опрошенных, разумеется, назвали президента страны. Который искренне недоумевает, почему миллионы его сограждан готовы ехать за тридевять земель, чтобы мести улицы, рискуя при этом попасть в рабство или пасть жертвой межэтнических конфликтов.

Лента.ру

Комментариев нет:

Отправить комментарий