вторник, 12 февраля 2013 г.

Один из главных разработчиков соглашения по Кумтору обвинил членов Совета директоров Центерры от Киргизии в экономической диверсии



На сайте информационного агентства "АКИпресс" появилась публикация Капара Курманалиева, который был одним из главных лиц в переговорах с Центеррой по соглашению 2009 года, которое касалось золотого месторождения Кумтор.


Курманалиев заявляет, что три члена совета директоров от Кыргызстана позволили менеджменту Центерры дополнительно выпустить более 1,8 млн акций для бонусов себе, что снизило долю Кыргызстана с 33% до 32,75%.

"Самым большим активом КР в Центерре конструкции Соглашения 2009 г. представляется пакет акций 77 401 776 шт. или 33% от их общего числа. Этот долговременный инструмент рассматривался как одна из основ института развития Кыргызстана на долгосрочный период.

Сразу заметим, что использованием этого инструмента никто не занимался. Более того, представители КР в совете директоров Центерры допустили снижение пакета с ровно 33% до 32,75%, что обусловлено дополнительной эмиссией акций в пользу менеджмента компании Центерра. Никаких весомых оснований для эмитирования за 2010-2012 гг. более 1млн 825 тыс. акций не было. Такая попытка была предпринята и по результатам 2009 года, но тогда она была блокирована: было предложено пересмотреть политику компании о наделении бонусами в виде акций высшего менеджмента компании и применять этот метод только за реальный вклад в рост компании. В последующем, очевидно, новые представители от КР в Центерре допустили это положение", - говорится в статье.

Далее Курманалиев рассказывает как происходил процесс разработки соглашения 2009- го года: "В 2007 году было подписано Соглашение о Новых условиях. Согласно этому документу предусматривалось, что пакет акций КР в Центерре увеличивается на 33,4 млн акций (создавая долю участия КР в Центерра в 29,2% за счет размывания) и налоговый режим вырастет в течение 2008-2010 гг. с 10% до 13% от валового дохода (включая 1% отчислений в Иссык-Кульский социальный фонд). При этом были допущены экономические и юридические погрешности, которые значительно ослабляли и делали очень рисковым данное Соглашение. В частности, налог в 13% от валового дохода в совокупности давал лишь 9,2% эффективного налога, т.е. налога, остающегося в распоряжении бюджета и государства Кыргызстан.

Соглашением не учитывались косвенные налоги, в частности НДС, на предоставляемые услуги и подрядные работы. Компания при оплате подобных услуг и работ, поставок, в частности, электроэнергии, оплачивает НДС, который в соответствии с правом штата Нью-Йорк засчитывается как выплаченный в бюджет государства.

Очевидно, что при этом снижается эффективность налогообложения. По этому соглашению пакет акций как остававшийся в распоряжении КР находился в значительной мере блокированным с непонятными перспективами возможности пользоваться своими же акциями. Все же это соглашение доводило пакет акций, пересчитанный на момент входа КР в проект Центерра, т.е. на 2003 год, до 52% с учетом проданных.

Из-за этих основных и других недоработанных моментов соглашения этот документ был отклонен ЖК КР при ратификации.

Заметим, что инициатором отклонения этого документа при ратификации был М.Садыркулов, проанализировавший отзыв на проект Соглашения 2007 года автора данных заметок, который позднее был назначен на должность директора Агентства по геологии и минеральным ресурсам КР.

В январе 2008 года на совещании у тогдашнего Президента КР, где присутствовали М.Садыркулов, В.Чудинов, Д.Усенов и К.Курманалиев, было принято решение: при проведении процедуры ратификации Соглашения в ЖК отклонить законопроект по ратификации, пересмотреть его и заключить новое Соглашение, полностью соответствующее всем юридическим процедурам международного характера и обеспечивающее повышение отдачи от проекта Кумтор для бюджета и государства.

При этом было оговорено, что переговорами и разработкой соглашения должны заниматься два человека, хотя численный состав комиссии не был ограничен. В составе этой государственной комиссии была создана экспертная группа в составе К.Курманалиева и А.Елисеева.

Одновременно было принято решение не допускать влияния на переговорный процесс со стороны любых чиновников любого ранга и запрет на обсуждение хода переговоров и материалов, периодически докладывая о ходе переговоров только М.Садыркулову и В.Чудинову. Поэтому созданная экспертная комиссия знакомила остальных членов комиссии только с достигнутыми договоренностями. К сожалению, это позволяло некоторым членам комиссии устраивать пресс- конференции, что не один раз ставило уже достигнутые договоренности под удар и сомнения. Они же использовались для травли проекта Кумтор угрозами национализации и суда, хотя экспертная комиссия считала, что это не только наносит ущерб инвестиционному климату в стране, но и затягивает переговоры и ухудшает условия их ведения.

Основным фактором, влияющим на переговоры, было нежелание компании Камеко вести их вообще: их инвестиции были застрахованы, и любой исход переговоров их удовлетворял.

Разрабатывать проект Соглашения и вести переговоры было поручено К.Курманалиеву и А.Елисееву, поэтому мы готовы нести ответственность за Соглашение 2009 года. Едва ли стоит, как это происходит сейчас, раздувать «охоту на ведьм».

http://analitika.akipress.org/news:4789

Комментариев нет:

Отправить комментарий