пятница, 15 февраля 2013 г.

Единый кандидат оппозиции, или ищи ветра в поле


Политические партии ощущают, что в одиночку противостоять президенту Эмомали Рахмону они не в состоянии.


8 секретных кандидатов

Рахматулло Зоиров, председатель оппозиционной Социал-демократической партии Таджикистана говорит, что в рамках коалиции с участием представителей социал-демократов, Демократической партии Таджикистана и Партии исламского возрождения ведутся переговоры по изменениям в закон о выборах, а также выдвижению единого кандидата:

“Эти переговоры продолжаются, прошло уже два этапа. Если не на 100%, то хотя бы на 90% мы пришли единому мнению, что необходимо выдвигать единого кандидата. Но пока не известно, кто будет единственным кандидатом, в списке 8 имен, из которых 5 представители партий и 3 беспартийные. Могу назвать только одного из них, это я - Рахматулло Зоиров. Окончательно имя единого кандидата  возможно будет объявлено в августе, или на съезде партий».


Наиболее организованной среди таджикской оппозиции является Партия исламского возрождения Таджикистана, которая утверждает, что имеет более 40 тыс. сторонников. И конечно же без присутствия этой организации всякая коалиция не имеет смысла. ПИВТ до сих пор в предвыборных компаниях старалась действовать самостоятельно.

В преддверии выборов 2006 года попытки создать коалицию не увенчались успехом, в том числе и из-за того, что ПИВТ не присоединился к другим партиям оппозиции. В результате наряду с Эмомали Рахмоном были зарегистрированы 4 кандидата из партии второго круга, которые, по мнению наблюдателей, были выставлены исключительно, чтобы придать выборам альтернативный характер.


Кабири не в курсе

В то время как лидер социал-демократов  Рахматулло Зоиров говорит об участии ПИВТ в переговорах по созданию предвыборной коалиции и выдвижении единого кандидата, председатель ПИВТ Мухиддини Кабири заявил, что ничего не знает об официальном участии его партии в этих переговорах. Он высказал предположение о том, что представители ПИВТ могли участвовать в переговорах неофициально.

При этом Кабири добавил, что его партия поддержит идею создания такой коалиции и выдвижение единого кандидата, даже если это будет не представитель ПИВТ:

”Мы не раз говорили, что создание коалиции является для нашей партии приоритетной задачей. Мы готовы создать коалицию со всеми, в том числе и с правящей партией. Для нас важно лишь программа кандидата и его цели. Особенно в условиях Таджикистана в одиночку идти на выборы означает лишь принимать участие».



За что побили Собирова?

О необходимости переговоров оппозиционных партий по вопросам выборов еще в 2012 говорил  Масуд Собиров, тогдашний председатель Демократической партии. Но в декабре Собиров был смещен съездом, который он называет незаконным. Но, несмотря на это, крыло ДПТ, Собирову объявило о его выдвижении в качестве кандидата на предстоящих ноябрьских выборах. Собиров говорит, что был смещен именно за то, что прилагал усилия по объединению оппозиционных партий накануне выборов.

Большинство наблюдателей считают, что оппозиционные партии Таджикистана слишком слабы и в одиночку ни одна из них не в состоянии составить конкуренцию правящей партии. Масуд Собиров уверен, что оппозиционные партии лишь объединившись, могут достичь серьезных результатов на нынешних выборах.



Найти нужную личность дело не простое

Таджикский эксперт Парвиз Муллоджонов говорит, достижение согласия оппозиционеров по единому кандидату дело не простое. Дело упирается в личности, претендующие на роль кандидата от имени всей оппозиции:

“Это очень сложно. Главная проблема и основное препятствие – это найти человека, который был бы принят всеми партиями. Но найти такого человека очень сложно. Например, от социал-демократов только  Зоиров может стать кандидатом, но я сомневаюсь, что ПИВТ поддержит его кандидатуру. То есть главная проблема – найти личность, которая была бы приемлема для всех партий».


По мнению экспертов, также обстоит дело и с Мухиддином Кабири, которого могут не поддержать светские оппозиционные партии. На выборах 2006, интрига пропала, когда Кабири отказался выдвигать свою кандидатуру, оставив площадку Эмомали Рахмону. СМИ отмечают, что учитывая осторожность Кабири, возможно он и в этот раз воздержится от участия в них. СМИ предполагают, что возможно он делегирует на выборы одного из своих заместителей, подобно тому, как это было в 1999, когда партия выдвинула не тогдашнего лидера ПИВТ Саида Абдулло Нури, а Давлата Усмона.

Сам  Кабири признается, что особого желания выдвигать свою кандидатуру не имеет: “Речь не идет об осторожности. Если того потребуют интересы нации и партии, то места осторожности и не понадобится. Но если будет достигнуто решение, чтобы партия не выдвигала своего представителя и кандидат будет от другой партии, или личность, популярная в народе, тогда и решение будет таковым. В любом случае, окончательное решение за съездом, но я высказал свою личную точку зрения, что не имею планов выдвигать свою кандидатуру и надеюсь, что съезд примет это во внимание».



Кандидат из своих и значение “ОК” из Москвы

Есть также предположения, что возможно кандидат на соперничество с  Эмомали Рахмоном выйдет из самой правящей элиты. Но появление такого кандидата, по мнению многих, зависит от зарубежных центров, прежде всего России, будет ли как и в выборах 1999 и 2006 вновь делать ставку на Рахмона, или как в 1994 году, когда дали и Абдуллоджонову принять участие, иметь двоякую позицию.

Но появление такого кандидата изнутри возможно лишь по команде “ОК” из Москвы. Парвиз Муллоджонов однако, считает, поддержав такого не нейтрального кандидата, оппозиция сожжет все свои мосты с правительством Рахмона:

“Это не возможно. Прежде всего не думаю, что кто-то из правительства восстанет. В нынешних условиях это не возможно. С другой стороны, идеи и взгляды оппозиции совершенно другие, и даже если и выберут кого-либо в качестве единого кандидата, это будет либо человек из их среды, или же кто-то нейтральный, который ни с кем не связан».

Но главная проблема в правилах игры, установленных правительством. Реальность сегодняшних дней, по мнению экспертов такова, что в отличие от 90-х годов, правящие круги стали более независимы и крепки, чтобы стерпеть вмешательство из-вне, даже из России. Т.е. для победы на выборах теперь не достаточно одной команды “ОК” из Москвы.

До сих пор ни одни из прошедших выборов в Таджикистане не были признаны ОБСЕ свободными и демократичными и многие из лидеров оппозиции уверены, что и итоговые проценты определять и в этот раз сами власти.  По мнению Парвиза Муллоджонова, участие оппозиционных партий в таких выборах означает «участие ради участия».

Однако Рахматулло Зоиров говорит, что они, даже если не будет измене закон о выборах, все же примут участие, чтобы, хотя бы показать, насколько отличаются свободные и демократические выборы от того, что власти Таджикистана называют таковыми.


Мирзо Салимпур, радио Озоди

Комментариев нет:

Отправить комментарий