понедельник, 29 сентября 2014 г.

Почему нет реакции на Тасмагамбетова?

Во время общегородского субботника 20 сентября на вопрос журналиста о перспективах превращения Астаны в уникальный город под куполом аким, как свидетельствует узун-кулак, напрягаясь под тяжестью бревна, которое бывший комсомольский вожак нес на плече, ответил на языке демоса: «Это бред!».
Здесь следует отметить тонкое чувство языка акима столицы. Технологический проект создания стеклянной крыши над почти миллионным городом, которым увлечены некоторые наши технократы, он назвал, по сути, порождением больного сознания или, как принято говорить в народе ныне, продуктом «съехавшей крыши» с головы, какой бы она ни была: индивидуальной или коллективной. Отдадим должное Имеке. Какая игра слов, какой тонкий намек: о крыше над городом, мол, говорят те, у кого самих она уже сползла окончательно!
Заметим, что слово «бред» часто используют в составе просторечно-грубоватой идиомы с добавлением словосочетания «сивой кобылы». Часто, но не всегда. Поэтому грешить против правды не будем. Сам господь, видимо, удержал акима от употребления этого выражения. Не сивых, не прочей масти кобыл или жеребцов он не упомянул в связке с медицинским термином «бред».
Дальше Тасмагамбетов, чтобы мотивировать недопустимость строительства единой крыши над столицей, сделал лирическое отступление, пустив в ход казахские традиционные художества о прекрасном воздухе, высоком небе и степной шири, которой якобы соответствует душа потомка номада. Убежденность в пропорциональности масштабов души кочевника с размерами его пастбищ — это любимая тема всех демагогов-патриотов. Из таких рассуждений логически следует, что душа казаха, к нашему счастью, в десятки раз шире души армянина или эстонца и, к великому сожалению, чуть уже  меньше души якута. Душа человека тем самым уподоблена размерам жилплощади. Армянская душа ютится в однокомнатной квартире хрущевки, казахская же шикует в трехуровневом коттедже.
Сказал и сказал, казалось бы. Мало ли что говорят акимы-ироники? Но пикантность ситуации, оказывается, в том — об этом нам напоминает публицист Сергей Расов  — что идею накрыть город гигантским куполом впервые озвучил сам елбасы , нынешний кумир акима, который в переносе бревен на плечах в дни субботников не был замечен, но у печей металлургического комбината стоял с большой кочергой в молодые годы — это точно.
Тем самым аким города оказался в сложном положении. С одной стороны, мы знаем, что президент нашей страны никогда бредовых идей не высказывает, у него всегда все обдуманно, рационально и мудро. «Что ни слово, то Цицерон с языка слетел», — сказали бы про такого елбасы гоголевские персонажи, чуть-чуть, естественно, подредактировав классика, заменив, например, неактуального в степи Цицерона на гусиноголосого Казбека или Айтеке-бия. «Что ни слово, то Айтеке с языка скакнул», — чем плоха такая фраза?
А с другой стороны — слово, как известно, не воробей, даже если оно вылетело из уст акима. Не в джунглях живем все-таки, есть закон о первом президенте, закон об елбасы. Согласно этим законам, в оценке акимом с использованием слова «бред» инициативы главы государства по превращению Астаны в город Солнца имеются все признаки оскорбления чести и достоинства президента.
Для доказательства такого вывода приведем мнение экспертов из энциклопедии. В «Википедии» дается такая информация об этом опасном для человека медицинском факте. Вадим Моисеевич Блейхер, автор работы «Расстройства мышления», пишет: «Под бредом мы понимаем совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевших сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне».
Вадим Моисеевич — крупный специалист по бреду и галлюцинации.  Как видим из его наблюдений, бред — это серьезный недуг для всех, будь он хоть дворник или чабан. Действительно, что же хорошего в том, что сознание отражает мир неадекватно, искажает и корежит реальность до неузнаваемости? Кому нужен даже чабан, который бредит на рабочем месте? Когда же эта болезнь поражает главу государства, то пиши конец всему.
Да, помним, конечно, что в истории были случаи, когда монархи впадали в состояние бреда, а на судьбе страны это сильно не отразилось. Биография английского короля Генриха Шестого тому пример. Отсутствие катастрофических последствий для судьбы страны при таком неадекватно воспринимающем мир правителе объясняется тем, что уже тогда, в 15 веке, Англия была конституционной монархией, а парламент страны был далеко не карманным, выполняя ту функцию, для которой был предназначен. Он и не позволил бреду в одной отдельной высокопоставленной голове превратиться в бред общественный.
Зато дед Генриха Шестого, французский король Карл Шестой, оставшийся в памяти народа как Безумный, начудил много за тридцать с лишним лет правления в условиях абсолютной монархии. В приступе умственного расстройства король мог зарубить мечом самых близких сподвижников. Позже, придя в себя, надо полагать, переживал и мучился угрызениями совести, как это делают в популярной песне  Высоцкого аборигены дикого острова, съевшие, согласно мифу, своего благодетеля, ученого и путешественника Джеймса Кука. Не было во Франции 14—15 веков системы сдержек и противовесов королевской власти, и потому она страдала от безумия своего властителя.
У нас же в стране ситуация очень своеобразная. Формально она напоминает Англию 15 века, есть вроде бы парламент и правительство. Однако фактически она не отличается от Франции эпохи Карла Безумного, терроризировавшего своих подданных, когда у него периодически «съезжала крыша». Все знают, что в Акорде решает всегда один человек, о чем бы речь ни шла: входить стране в ЕАЭС или нет, проводить зимнюю Олимпиаду в ближайшие годы или повременить, загнать астанчан под купол или дать еще время полюбоваться синим небом, дать кому кулаком по кумполу или пока просто пожурить? Поэтому в случае подтверждения дальнейшим ходом событий правоты версии Тасмагамбетова нас ожидают серьезные испытания.
Хорошо если елбасы в порыве ярости ухайдакает царственным жезлом своего верного ученика Януковича или белорусского «батьку» Лукашенко — туда им и дорога, а что будет, если ему под горячую руку попадется кто-нибудь из акимов или сам премьер? Насколько нам известно, у «лидера нации» рука тяжелая, как и положено металлургу. А рука металлурга, вооруженная скипетром,  равнозначна кувалде. Врежет — мало не покажется. Кому от этого хорошо будет?
Единственным плюсом такого исхода, на мой взгляд, является то, что у отечественных живописцев появится отсутствующий пока сюжет картины, аналогичный сюжету полотна  Репина «Иван Грозный и его сын Иван. 16 ноября 1581 года». Но разве будет много радостей для поклонников живописи, если вторым именем в названии будущей картины казахского Репина о драмах отечественной истории будут имена Имангали или Карим? Стоит ли жертвовать менеджерами такого уровня ради бурного развития искусства?
Вернемся к всезнающей «Википедии». Что касается лечения болезни, то далее в энциклопедической статье говорится так: «Лечение бреда, по представлениям современной медицины, возможно только методами, влияющими непосредственно на головной мозг, то есть психофармокотерапией (например, антипсихотиками) и биологическими методами — электро- и лекарственным шоком, инсулиновыми, атропиновыми комами. Последнее средство особенно эффективно при воздействии на резидуальный и инкапсулированный бред».
О бреде какого типа говорил Имангали Тасмагамбетов в своем ответе на вопрос журналиста, мы не знаем. То ли не захотел уточнять, то ли не читал трудов  Ясперса и  Блейхера и не информирован в сложных вопросах типологии бреда. Есть гипотеза, что он подразумевал резидуальный бред. Впрочем, не исключено, что он имел в виду бред инкапсулированный.
Но в любом случае, какую бы разновидность бреда он ни подразумевал, как гласит пословица, хрен редьки не слаще. Бред он и в Африке бред. И лечат его радикальными способами, напрямую воздействующими на человеческий мозг. А мозг это вам не спина или бедро.  Это тончайшая и сложнейшая материя. Там нет хрящей, костей, жил и мускулов. Сплошные сосуды и нервы. Стопроцентной гарантии успеха от такого лечения нет. Если повезет — выберешься после удара медицинской кувалдой в мир реальности и отшатнешься от его ужасов, способных затмить мир бреда.
Не знаю, есть ли выражение «здоровый бред» (имитация бреда принцем Гамлетом в пьесе Шекспира?), но словосочетание «больная реальность» есть. С ней мы имеем дело ежедневно. Вурдалаков и кикимор, кажется, в этом мире нет, зато есть келимбетовы или касымовы, например. Попробуй угадать, кто из них опаснее для простого человека?
Однако, возвращаясь к проблемам лечения бреда, нельзя исключать высокую вероятность того, что после воздействия электрошоком или лоботомии, к примеру, человек из мира бреда не выйдет, а напротив, вознесется в высшую и последнюю стадию бреда — в мир бредятины. Ученых трудов специалистов, конечно, мы не штудировали с карандашом в руке — признаемся как на духу. Но роман американца Кена Кизи читали и фильм Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном в главной роли смотрели неоднократно. Там много таких пациентов психбольницы, по отношению к которым врачи хотели поступить как лучше, а получилось как всегда. Таким оказался и итог лечения главного героя фильма МакМерфи. Вот на какие риски обрекает Имангали нашего елбасы, если он в своем утверждении близок к истине!
Теперь немного истории, чтобы четче осознать поступок акима и наличие двойных стандартов у правоохранительных органов в отношении граждан и организаций. Героями его являются два наших замечательных современника.
В 2005 году президент, выступая по телевидению, заявил, что у казахов никогда не было границ, а в пределах нынешних границ не было и государства. Все штатные патриоты, любители клеймить при каждом удобном случае  Жириновского и иже с ним, замерли от неожиданности. Против заявления президента с защитой чести всего народа выступил один Жасарал Куанышалин. С опорой на 47 статью Конституции РК и 165 статью УК, он обратился в Верховный суд и Генеральную прокуратуру с требованием признать такое утверждение в качестве измены и предательства национальных интересов Казахстана.
Однако подручный казахстанский суд обвинил именно Куанышалина в оскорблении чести и достоинства первого президента страны и на скамье подсудимых оказался сам Жасарал. В своем заключительном слове в суде Куанышалин сказал вещие слова: «Своими словами Назарбаев с идеологической точки зрения вооружил врагов независимости Казахстана. Теперь они получили возможность не соглашаться с тем, что у казахов была государственность. Они будут в спорах с нами аргументировать свою позицию так: «Что ты говоришь, когда официальный руководитель страны публично заявил обратное?!» И как в воду глядел. Недавно президент Путин почти слово в слово повторил выступление Назарбаева. Спрашивается, кто был прав в этой судебной тяжбе? Куанышалин получил в 2005 году два года условно.
Чуть позже, уже в 2006 году, ДКНБ нашел признаки нарушения части 2 ст. 318 УК РК, т.е. выступил с обвинением в совершении подобного греха, как в случае с  Куанышалиным — оскорблении чести и достоинства президента, журналиста Казиса Тогузбаева. Основанием для этого стали статьи журналиста «Мафиозный режим покрывает убийц Алтынбека Сарсенбаева», «Гражданина Нурсултана Назарбаева — к судебному допросу», «Папа Римский — Папа Астанинский — почувствуйте разницу».
Абсурдность обвинений против Тогузбаева была очевидна тогда в 2006—2007 годах, когда шли следственные мероприятия и судебный процесс по этому уголовному делу. Все аргументы обвиняющей стороны были разбиты в пух и прах в выступлениях и публикациях самого Тогузбаева и его адвоката. Повторный суд по делу  Утембаева, проходивший в начале 2014 года в Каскелене, заочно еще раз доказал безупречность с точки зрения права и законов логики статей Тогузбаева. Президент страны, всенародно объявивший главным заказчиком убийства чиновника аппарата сената парламента Утембаева, был не прав. Суд признал, что Утембаев виновен, но заказчиком убийства он не является. Тогда, в 2007 году, Тогузбаев стал жертвой карающего меча отечественной Фемиды.
На этом фоне не совсем понятно, почему молчат КНБ РК и Генеральная прокуратура РК в случае с заявлением Имаргали  Тасмагамбетова? Ведь налицо присутствия признака, подпадающего под ст. 318 УК. А если через полгода Путин со ссылкой на акима Астаны скажет, мягко говоря, что президент наш недееспособен, так как нездоров?
Помните старый анекдот, как Индира Ганди при встрече с  Брежневым постучала себя по лбу и сказала: «У вас здесь чего-то не хватает!» Брежнев был в шоке от такого хамства. Не понял, что  Ганди, воспитанница другой культуры, имела в виду отсутствующий на лбу Леонида Ильича знак касты — тилок. Каково будет нам, патриотам страны, если кремлевский гэбэшник сделает публично в адрес елбасы (голова нации!) похожий жест, который на традиции Индии не спишешь?
В заключение следует признать, что как бы критически ни относились к президенту  Куанышалин и  Тогузбаев, они в своих публикациях тех лет не допускали употребление брутальной лексики и не подвергали сомнению психическое и физическое здоровье президента. Не соглашаясь с позицией критикуемого лица по принципиальным вопросам истории, политики, психологии, права и этики, Жасарал Куанышалин и Казис Тогузбаев спорили с ним как с равным, доказывали его неправоту, предупреждали об опасности для страны такого рода поведения человека, облеченного высокой властью, а главное — говорили с ним как с вполне вменяемым государственным чиновником, по которому психбольница ни в коем случае не плачет, а его серое вещество в черепной коробке не нуждается в лечении «инсулиновыми и атропиновыми комами».
Не знаю, как кому, а мне за этими страшными медицинскими терминами-«комами» видятся старый недобрый электрический шок, надежное долото-кашау, сделанное из нержавейки и, конечно, молоток.

Комментариев нет:

Отправить комментарий