четверг, 18 апреля 2013 г.

Ислам Каримов говорил с Путиным о своей преемнице «Гугуше»?


Визит Ислама Каримова в Кремль к Владимиру Путину оставил куда больше вопросов, чем дал ответов.
Наблюдатели едины в одном: необязательно было летать в Москву ради того, чтобы предупредить российского коллегу о ползучей опасности религиозного фанатизма и терроризма, предложить тому чаще обсуждать проблемы региональной безопасности в доверительной обстановке и объявить о том, что личное общение двух лидеров — это важнейший фактор двусторонних отношений между Узбекистаном и Россией. Для этого достаточно было телефонной беседы.
Не следовало отправляться в дальнюю дорогу и ради того, чтобы поговорить на досуге о растущем товарообороте между странами и немного поспорить о показателях этого товарооборота, которые, как оказалось, разошлись у президентов чуть ли не вдвое. Тем не менее, именно эти вопросы составили содержание встречи в Кремле, если, конечно, верить пресс-релизам. Но наблюдатели им не верят. И объясняют это тем, что Каримов и Путин слишком долго беседовали тет-а-тет, чтобы говорить только о погоде и здоровье. Значит, они за это время обсудили как раз то, что в пресс-релизы не попало, но ради чего узбекский лидер и заторопился в Москву.
Впрочем, на тему здоровья шутить не будем. Как утверждает, ссылаясь на свои источники в Ташкенте, оппозиционный лидер Мухаммад Салих, именно тяжелые переживания, связанные с осознанием необходимости вскоре оставить президентское кресло по состоянию здоровья, и побудили Каримова к этой поездке. Живущий в Стамбуле глава оппозиционного Народного движения Узбекистана исходит из того, что резко ухудшившееся самочувствие заставило президента Узбекистана принять непростое решение о своем преемнике, а точнее преемнице. Источники сообщили Салиху, что, все меньше доверяя своему окружению, он сделал ставку на свою старшую дочь Гульнару. «Гугуша», как ее называют в республике, в последние месяцы не скрывает своих властных амбиций и предпринимает открытые атаки на одного из своих главных потенциальных конкурентов — первого вице-премьера Азимова.
Но у «Гугуши» — серьезные репутационные проблемы на Западе. В Европе ведется расследование по коррупционным делам, напрямую связанным с ее именем, и местная пресса уже сформировала твердое негативное мнение об этой фигуре узбекской политики. С другой стороны, известно, что в Кремле Гульнару Каримову считают дамой «проамериканской», причем не столько по взглядам, сколько по ее зависимости от спецслужб США, имеющих на нее серьезный компромат и в любой момент способных наложить руку на ее капиталы, выведенные на Запад. Переубедить в этом Путина и попытался Каримов, имеющий сейчас одну заботу — как передать свою власть так, чтобы его государство не посыпалось в одночасье, а на его клан не пала кара за все то, что он учинил с узбекским народом. Поддержка Москвы в этом вопросе — уже полдела, поскольку отсутствие такой поддержки означает подготовку Кремлем самостоятельной игры в пользу неких своих ставленников, к числу которых Гульнара сейчас не относится. В условиях внутреннего раздрая такая игра имела бы большие шансы на успех, но предотвратить ее вознамерился президент и отец. Так считает Мухаммад Салих.
В пользу этой версии по крайней мере говорит и то, что сам визит Каримова готовился странно — сложилось впечатление, будто Ташкент, его инициатор, до конца не был уверен, что его главный представитель сможет осилить этот перелет. Или что у Путина в графике найдется окошко для гостя, пожелавшего обсудить нечто срочное.
Но есть и другое объяснение того, что подтолкнуло Каримова к вояжу. Согласно ему, президент Узбекистана решил заверить своего московского коллегу в том, что слухи о его дружбе с Америкой, равно как и о его инфаркте, сильно преувеличены. Как это сформулировал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана российского Института стран СНГ Андрей Грозин в интервью «Немецкой Волне», Каримов решил убедить Путина, что внешняя политика Ташкента остается многовекторной и
двусторонние отношения с Москвой сохраняют особую важность. А за счет США Узбекистан просто решает свои финансовые проблемы, пользуясь особенностями нынешней ситуации в Афганистане. Аналитик считает, что президент Узбекистана, как поистине восточный политик, старался продемонстрировать особый уровень личных отношений с Путиным именно для того, чтобы убедить своего визави во временности узбекского альянса с США.
На это у Каримова возникли свои причины. Дело в том, что из Вашингтона стали поступать не радующие его сигналы. США, хотя и очень аккуратно, дали понять, что считают чрезмерными запросы Ташкента, касающиеся объемов финансирования и вооружений, которые тот намерен получить за транзит военных грузов из Афганистана через свою территорию.
Больше того, администрация Обамы в нынешней не простой для себя экономической и военно-политической ситуации не желает ставить на кон и без того ущербные отношения с Россией и портить отношения с Китаем. А одностороннее мощное военное усиление Узбекистана за счет США неминуемо приведет к этому.
Сирийский тупик без Москвы и Пекина США уже не разрулить, а усугублять противоречия в еще более близком к России регионе нет резона, решили в Вашингтоне. Не говоря уже о том, что превращение Узбекистана в «непотопляемый авианосец США», по выражению Грозина, вызовет недовольство американской политикой в Душанбе, Бишкеке и главное в Астане, чего в США не хотели бы.
Поэтому в последние недели Каримов вдруг снова стал слышать из уст высокопоставленных представителей администрации США слова о гражданском обществе и демократии в Узбекистане. Обида побудила его срочно «наказать» западных партнеров и заставить их вернуться на прежние рельсы — к большей лояльности и сговорчивости. А одновременно подстраховаться на случай, если Обама в самом деле решил пожертвовать «центральноазиатской» ставкой на Узбекистан во имя геостратегической перезагрузки отношений с Россией. А для этого попугать Москву перспективой распространения из Афганистана терроризма и объяснить, что без помощи Ташкента ей с этой угрозой в регионе не справиться.
Другое дело, что его визави, если судить по брифингу, к страшилкам Каримова отнесся достаточно спокойно и оценил ситуацию в Афганистане после вывода оттуда контингента НАТО не столь драматично. Наверняка Путин уже знал содержание «тайного письма» Обамы, направленного ему в Москву через советника по национальной безопасности Донилона. Судя по всему, из него можно было косвенно заключить, что США сейчас не станут вопреки интересам Москвы «через колено» действовать в Центральной Азии.

Новая газета

1 комментарий:

  1. Гугуша некогда не будет президентом об этом знает все... президентом будет вероятно один из приблеженных Каримова и одобренный Кремлем и никто... об этом думает все узбеки

    ОтветитьУдалить